г. Самара |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А65-6226/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Матурова В.О., доверенность от 17 января 2018 года N 14/150,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ландыш" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по делу N А65-6226/2018 (судья Андриянова Л.В.),
по заявлению государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, город Казань Республики Татарстан,
к обществу с ограниченной ответственностью "Ландыш" (ИНН 1622000784, ОГРН 1031638401112), деревня Данышево Камско-Устьинского района Республики Татарстан,
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по заявлению государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - административный орган, заявитель, инспекция) общество с ограниченной ответственностью "Ландыш" (далее - общество) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе инспекции в удовлетворении заявления.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя инспекции, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.01.2018 г. в ходе осмотра магазина по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, с. Большие Кляри, ул. Колхозная, д. 25, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет общество, установлен факт реализации алкогольной продукции (пива и пивных напитков), а именно пива "Жигулевское Лакинское", емк. 1,5 л, алк. 4,0 %, в количестве 2 бутылок, при этом образцы алкогольной продукции были выставлены на витрине, информация о том, что алкогольная продукция выставлена не для продажи, отсутствовала.
Также согласно информации и раздела "Электронные услуги Росалкогольрегулирования для организаций" сервиса Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ООО "Ландыш" не подключено к Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).
На реализуемую алкогольную продукции отсутствовали сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота, определенные федеральным законом.
По результатам осмотра помещений, в ходе которого осуществлена видеосъемка, административным органом 25.01.2018 г. составлены протокол осмотра N 035226, протокол N 000005 изъятия алкогольной (спиртсодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, и указанная выше алкогольная продукция изъята.
Также взято объяснение продавца общества, а по результатам проведенного административного расследования административным органом в отношении общества составлен протокол N 000041 об административном правонарушении от 14.02.2018 г., и отмеченные нарушения квалифицированы как нарушения требований ст. ст. 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребителя (распития) алкогольной продукции", в связи с чем на основании ст. 23.1 КоАП РФ, ст. 203 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявление административного органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 до 300 000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данных административных правонарушений являются лица, на которых возлагаются обязанности по выполнению установленных правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции).
Согласно п. 2 этой статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В развитие приведенной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила N 864).
Пунктом 2 Правил N 864 предусмотрено, что справка заполняется в соответствии с данными ТТН и (или) международной ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности.
Организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории РФ и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы "А" и "Б" справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (п. 3 Правил N 864).
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 4 Правил N 864).
При каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел "Б" справки.
При этом продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правовой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 5 Правил N 864).
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 данного Закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 этого Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 указанного Закона.
Также согласно п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладную; копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ.
В силу ст. 25 Закона N 171-ФЗ спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством РФ органов.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона, либо с маркировкой поддельными марками.
При этом, согласно п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ для целей данного Закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Закона.
В нарушение указанных выше требований, а также требований постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" алкогольная продукция хранилась ответчиком без надлежаще оформленных сопроводительных документов.
Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений ст. ст. 10.2, 16, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
Приведенные требования Закона N 171-ФЗ находятся во взаимной связи с законодательством о защите прав потребителей.
Например, п. 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 (далее - Правила продажи товаров), определено, что продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Согласно п. 33 Правил продажи товаров до подачи товаров в торговый зал или иное место продажи продавец обязан произвести проверку их качества, в том числе проверить наличие необходимой документации и информации.
В силу п. 3 ст. 26 Закона N 171-ФЗ юридические лица, нарушающие требования данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Одной из мер государственного принуждения за нарушение Закона N 171-ФЗ является административная ответственность.
Факт оборота в магазине на момент проверки 25.01.2018 г. алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, подтверждается материалами административного дела - видеосъемкой, протоколом осмотра N 035226, протоколом N 000005 изъятия алкогольной (спиртсодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении от 25.01.2018 г., протоколом N 000041 об административном правонарушении от 14.02.2018 г., объяснениями Гиниатуллиной Р.Ф., являющегося руководителем общества.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о доказанности в действиях общества события и объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Поскольку факт правонарушения, совершенного обществом, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, что свидетельствует о виновности общества, доказаны материалами административного дела и не опровергнуто обществом, суд пришел к правильному выводу, что в действиях общества, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представил суду доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им требований закона и опровергающих доводы административного органа, либо документы подтверждающие законность нахождения спиртосодержащей продукции в обороте, поэтому факт совершения обществом правонарушения следует считать доказанным, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо административного органа действовало законно, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности не превышен.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, в силу положений ч.ч. 2, 3 с. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ (вступившей в силу с января 2015 г.) при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
При этом в силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ (вступившей в силу с января 2015 г.) при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Часть 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания назначение административного штрафа с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Учитывая вышеизложенное и факты, свидетельствующие о наличии в действиях общества, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, а также характер и обстоятельства совершенного правонарушения, суд правильно посчитал возможным назначить обществу административный штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, со снижением его размера до 100 000 руб. с конфискацией изъятой продукции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пиво не принадлежит обществу, отклоняются апелляционным судом, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела объяснениями руководителя общества Гиниятуллиной Р.Ф., в том числе являющейся продавцом в момент совершения административного правонарушения.
Информация о том, что директором ООО "Ландыш" является Давлетшин Л.А. внесена сотрудниками Госалкогольинспекции Республики Татарстан в процессуальные документы со слов Гиниятуллиной Р.Ф., при этом согласно выписке ЕГРЮЛ Давлетшин Л.А. является учредителем (участником) ООО "Ландыш", что также подтверждает его принадлежность к обществу и к спорной алкогольной продукции.
Доводы жалобы на то, что алкогольная продукция не находилась в реализации, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанная алкогольная продукция была выставлена на витринных полках, расположенных на виду у посетителей, а информация о том, что алкогольная продукция не предназначена для продажи отсутствовала.
При этом, в соответствии с. п. 2 ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Из материалов дела, в частности протокола осмотра от 25.01.2018 г. следует, что алкогольная продукция на момент проверки была выставлена в доступном для обозрения месте - на витрине. Информация и иное явное по обстановке обозначение того, что данная алкогольная продукция не предназначена для продажи, отсутствовали.
Ссылка общества на расходную накладную N 345505 от 12.01.2018 г., согласно которой поставщиком товара является ИП Сафина Р.А., а получателем Давлетшин Л.А., отклоняется апелляционным судом, поскольку обществом не принято во внимание, что хранение алкогольной продукции без сопроводительных документов также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 с. 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, факт оборота обществом алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом осмотра от 25.01.2018 г., объяснениями директора общества, протоколом об административном правонарушении от 14.02.2018 г. серии N 000041.
Доводы жалобы о том, что видеозапись не может являться надлежащим доказательством по делу, отклоняется апелляционным судом исходя из следующего.
В рассматриваемом случае протокол осмотра подписан продавцом Гиниятуллиной Р.Ф., при этом замечаний представителем общества к протоколу осмотра не указано.
Согласно ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ в случае необходимости применяются фото - и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором, в частности, делается запись о применении фото - и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото - и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч. 4 и 5 ст. 27.8 КоАП РФ).
Следовательно, видеосъемка, приложенная к протоколу осмотра соответствует требованиям ст. 27.8 КоАП РФ.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод о привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по делу N А65-6226/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.