город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2018 г. |
дело N А32-41887/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Родина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018
по делу N А32-41887/2017 (судья Гонзус И.П.),
по заявлению открытого акционерного общества "Родина"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Родина" (далее - общество, заявитель, ОАО "Родина") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее - управление) об отмене постановления о назначении административного наказания от 27.07.17 N 89 по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Родина" обратилось с апелляционной жалобой, просило отменить решение суда, заявленные требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что общество принимало действия для недопущения нарушения закона в части владения и пользования арендованным земельным участком с 2014 по 2016, что подтверждается материалами дела. Так, за 6 месяцев до окончания срока действия договора аренды общество выразило намерение на продление арендных отношений, направив в адрес администрации письмо от 19.05.2014, и в последующем письме от 05.03.2015. Администрация письмом от 03.06.2014 N 02-806 уведомила общество о том, что не менее чем за 90 дней направит информацию о намерениях в отношении земельного участка. Письмом от 08.10.2014 N 02-2519/14-04 администрация уведомила, что специалистами администрации подготовлен проект постановления о предоставлении на новый срок земельных участков сельскохозяйственного назначения ОАО "Родина", т.е. общество было уведомлено о намерении продлить арендные отношения на новый срок. Администрация приняла оферту общества, подтвердив указанным письмом акцепт. Данное обстоятельство подтверждается также решением Ейского районного суда от 10.07.2017 по делу N 2-436/2017, вступившим в закону силу 11.08.2017, которым суд признал действия администрации МО Ейский район препятствующим обществу в заключении договора на новый срок или продлении заключенного на новый срок и обязал администрацию заключить с ОАО "Родина" договоры аренды земельных участков, указав, что ранее заключенный договор считается продленным на неопределенный срок. Установленные при рассмотрении указанного дела обстоятельства имеют преюдициальное значение и опровергают вывод суда о том, что обществом не были приняты необходимые и достаточные меры по оформлению прав на земельный участок. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ. Согласно ст. 30.7 КоАП РФ если имеет место хотя бы одно обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении, постановление государственного органа подлежит отмене (пересмотру), кроме того, если совершенное правонарушение является малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Краснодарскому краю просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя. Управление указало, что после прекращения действия договора аренды и погашения записи об аренде в ЕГРН и до оформления земельно-правовых отношений на спорный земельный участок ОАО "Родина" не вправе было его использовать. Предпринятые обществом меры на устранение совершенного и выявленного правонарушения земельного законодательства, не являются основанием для освобождения его от административной ответственности. Письмо администрации от 08.10.2014 N 02-2519/14-04 свидетельствует о намерениях, но не выражает волю собственника в установленном порядке, т.к. постановление не издано, договор на новый срок не заключен и ЕГРН не зарегистрирован. Решение Ейского районного суда от 10.07.2017 по делу N 2-436/2017 не может иметь преюдициального значения, т.к. управление не являлось лицом участвующим в указанном деле, выявленное длящееся (с момента погашения записи об аренде и до выявления уполномоченным должностным лицом) правонарушение по времени предшествует вынесенному судом общей юрисдикции решению.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес межмуниципального отдела по Ейскому и Щербиновскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю поступило обращение Ейской межрайонной прокуратуры от 25.05.17 (вх. N 29-25/2459 от 30.05.17) по вопросу нарушения требований земельного законодательства ОАО "Родина".
К обращению приложены материалы проверки Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (справка от 23.05.17, фототаблица от 23.05.2017).
Ейской межрайонной прокуратурой Краснодарского района указанное заявление рассмотрено, решением от 16.06.17 проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества на основании распоряжения от 15.06.17 N 12-4057-р согласовано.
Извещение (с приложениями) о времени и месте проведения внеплановой выездной проверки от 19.06.17 направлено в адрес ОАО "Родина" заказным почтовым отправлением, получено адресатом 22.06.17 (почтовое уведомление 35368001851264).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 14.07.2017 земельный участок с кадастровым номером 23:08:1002002:89, площадью 332 782,0 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Копанской, ст. Копанская, секция 1-17 контуры 9, 10. Сведения о правообладателе отсутствуют.
При проведении проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:08:1002002:89, площадью 332 782,0 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Копанской, ст. Копанская, секция 1-17 контуры 9,10, используется ОАО "Родина" для выращивания сельскохозяйственной продукции - ярового ячменя, что подтверждается фототаблицей.
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 27.07.17 по делу N 89 общество признано виновным и привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в самовольном занятии земельного участка либо использовании земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Субъектами правонарушения могут быть лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно ст. 71, 71.1 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным Кодексом РФ, федеральными законами РФ. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Согласно п. 4, 7 ч. 5 ст.71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе: осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся, в том числе в случаях:
1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Согласно пп "а" п.3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением, в том числе выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков.
В соответствии с п.1 - 3 ч. 1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Согласно ч.7 ст. 71.1 ЗК РФ внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи (в том числе по итогам административного обследования объекта земельных отношений), проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
Статьей 74 ЗК РФ предусмотрено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В примечании к ст. 28.1 КоАП РФ указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Нормативно-правовым актом, непосредственно определяющим порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и при исполнении государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора является Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20.07.15 N 486 (ред. от 15.02.17) (далее - административный регламент).
Согласно п. 57, 80 административного регламента в акте проверки указываются: указываются: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование органа государственного надзора; 3) дата и номер распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра; 4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления или фамилия, имя и отчество (индивидуального предпринимателя или гражданина, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах плановой/внеплановой проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и лицах, допустивших указанные нарушения, а также (в случае проведения выездных мероприятий) сведения о проведении фотосъемки.
В акте проверки N 138 от 28.06.17 отражены все необходимые и предусмотренные административным регламентом сведения, в том числе, когда, кем, где и в какой временной период проводилась проверка, а также указаны сведения о фотофиксации проверяемых объектов. К акту проверки приложена фототаблица, в ней содержится вся необходимая информация о должностном лице проводившем фотосъемку, а так же перечислены в порядке возрастания изображенные земельные участки, с информацией позволяющей идентифицировать земельные участки (кадастровый номер, адрес местоположения). Фототаблица, как документ, имеющий в силу статей 26.2 и 26.8 КоАП РФ, а также положений административного регламента, доказательственное значение по делу об административном правонарушении, фиксирует визуальное изображение объекта проверки земельных отношений, его положение и состояние на момент проверки, прилагается в обязательном порядке к акту проверки и содержит дополнительную (в отдельных случаях основную) информацию о предмете административного правонарушения.
Сведения и информация, зафиксированные органом государственного земельного надзора в акте проверки содержащей указание точное место расположение, адресный ориентир, кадастровые номера, площадь каждого земельного участка - т.е. данные, позволяющие идентифицировать земельные участки как объект проверки и предмет административного правонарушения, подтверждаются и иными доказательствами собранными в процессе проверки и производства по делу об административном правонарушении.
Заместителем начальника Ейского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Масляковым А.Н. произведен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами: 23:08:1002002:88, 23:08:1002002:89, 23:08:1002002:90, 23:08:1002002:92, 23:08:1002002:93, 23:08:1002002:94, расположенных по адресу (местоположению): Российская Федерация, Краснодарский край, Ейский район, Копанской с/о, секция 1-17, контур 9, 10, 11, 12, 21, 22, 32, составлена справка от 23.05.17, согласно которой указанные земельные участки используются непосредственно ОАО "Родина", к справке приложена фототаблица (от 23.05.17), с указанием информации позволяющей идентифицировать земельные участки, а также указан способ использования конкретного земельного участка, с указанием возделываемых культур. Так, согласно вышеуказанных документов, земельный участок с кадастровым номером 23:08:1002002:89 используется ОАО "Родина" для выращивания ярового ячменя.
При проведении проверки присутствовал представитель ОАО "Родина" по доверенности Прасолов М.Т. (доверенность от 27.06.17 N 2). Согласно объяснениям представителя по доверенности от 27.06.17 ОАО "Родина" использует земельный участок с кадастровым номером 23:08:1002002:89, площадью 332 782,0 кв. м, по целевому назначению для сельскохозяйственного производства под яровой ячмень.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Согласно ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Таким образом, фототехника не является специальным техническим средством, указание специальных сведений о технических характеристиках, параметрах средств фотофиксации, а равно сертификаты и иные специальные сведения не обязательны в силу соответствующих положений статьи 26.8 КоАП РФ. Фотоматериалы, согласно статье 26.2 относятся к документам и признаются доказательствами, так как отвечают признакам, перечисленным в статье 26.2 КоАП РФ.
В то же время фотофиксация и фотоматериалы как документы, содержащие фактические данные об объекте проверки, месте и предмете правонарушения соответствуют и отвечают необходимым критериям, предъявляемым арбитражно-процессуальным законодательством РФ (статьи 67, 68 АПК РФ) и необходимым признакам доказательств, а именно, относимости, допустимости и достоверности.
На основании изложенного факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:08:1002002:89, расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Копанской, ст. Копанская, секция 1-17 контур 9,10, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в абз. 2 пункта 1 Постановления от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено ЗК РФ (на основании которых может осуществляться их использование), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Наряду с этим, статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются или прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно письму Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район от 22.05.2017 N 7-20-2017 земельный участок с кадастровым номером 23:08:1002002:89 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, ранее был предоставлен в аренду ОАО "Родина" (договор аренды от 23.12.2009 N 0800001925, заключенный между администрацией муниципального образования Ейский район и ОАО "Родина" на срок до 22.12.2014. По истечении срока договора был продлен на неопределенный срок.
Согласно ст. 610 ГК РФ если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок, при этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно п. 2, 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения.
Данные изменения были внесены Федеральным законом от 23.06.14 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступили в силу с 1 марта 2015 года.
Таким образом, с момента вступления в законную силу изменений в Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:08:1002002:89 в силу вышеуказанного закона принадлежали администрации Копанского сельского поселения.
Вышеуказанное также подтверждается письмом Управления муниципальных ресурсов от 31.03.2015 N 22-1388/15-0120, которым обществу сообщено, что правомочием по распоряжению земельными участками (в том числе предоставлению в аренду) в силу новой редакции пунктов 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 обладает администрация Копанского сельского поселения и по вопросу предоставления земельных участков, в том числе аренду, обществу необходимо обратиться в надлежащий орган.
Администрацией Копанского сельского поселения Ейского района в адрес ОАО "Родина" направлено уведомление от 25.04.15 N 02-330/16-53 о расторжении договора аренды и необходимости освобождения земельного участка в трехмесячный срок (до 26.07.16).
Следовательно, общество в соответствии со статьей 610 ГК РФ заранее было предупреждено (за три месяца) о намерении уполномоченного органа расторгнуть договор аренды земельного участка в одностороннем порядке.
Администрация Копанского сельского поселения Ейского района в письме от 08.09.16 N 02-523/16-53 просила ОАО "Родина" не производить посевных работ на земельном участке с кадастровым номером 23:08:1002002:89 в связи расторжением договора аренды.
Согласно письму от 28.04.16 ОАО "Родина" обращалось до истечения договора аренды с заявлением о его продлении, но получало отказы.
В материалах административного дела имеется соглашение о расторжении договора аренды N 0800001925 от 23.12.09 на земельный участок с кадастровым номером 23:08:1002002:89, согласно которому запись в ЕГРН погашена (рег. запись 23-23/020-23/020/802/2016-1826/4 от 15.09.16).
Следовательно, с момента внесения сведений о погашении записи о договоре аренды, а именно с 15.09.16, правоотношения между сторонами прекратились, договор прекратил свое действие, право общества на временное владение и использование земельного участка прекращено.
Отсутствие ограничений (обременений в виде аренды) на указанный земельный участок на момент проведения проверки и производства по делу об административном правонарушении также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.07.17.
В результате проведенной проверки в действиях ОАО "Родина" выявлено и зафиксировано в акте проверки от 28.06.17 N 138 и протоколе об административном правонарушении от 06.07.17 длящееся нарушение требований земельного законодательства, а именно использование земельного участка путем его засева без предусмотренных земельным и гражданским законодательством прав, в отсутствии выраженной в установленном порядке воли собственника.
Таким образом, обществом не были приняты необходимые и достаточные меры по оформлению прав на земельный участок. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали.
При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Согласно с части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не представил доказательств и документов, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, направленных на оформление правоустанавливающих документов в отношении земельного участка с момента его использования, равно как и не представлено в материалы дела документов, объективно препятствующих заявителю исполнить требования законодательства по оформлению. Таким образом, материалами дела подтверждена вина общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что согласно письму Администрации МО Ейский район от 08.10.2014 исх. N 02-2519/14-04 проект постановления администрации МО Ейский район "О предоставлении на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения ОАО "Родина" находится на стадии согласования отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку письмо свидетельствует о намерениях, но не выражает волю собственника в установленном порядке. До настоящего времени указанное постановление не издано, договор аренды на новый срок не заключен и в ЕГРН не зарегистрирован.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется ссылка общества на решение Ейского районного суда от 10.07.2017 по делу N 2-436/2017, поскольку управление не являлось лицом, участвующим в данном деле или стороной по данному делу (процессуальным участником), в связи с чем, правовая оценка действий общества, данная судом общей юрисдикции, и примененного судом положения закона, на котором основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение.
Кроме того, решение Ейского районного суда от 10.07.17 вступило в законную силу уже после выявления, фиксации доказательств правонарушения, рассмотрения дела об административном правонарушении и после вынесения оспариваемого постановления от 27.07.17 N 89 о привлечении ОАО "Родина" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Внесение платы за фактическое использование земельным участком в феврале 2017 года после расторжения договора аренды земельного участка (внесения записи в ЕГРП о погашении договора аренды) не является обстоятельством, исключающим вину юридического лица и освобождающим от административной ответственности в силу отсутствия соответствующих норм в КоАП РФ и законодательстве РФ, а лишь освобождает юридическое лицо от обязанности возвратить законному правообладателю или собственнику земельного участка неосновательное обогащение.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 по делу N А32-41887/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.