г. Санкт-Петербург |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А56-53257/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казначеевым В.О.
при участии:
от истца: Галкина Д.А. (доверенность от 06.10.2018), Сапондян Е.В. (доверенность от 01.12.2017)
от ответчика: Турчина М.О. (доверенность от 13.04.2017), Зейналова Н.В. (доверенность от 27.12.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8262/2018) Государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-53257/2017(судья Новикова Е.В.), принятое
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
к Государственному учреждению - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о взыскании,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 105 216 руб. 12 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года.
Решением от 19.02.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Учреждение, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, полагая, что Учреждение не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду путем размещения соответствующих отходов в соответствии с действующим в спорный период законодательством, поскольку Учреждением со сторонней организацией (ООО "Интеграция") заключен контракт на вывоз и размещение твердых бытовых отходов, по условиям которого право собственности на отходы переходит от заказчика к исполнителю. Кроме того, представленный Департаментом расчет является ошибочным, во 2 квартале 2014 года общий объем отходов составил 17, 8418 тонн, а не 27,968 тонн, оснований для применения пятикратного коэффициента за сверхлимитное размещение отходов не имелось.
Департамент возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Департаментом проверки расчета платы за размещение отходов за 2 квартал 2014 года, представленного Учреждением в адрес Департамента (от 18.07.2014 N 28/07/1988), произведен перерасчет платы, поскольку в нарушение приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182) природопользователем неправомерно была не исчислена плата за размещении отходов, природопользователем представлены документы, подтверждающие размещение отходов на полигон без указания ФККО, массы и класса опасности отходов, в нарушение утвержденного Порядка учета в области обращения с отходами (Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014) "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами").
Департаментом доначислена плата в размере 105 216 руб. 12 коп. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" на основании данных, содержащихся в расчетах платы и приложениях о фактическом негативном воздействии на окружающую среду.
Поскольку в добровольном порядке Общество указанную сумму за негативное воздействие на окружающую среду не уплатило, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, пояснения сторон апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя.
Деятельность по размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу пункта 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Исходя из изложенного вопреки доводам подателя жалобы Учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему иску, заключение между Учреждением и ООО "Интеграция" государственного контракта от 25.12.2013 N 2013.24311 на оказание услуг по вывозу, утилизации и размещению твердых бытовых отходов не привело к переводу обязанности по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку ООО "Интеграция" не обладает соответствующей лицензией.
Кроме того, ООО "Интеграция" является агентом ООО "Полигон ТБО", однако, ответчиком на указанный полигон отходы для размещения не передавались, отходы доставлялись на полигоны СПбГУП "ЗаводМПБО-2", между сторонами подписывались трехсторонние акты, в которых Учреждение указано как образователь отходов, а исходя из пункта 5.8 типовых договоров СПбГУП "Заовод МПБО-2" плату за негативное воздействие на окружающую среду платит образователь отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который (пункт 1) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как указано в пункте 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
В соответствии с пунктом 5 данного Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В силу пункта 6 Порядка N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
На основании определения апелляционного суда от 15.05.2018 между сторонами проведена сверка расчетов, по результатам которой плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2014 года Департаментом определена в размере 71 779 руб. 30 коп.
Вопреки доводам ответчика указанный размер платы соответствует вышеуказанным положениям Порядка N 632, исчислен за размещение отходов 4 класса (твердые бытовые отходы) исходя из данных, указанных в справке ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 17.07.2014 N 15/8406, актах приема-передачи отходов с применением повышающего коэффициента.
Оснований для отнесения спорных отходов к иному классу опасности не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит изменению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 71 779 руб. 30 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2018 по делу N А56-53257/2017 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (адрес: 194214, г. Санкт-Петербург, пр-кт Энгельса, д. 73, ОГРН: 1027801558223) в пользу Департамента Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, ОГРН: 1099847008546) 71 779 руб. 30 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, ОГРН: 1099847008546) в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (адрес: 194214, г. Санкт-Петербург, пр-кт Энгельса, д. 73, ОГРН: 1027801558223) 953 рубля расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.