г. Красноярск |
|
20 июня 2018 г. |
Дело N А33-24220/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" июня 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Хабибулиной Ю.В.,
судей: Бабенко А.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания этажи": Николаенко А.М., представителя по доверенности от 22.02.2018; Петрова Н.В., представителя по доверенности от 09.01.2018,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": Дудник А.В., представителя по доверенности от 11.04.2018 N 108/18,
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "АвтоТехЦентр":
Петровой Н.В., представителя по доверенности от 30.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания этажи"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "02" марта 2018 года по делу N А33-24220/2017, принятое судьёй Мельниковой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания этажи" (ИНН 2461226780, ОГРН 1142468041583, далее - ООО "Строительная компания этажи", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870, далее - ООО "КрасКом", ответчик) о признании договора от 18.09.2015 N 550-14 о подключении (технологическом присоединении к централизованной системе водоотведения, договора от 18.09.2014 N 551-14 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения заключенными.
Определением арбитражного суда от 02.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено общество с ограниченной ответственностью "АвтоТехЦентр".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.03.2018 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с приятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
В обоснование заявленной жалобы истец указал, что:
- суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и необоснованно включил в предмет доказывания по настоящему делу установление факта соответствия/несоответствия спорного условия договоров о цене требованиям действующего законодательства, т.к. предметом настоящего спора являлась заключенность оспариваемых договоров, а установление недействительности данных договоров (оспоримости, ничтожности);
- типовые формы договоров о подключении, так же как и положения Закона "О водоснабжении и водоотведении", рассчитаны на правовое регулирование отношений исполнителя и заказчика при наличии установленного тарифа на подключение на основе утвержденной инвестиционной программы исполнителя. Вместе с тем, ответчик на момент подписания спорных договоров не имел ни утвержденной инвестиционной программы, ни установленного тарифа. При таких обстоятельствах (отсутствие инвестиционный программы и утвержденного тарифа) порядок регулирования платы за подключение на момент подписания договоров устанавливался исключительно пунктом 14 Правил N 360. Поскольку плата за подключение была согласована сторонами в соответствии с действовавшими на тот момент положениями пункта 14 Правил N 360, которые в данной части не противоречили ни Закону, ни типовым договорам, в связи с чем спорные условия договоров не могли быть признаны ничтожными;
- суд первой инстанции ошибочно посчитал, что истцом был избран неверный способ защиты права.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав, что условие о плате за подключение является обязательным (существенным) условием договора о подключении, в связи с чем, судом обоснованно был рассмотрен вопрос о соответствии спорного условия публичных договоров нормам действующего законодательства. Ответчик также указывает, что к отношениям сторон по заключению спорных договоров Правила N 360, определяющие порядок подключения к системам коммунальной инфраструктуры, не могли быть применены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось.
Копия определения о принятии к производству апелляционной жалобы в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлена лицам, участвующим в деле, публичное извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещено в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Текст определения от 28.03.2018 опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 30.03.2018 в 09:55:16 МСК.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 в связи с уходом судьи Бутиной И.Н. в отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет, в составе суда произведена замена судьи Бутиной И.Н. на судью Споткай Л.Е..
В связи с длительным отсутствием ввиду болезни судьи Споткай Л.Е. апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания этажи" на решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" марта 2018 года по делу N А33-24220/2017, перераспределена в автоматическом режиме для рассмотрения судье Хабибулиной Ю.В. В соответствии с положениями статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу производится с самого начала.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.09.2014 между ООО "Автотехцентр" (заказчик) и ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (организация водопроводно-коммунального хозяйства) подписаны договоры N 550-14 и N 551-14 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (договор N 550-14) и централизованной системе холодного водоснабжения (договор N 551-14) следующего объекта: жилого дома N 1 (квартал 1), инженерное обеспечение комплекса многоэтажных жилых домов жилого района "Мичуринский" в Кировской районе г. Красноярска, расположенного по строительному адресу г. Красноярск, ул. Кутузова, 1.
В соответствии с пунктом 1 договора N 550-14 организация водопроводно-коммунального хозяйства (далее- организация ВКХ) обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объектов заказчика и в соответствии с условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта согласно приложению N 1, подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение и выполнить условия подключения.
В соответствии с пунктом 1 договора N 551-14 организация водопроводно-коммунального хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объектов заказчика и в соответствии с условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта согласно приложению N 1, подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение и выполнить условия подключения.
Согласно пункту 2.1 договоров заказчик для подключения объекта к сетям обязуется:
- выполнить за свой счет работы по строительству сетей водоснабжения (и водоотведения) от подключаемого объекта до точки подключения - для обеспечения возможности подключения объекта капитального строительства заказчика в точку подключения к сетям водоотведения, определенную условиями подключения (приложение N 1). В течение 10 рабочих дней после завершения заказчиком работ по строительству сетей водоснабжения и водоотведения для обеспечения возможности подключения объекта капитального строительства заказчику в точку подключения к сетям водоотведения (и водоснабжения), определенную условиями подключения (приложение N 1) стороны обязуются оформить акт о выполнении заказчиком обязательств по данному пункту договора,
- исполнить обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением объекта к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а также выполнить мероприятия по подключению объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, указанные в пунктах 1,2,3,5 п. 1.1. договора.
Срок подключения объекта - до 30.06.2017 (пункт 4 договоров).
В пункте 14 договоров согласовано следующее условие о плате за подключение: плата за подключение объекта заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения по договору не взимается, выполнения мероприятий, направленных на развитие мощности по водоотведению (водоснабжению) для подключения объекта заказчика к централизованной системе водоотведения (водоснабжения) не требуется, обязательства по сооружению (созданию, строительству, выполнению иных работ капитального характера), необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры объекта капитального строительства заказчика к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках настоящего договора, исполняются заказчиком самостоятельно. Работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к системе водоотведения, исполняются заказчиком самостоятельно.
В соответствии с пунктом 16 договора организация ВКХ осуществляет фактическое подключение объекта к централизованной системе водоотведения (водоснабжения) при условии выполнения заказчиком условий подключения (приложение N 1). Объект считается подключенным к централизованной системе водоотведения (водоснабжения) с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта по форме согласно приложению N 4, подтверждающему выполнение сторонами условий подключения и иных обязательств по договору и подписания акта о разграничении балансовой принадлежности канализационных (водопроводных) сетей по форме согласно приложению N 5.
В приложениях N 2 к договорам сторонами согласован перечень мероприятий по подключению.
Приложениями N 1 к договорам являются условия на подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованным системам водоотведения и водоснабжения. Срок действия условий - до 30.06.2017.
Дополнительными соглашениями от 27.12.2016 N 1 к указанным договорам произведена замена заказчика по договорам N 550-14 и N 551-14 - ООО "Автотехцентр" на ООО "Строительная компания Этажи".
Письмом от 14.02.2017 исх. N 18-11289/17-0-0 ответчик уведомил ООО "Автотехцентр" о незаключенности договоров N 551-14 и 550-14 в связи с несогласованностью такого существенного условия как плата за подключение в связи с несоответствием Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении", Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, а также типовым формам договоров о подключении, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которая такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным Законом "О водоснабжении и водоотведении" N 416 -ФЗ от 07.12.2011 (далее - Закон, Закон N 416-ФЗ).
Статья 4 указанного Закона устанавливает, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся: утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения (п. 1 ст. 4).
Статья 18 Закона регулирует порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения следующим образом:
- подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1 статьи),
- лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. 2 статьи),
- договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (п. 3),
- при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (п. 4).
- сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 6),
- плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя (пункт 13),
- договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 15).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, разделом 4 которых установлены Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Правила N 644).
Так, пунктом 86 Правил N 644 (в редакции, действовавшей на дату подписания договоров), предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - договор о подключении).
Согласно пункту 94 Правил N 644 в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе типовые договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, в которых предусмотрено, в том числе, условие о внесении заявителем платы за подключение (технологическое присоединение), размер которой зависит от необходимости проведения организацией ВКХ мероприятий по созданию (реконструкции) централизованной системы холодного водоснабжения (водоотведения):
- не связанных с увеличением мощности существующих объектов и сетей (в этом случае плата за подключение определяется как произведение действующего тарифа на подключение, установленного уполномоченным органом, подключаемой нагрузки в точке подключения и расстоянием от месторасположения объекта до точки подключения),
- в случае если для осуществления подключения организации ВКХ необходимо наряду с мероприятиями по созданию (реконструкции) централизованной системы холодного водоснабжения провести мероприятия, направленные на увеличение мощности существующих сетей и объектов, то плата за подключение устанавливается решением органа регулирования тарифов, установившего размер платы для заказчика индивидуально.
Указанные Правила N 644 и типовые договоры подключения обязательны для сторон при заключении и исполнении указанных договоров.
Исходя из изложенного, заказчик услуги по подключению обязан оплатить данную услугу вне зависимости от того, требуется ли для этой цели организации ВКХ осуществлять модернизацию существующих сетей и имеется ли на дату подписания договора утвержденная инвестиционная программа. Включение заявки заказчика в соответствующую инвестиционную программу имеет значение только для соблюдения исполнителем срока оказания услуги по подключению объекта к сетям.
Из вышеперечисленных нормативно-правовых актов также следует, что договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным договором, его условия должны устанавливаться в соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами N 644. Условие о плате относится к существенным условиям договора о подключении (технологическом присоединении), а размер платы подлежит определению исходя из тарифов, установленных уполномоченным органом.
Истец полагает, что условие о плате за подключение согласовано сторонами в пунктах 14 договоров от 18.09.2014 N 550-14 и N 551-14 в виде выполнения заказчиком за свой счет работ по сооружению объектов инфраструктуры, необходимых для подключения объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технологического обеспечения, за пределами границ своего земельного участка.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на ничтожность данного условия о плате, согласованного сторонами в договорах о подключении.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Принимая во внимание, что публичный договор является особым видом договоров, в котором свобода сторон в согласовании его условий ограничена, а также учитывая заявленные в ходе судебного разбирательства возражения ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в предмет доказывания по данному спору помимо установления факта согласования сторонами всех существенных условий договора входит также установление факта соответствия/несоответствия согласованного условия о плате требованиям действующего законодательства.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пунктов 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Согласованное сторонами в пунктах 14 договоров от 18.09.2014 N 550-14 и N 551-14 условие о плате за подключение объектов истца к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно которому плата по договору не взимается, поскольку выполнения мероприятий, направленных на развитие мощности по водоотведению (водоснабжению) для подключения объекта заказчика к централизованной системе водоотведения (водоснабжения) не требуется, заказчиком самостоятельно выполняются работы по сооружению необходимых для подключения объектов инфраструктуры объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технологического обеспечения, не соответствует приведенным выше правовым актам.
Размер платы за технологическое присоединение объектов ответчика согласно действовавшему на момент заключения договоров законодательству должен был определяться в соответствии с приведенными выше требованиями - исходя из тарифов, установленным регулирующим органом - Региональной энергетической комиссией Красноярского края.
Таким образом, условие о плате, согласованное сторонами в пунктах 14 договоров от 18.09.2014 N 550-14 и N 551-14, ничтожно в силу статьи 168 и пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка истца на Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360) не может быть признана состоятельной, поскольку указанные Правила, допускающие бесплатность технологического присоединения, были утверждены во исполнение Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и утратили силу 26.11.2014 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 N 1201 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации".
Положения Федерального Закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в том числе пункт 2 части 1 статьи 4 о полномочиях Правительства Российской Федерации по утверждению обязательных для сторон правил по заключению и исполнении договоров о технологическом присоединении и статья 12, допускающая бесплатность технологического присоединения), признаны утратившими силу с 01.04.2013 (Федеральный Закон от 30.12.2012 N 289-ФЗ).
В пункт 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) внесены изменения, исключающие возможность бесплатного технологического присоединения. С учетом даты опубликования Постановления Правительства от 29.07.2013 N 644 указанные изменения вступили в силу 14.08.2013, то есть до даты подписания сторонами спорных договоров.
Согласно части 6 статьи 42 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку на момент подписания договоров от 18.09.2014 N 550-14 и N 551-14 Правила N 360 и Правила N 83 не были приведены в соответствие с указанным Федеральным Законом N 416-ФЗ, установившим платность технологического присоединения, то в указанной части данные Правила не подлежат применению.
Также суд соглашается с доводом ответчика о неверном избрании истцом способа защиты права по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а способы защиты - в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Способы защиты гражданских прав закреплены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом под способами защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных или оспоренных прав.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017).
Требование истца о признании договоров заключенными не соответствует способам защиты нарушенного права, предусмотренных статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворение такого требования само по себе не приведет к восстановлению нарушенных прав истца, поскольку констатация судом факта заключенности договора, автоматически не понуждает ответчика к его исполнению. Следовательно, избранный истцом способ защиты права не соответствует существу его требований и не обеспечит эффективное восстановление прав истца.
Кроме того, основанием данного требования является письмо ответчика, направленное не истцу, а ООО "АвтоТехЦентр", которое на дату направления письма выбыло из спорных правоотношений на основании соглашений от 27.12.2016.
При этом основанием для обращения с настоящим иском явилось предположение истца о возможном отказе ответчика от исполнения договоров от 18.09.2014 N 550-14 и N 551-14, при отсутствии самого факта отказа ответчика от исполнения договоров.
Судом первой инстанции верно учтено, что срок действия условий на подключение, являющихся приложениями к спорным договорам, истек 30.06.2017, при этом доказательств исполнения сторонами указанных условий, либо продления срока их действия, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно в предмет исследования по настоящему делу включил вопросы, не подлежащие исследованию в рамках дела о признании договоров заключенными, а именно о недействительности данных договоров, подлежит отклонению.
Статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует обязательного предъявления иска о признании договора ничтожным; вывод о ничтожности договора может быть сделан судом и при рассмотрении иного самостоятельного требования, если данный вывод имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
При таких обстоятельствах, оснований для иных выводов и удовлетворения заявленных истцом требований у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки возражениям заявителя выводы суда с учетом установленных обстоятельств дела не противоречат действующему законодательству.
Несогласие общества с установленными судом первой инстанций обстоятельствами, с оценкой представленных доказательств и выводами суда не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" марта 2018 года по делу N А33-24220/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.