город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2018 г. |
дело N А53-2146/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от АО "Тандер": Надхина Н.В., паспорт, по доверенности от 09.04.2018 N 2-4/416,
от Административной инспекции: Векшин Е.В., удостоверение, по доверенности от 01.03.2018 N 30/2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.05.2018 по делу N А53-2146/2018,
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению акционерного общества "Тандер"
к Административной инспекции Ростовской области (Межрайонный отдел N 1)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области от 11.01.2018 N Р-04087-17 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 100 000 рублей, признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11.01.2018.
Решением от 03.05.2018 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тандер" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что с 04.12.2017 сотрудники магазина используют для сбора мусора контейнер, размещенный в мусорокамере (а не на улице) на основании договора с ООО "Наш Дом Сервис"; акт от 20.12.2017 и фотоматериалы не являются надлежащими доказательствами по делу; акт от 20.12.2017 составлен в отсутствие законного представителя общества, понятые являются сотрудниками административной инспекции.
Представитель АО "Тандер" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Административной инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Административную инспекцию Ростовской области из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области поступило обращение гр. Т. (от 05.12.2017 N 03-62/22359) по вопросу размещения организацией АО "Тандер" контейнерной площадки в неустановленном для этой цели месте по адресу: ул. Чистопольская, д. 11, а также без согласования в установленном порядке.
Должностным лицом Административной инспекции в ходе осмотра выявлено, что 20.12.2017 в 10.15 часов по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Чистопольская, д. 11, АО "Тандер" не обеспечило надлежащее выполнение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, а именно: отсутствует согласованная в порядке, установленном "Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону" от 28.08.2012 N 304, оборудованная в соответствии с установленными нормами контейнерная площадка по указанному адресу (как у собственника отходов - магазина "Магнит"), на используемом месте сбора отходов и прилегающей к нему территории не обеспечены чистота и порядок, что является нарушением пунктов 21-25 раздела 11 Правил благоустройства города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 20.12.2017 и в фототаблице.
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом административной инспекции в отношении АО "Тандер" составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.207 N Р-04087-17 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона.
Законный представитель общества извещен о времени и месте составления протокола путем направления 22.12.2017 уведомления посредством факсимильной связи и по электронной почте (л.д. 78-82 том 1).
Копия протокола была направлена в адрес общества заказным письмом с уведомлением.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрайонного отдела N 1 Административной инспекции Ростовской области вынесено постановление от 11.01.2018 N Р-04087-17 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Также по результатам рассмотрения дела обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11.01.2018.
Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности и представление, АО "Тандер" оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.
В целях обеспечения благоприятных условий жизни населения и обеспечения чистоты и порядка территории города Ростова-на-Дону решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (пункт 1 и 2 раздела 1 Правил благоустройства).
Собственник отходов - собственник сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых образовались отходы, или лицо, приобретшее эти отходы у собственника на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 раздела 3 Правил благоустройства все члены городского сообщества должны участвовать в обеспечении и поддержании чистоты, в том числе на территориях частных домовладений, в пределах обязанностей, установленных настоящими Правилами.
Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил и действующим законодательством.
Не допускается нарушение установленных настоящими Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.
Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники (владельцы).
В случае если объект благоустройства передан собственником владельцу в установленном законом порядке, ответственность за нарушение или неисполнение требований по содержанию объектов благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на владельца. В иных случаях ответственность возлагается на собственника.
В случае привлечения на договорной основе подрядной организации собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
Ответственными за организацию и обеспечение требований настоящих Правил являются:
* для юридических лиц - руководители, если иное не установлено внутренним распорядительным документом;
* для объектов торговли, сферы услуг и бытового обслуживания - собственники (владельцы) данных объектов, индивидуальные предприниматели;
- в многоквартирных домах - руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющей управление многоквартирным домом;
- в садоводческих, гаражных, жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья и прочих потребительских кооперативах и товариществах - законные представители;
* на незастроенных территориях - собственники (владельцы) земельных участков;
* в частных домовладениях - собственники (владельцы).
Согласно пунктам 21-26 раздела 11 Правил благоустройства, контейнерные площадки в обязательном порядке оборудуются на объектах и территориях, где могут накапливаться коммунальные отходы. Место размещения контейнерной площадки должно быть согласовано в порядке, установленном Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону.
В обязательном порядке до сдачи в эксплуатацию многоквартирного жилого дома или нежилого здания определяется и согласовывается место временного складирования отходов от указанного объекта.
Размещение и оборудование контейнерной площадки в соответствии с установленными нормами является обязанностью собственника объекта - источника образования отходов.
Контейнерные площадки размещаются на расстоянии не менее 20 м от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, детских, спортивных площадок и мест отдыха, но не более 100 м от объекта образования размещаемых отходов. В стесненных условиях в районах сложившейся застройки в соответствии с порядком, установленным Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону, минимальное расстояние до жилых домов сокращается до 8 - 10 м при условии соблюдения действующих санитарных норм и правил.
Установка стационарных контейнерных площадок и высокообъемных контейнеров на улицах с интенсивным транспортным движением допускается при невозможности их размещения на улицах с ограниченным движением транспорта, в транспортных тупиках, на дворовых территориях многоквартирных домов.
Нормируемый перечень элементов благоустройства контейнерной площадки включает: контейнеры различных модификаций, твердое покрытие, ограждение, благоустроенные подъезды и подходы. При отсутствии вблизи контейнерной площадки уличного освещения предусматривается локальное освещение.
Для предотвращения разлетания мусора и загрязнения территории, прилегающей к контейнерной площадке, контейнеры для сбора отходов оборудуются крышками.
Собственник площадки обязан обеспечивать чистоту на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории; содержать в чистоте и исправном состоянии контейнеры, производить их мойку и дезинфекцию.
Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в специализированный транспорт, а также скопившихся в результате нарушения графика вывоза, производится исполнителем услуг по вывозу отходов.
Как установлено судом, обществу вменено нарушение требований пунктов 21-25 раздела 11 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом об обнаружении признаков административного правонарушения, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом "Тандер" допущено нарушение приведенных Правил благоустройства, выразившееся в отсутствии согласованной и оборудованной в соответствии с установленными нормами контейнерной площадки возле магазина "Магнит" по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Чистопольская, д. 11.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС является доказанным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения правил благоустройства при осуществлении деятельности магазина "Магнит".
Правонарушение допущено обществом повторно в течение года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела об административном правонарушении доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы о том, что с 04.12.2017 сотрудники магазина используют для сбора мусора контейнер, размещенный в мусорокамере (а не на улице) на основании договора с ООО "Наш Дом Сервис"; акт от 20.12.2017 и фотоматериалы не являются надлежащими доказательствами по делу; акт от 20.12.2017 составлен в отсутствие законного представителя общества, понятые являются сотрудниками административной инспекции.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Размещение обществом "Тандер" мусорного контейнера на прилегающей к магазину территории (непосредственно у стены магазина, рядом с техническим входом), без оборудования в установленном порядке контейнерной площадки, подтверждено актом об обнаружении признаков административного правонарушения, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, которые составлены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные нарушения.
В частности, обществом не доказано, что контейнер принадлежит третьим лицам и установлен без разрешения общества.
При этом обществом не представлено доказательств принятия мер к недопущению размещения контейнера на прилегающей к магазину территории.
Обществом также не представлено доказательств того, каким образом собирались отходы в период до 04.12.2017, как и доказательства прекращения использования установленного на улице контейнера в период после 04.12.2017.
Как правильно указано судом первой инстанции, из представленной фототаблицы четко следует, каким фотоаппаратом они сделаны, зафиксировано время и дата осуществления фотосъемки, о том, что велась фотофиксация указано в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 20.12.2017.
Присутствие законного представителя при составлении акта об обнаружении признаков административного правонарушения не предусмотрено в качестве обязательного условия, порочащего акт в качестве доказательства.
Ссылки на то, что понятые являются сотрудниками инспекции также не свидетельствуют о недопустимости акта в качестве доказательства, в том числе с учетом дополнительной фиксации обстоятельств нарушения фототаблицей.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Постановление от 11.01.2018 N Р-04087-17 является законным.
Административным органом назначено заявителю наказание в пределах санкции части 2 статьи 5.1 Областного закона.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, При применении положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для снижения назначенного размера административного наказания, в том числе применительно к положениям ст. 4.2 КоАП РФ (обстоятельства, смягчающие административную ответственность).
В частности, обществом не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения либо принятия мер к недопущению совершения правонарушения, в том числе с учетом повторности привлечения к административной ответственности.
С учетом законности постановления также отсутствуют основания для признания недействительным представления от 11.01.2018, направленного на устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - благоприятные условия жизни, надлежащее санитарное состояние территории, здоровье людей, а также пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности (общество не признало вину в совершении правонарушения).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 03.05.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 мая 2018 года по делу А53-2146/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.