г. Воронеж |
|
19 июня 2018 г. |
Дело N А14-1267/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Михайловой Т.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу административной комиссии при управе Ленинского района городского округа город Воронеж на решение арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018 по делу N А14-1267/2018 (судья Ловчикова Н.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Ленинского района" (ОГРН 1123668009740, ИНН 3665087007) к административной комиссии при управе Ленинского района городского округа город Воронеж (ОГРН 1033600003370, ИНН 3664022198) о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2018 по делу об административном правонарушении N 27/2018,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания Ленинского района" (далее - общество "Управляющая компания Ленинского района", управляющая компания) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к административной комиссии при управе Ленинского района городского округа город Воронеж (далее - административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.01.2018 по делу об административном правонарушении N 27/2018.
Данное дело было рассмотрено арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением суда области от 20.03.2018 (в виде резолютивной части) требования управляющей компании удовлетворены, постановление от 11.01.2018 по делу об административном правонарушении N 27/2018 признано незаконным и отменено.
Мотивированное решение по делу не составлялось.
Не согласившись с принятым судебным актом, административная комиссия обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на незаконность и необоснованность решения арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018 (резолютивная часть), в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
В качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта административный орган ссылается на наличие в действиях общества "Управляющая компания Ленинского района" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее - Закон Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ, Закон N 74-ОЗ) и действует с учетом отсутствия аналогичного состава в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях). Доводы управляющей компании о неверной квалификации правонарушения административный орган считает неверными.
При этом административная комиссия настаивает на том, что в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II (далее - Правила благоустройства), ответственность за надлежащее техническое и эстетическое состояние несут лица, эксплуатирующие и обслуживающие здание.
Одновременно административная комиссия обращает внимание на отсутствие оснований для применения в рассматриваемом деле положений статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, поскольку из фактических обстоятельств дела усматривается пренебрежительное отношение управляющей компании к требованиям муниципальных нормативно-правовых актов, а также наличие отягчающих ответственность обстоятельств, а именно - повторного совершения однородного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 271.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции изменению либо отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 13.11.2017 по адресу г. Воронеж, пл. Ленина, д.5 установлен факт наличия надписей на фасаде многоквартирного жилого дома, что является нарушением требований пункта 9.1.7 Правил благоустройства территории городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.05.2008 N 190-II (далее - Правила благоустройства от 19.05.2008 N 190-II).
Административным органом 16.11.2017 в отсутствие представителя общества "Управляющая компания Ленинского района", надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении, направленный в адрес управляющей компании письмом от 16.11.2017 и получен им 17.11.2017, что подтверждается отметкой о вручении.
О месте и времени рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении управляющая компания была извещена письмом от 10.01.2018 N 1, полученным им в тот же день согласно отметке о вручении. Рассмотрение материалов было назначено на 11.01.2018 на 15 час. 00 мин. в помещении управы Ленинского района городского округа город Воронеж.
11.01.2018 в отсутствие представителя общества "Управляющая компания Ленинского района" административным органом в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 4.1 Регламента работы административных комиссий при управах районов городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.08.2012 N 685, было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 27/2018, которым управляющая компания признана виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Полагая указанное постановление незаконным, подлежащим отмене в связи с нарушением им прав и законных интересов, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным постановление от 11.01.2018 по делу об административном правонарушении N 27/2018, суд области обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с часть 2 статьи 22.1 Кодекса об административных правонарушениях; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.11.2010 N 1006 "Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" главный специалист отдела по благоустройству текущему содержанию территории и автодорог и взаимодействию с органами территориального самоуправления управы Ленинского района городского округа город Воронеж наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 33.1 Закона N 74-ОЗ.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17 - 18.2, 18.4, 18.5, 19, 20, частью 2 статьи 20.2, статьями 20.3, 21.1 - 21.5, 23, 24.2, 24.6, 25, 27, 33, 33.1, 37.1 - 37.6, 39, 41, 44.2 - 44.4, 44.8, 44.9, 46 - 48, 50, 50.10 - 50.13 Закона N 74-ОЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 74-ОЗ, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел, наложение административных взысканий, обжалование, опротестование, а также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 33.1 Закона N 74-ОЗ несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, квалифицируется как правонарушение, влекущее наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Правилами благоустройства, устанавливающими единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определены порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, для всех юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 9.1.7 Правил благоустройства организация работ по удалению с фасада здания (сооружения) самовольно произведенных надписей, а также самовольно размещенной информационно-печатной продукции, информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) возлагается на лиц, выполнивших надписи, разместивших указанную продукцию, информационные элементы и устройства фасадов зданий (сооружений), а в случае если установить указанных лиц не представляется возможным - на собственников, владельцев здания (сооружения) либо на лиц, эксплуатирующих и обслуживающих данные объекты.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений заключают договоры управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов по содержанию общего имущества. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
В пункте 11 (1) указанных Правил содержания общего имущества предусмотрено, что Правительством Российской Федерации устанавливается Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), на управляющую организацию возложены следующие обязательства в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Из изложенных правовых норм следует, что протокол об административном правонарушении и акт осмотра составлен должностным лицом в пределах предоставленных полномочий. Также и постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено административной комиссией при управе Ленинского района г. Воронежа в пределах предоставленных полномочий.
Между тем, административным органом не учтено то, что очистка фасадов от несанкционированных надписей, отличных от основной окраски фасада, Минимальным перечнем не предусмотрена.
Договором управления, заключенным между управляющей компанией и собственниками помещений в многоквартирном доме, проведение указанных работ управляющей компанией также не предусмотрено. Доказательств обратного административным органом в ходе проведения административного расследования не выявлено, в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом возложения обязанности по организации работ по удалению с фасада здания (сооружения) самовольно произведенных надписей, а также самовольно размещенной информационно-печатной продукции, информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) прежде всего на лиц, выполнивших надписи, разместивших указанную продукцию, информационные элементы и устройства фасадов зданий (сооружений), либо на собственников, владельцев здания (сооружения), а на лиц, эксплуатирующих и обслуживающих данные объекты, такая обязанность возлагается при наличии соответствующего договора, у административного органа отсутствовали основания для привлечения общества "Управляющая компания Ленинского района" к ответственности за вменяемое административное правонарушение, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно на управляющую компанию возложена обязанность по организации работ по очистке фасада дома N 5 по площади Ленина города Воронежа.
При указанных обстоятельствах суд области обоснованно признал незаконным и отменил постановление административной комиссии при управе Ленинского района городского округа г. Воронеж от 11.01.2018 N 27/2018 о привлечении общества "Управляющая компания Ленинского района" к административной ответственности, предусмотренной статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для рассмотрения настоящего дела по общим правилам судопроизводства судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 20.03.2018 по делу N А14-1267/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административной комиссии при управе Ленинского района городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.