г. Самара |
|
13 июня 2018 г. |
дело N А55-16477/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области об отказе в удовлетворении заявления о приостановлении исполнения и об изменении порядка и способа исполнения решения от 11.04.2018 по делу N А55-16477/2016 (судья Колодина Т.И.)
по иску акционерного общества "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (ОГРН 1026301698422, ИНН 6319031607), к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Имплозия"; Министерство обороны Российской Федерации, ТУ Росимущества по Свердловской области о взыскании
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 по делу N А55-16477/2016 с Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации в пользу АО "ПЖРТ Промышленного района" взыскано 106 435,69 руб., в том числе долг в размере 103 623,19 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2812,50 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4193 руб.
На основании указанного решения выдан исполнительный лист ФС N 020576100.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области 01.03.2018 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 по делу N А55-16477/2016 путем исключения из резолютивной части решения указания на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, и о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 до момента рассмотрения судом заявления об изменении способа и порядка исполнения решения.
В обоснование заявления Министерство указало, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок исполнения судебных актов, решение Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 по делу N А55-16477/2016 подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на реализацию своих полномочий или с указанием, что взыскание денежных средств необходимо производить в порядке статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Управлением Федерального казначейства по Самарской области по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Определением от 11.04.2018 заявление о приостановлении исполнения и об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 по делу N А55-16477/2016 оставлено без удовлетворения.
Министерство финансов не согласилось с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить определение как незаконное, принять по делу новый судебный акт которым заявление Министерства удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом не учтены положения действующего законодательства Российской Федерации, которые определяют случаи и порядок взыскания денежных средств за счет казны РФ.
Указание в решении на взыскание "за счет казны РФ" определяет порядок исполнения судебного акта в порядке статьи 242.2 БК РФ
Требование истца о взыскании денежных средств с Федерального агентства по управлению государственным имуществом не основано на положениях статьей 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), а следовательно не подлежало удовлетворению за счет казны РФ.
Федеральным бюджетом предусмотрен достаточный объем бюджетных ассигнований, выделяемых Росимуществу для реализации своих полномочий.
Вместе с тем Арбитражный суд Самарской области решением от 19.04.2017 по делу N А55-16477/2016 фактически возложил обязанность по исполнению указанного судебного акта на Министерство финансов Российской Федерации.
По мнению заявителя решение Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 по делу N А55-16477/2016 должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а органом Федерального казначейства но месту открытия должнику (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) как получателю средств федерального бюджета лицевого счета в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, Министерство обороны Российской Федерации представили отзывы, в которых отклонили доводы жалобы как необоснованные.
Проверив материалы дела, ознакомившись с представленными отзывами, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По смыслу указанной нормы субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (Росимущество).
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляя полномочия собственника федерального имущества, действует от имени и в интересах Российской Федерации, суд правильно указал, что взыскание следует производить за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2017 и приостановлении исполнения решения судом первой инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 ГК РФ, согласно которому в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
При таких обстоятельствах указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Росимущества за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны. Данная позиция соответствует постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 N 1910/09.(Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 N 309-ЭС17-4184).
Обжалуемое определение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Уплата государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на обжалуемое определение пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области об отказе в удовлетворении заявлений о приостановлении исполнения и об изменении порядка и способа исполнения решения от 11.04.2018 по делу N А55-16477/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Самарской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16477/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2017 г. N Ф06-25176/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО "Имплозия", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-36512/18
13.06.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6263/18
10.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25176/17
13.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7660/17
19.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16477/16