г. Ессентуки |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А15-5023/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (ОГРН 1050562009926, ИНН 0541031172) о признании МУП "Горводоканал" (ОГРН 1130548000098, ИНН 0548011295, адрес: 368502, г. Избербаш, ул. Буйнакского, 150) несостоятельным (банкротом) и включении в реестр требований кредиторов для удовлетворения в третьей очереди 39823511,34 руб. (судья Исаев М.С.), при участии в судебном заседании: от ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания": Муртазаева Ш.М. (по доверенности от 09.01.2018); в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании МУП "Горводоканал" г.Избербаш несостоятельным (банкротом) и включении в реестр требований кредиторов для удовлетворения в третьей очереди 39823511,34 руб., из которых основной долг - 38344551,32 руб., пеня - 765852,14 руб. и расходы по уплате третейского сбора - 713107,88 руб.
Определением от 15.12.2017 суд отказал во введении в отношении МУП "Горводоканал" процедуру банкротства - наблюдения. Производство по делу N А15-5023/2017 прекратил.
Не согласившись с принятым определением, ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" обратилась с апелляционной жалобой на определение суда первой инстанции.
Определением от 28.02.2018 суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан о несостоятельности (банкротстве) МУП "Горводоканал".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что во введении процедуры наблюдения в отношении МУП "Горводоканал" следует отказать, а производство по делу N А15-5023/2017 о несостоятельности (банкротстве) МУП "Горводоканал" прекратить по следующим основаниям.
В силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, не занятого в сфере деятельности субъектов естественной монополии, определяется в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), согласно которой доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. Кроме того, следует учитывать, что если доля лица на рынке определенного товара превышает 50 процентов, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.
Субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (абзац третий статьи 3 Закона N 147-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 147-ФЗ настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Из устава МУП "Горводоканал" следует, что целью деятельности общества является надежное бесперебойное снабжение водой и водоотведение у потребителей г. Избербаш и извлечение прибыли.
В письме от 27.03.2018 УФАС по РД сообщило, что МУП "Горводоканал" по состоянию на 01.12.2017 не включено в реестр субъектов естественных монополий ФАС России, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, заявление и информация о деятельности МУП "Горводоканал" не поступали в ФАС России. Вместе с тем, принадлежность хозяйствующего субъекта, а в данном случае МУП "Горводоканал" к субъектам естественных монополий определяется путем выявления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП "Горводоканал" является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД - 36.00.2), а также сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД - 37.00). Также согласно официальному сайту Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан в разделе деятельность по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению для МУП "Горводоканал" установлены соответствующие тарифы на 2017 и 2018 год (постановление РСТ РД от 24.11.2017 N 59, 60 и постановление от 06.12.2017 N 71, в разрезе по полугодиям. Фактическим осуществлением МУП "Горводоканал" деятельности по водоснабжению и водоотведению, как субъекта естественной монополии, можно подтвердить заключенными МУП "Горводоканал" договорами на оказание таких услуг и платежными документами (квитанции, чеки) по оказанию такой услуги потребителям.
При таких обстоятельствах, с учетом специфики производственной деятельности, определенной учредительными документами, и фактического осуществления деятельности по снабжению водой и водоотведению у потребителей городского округа г. Махачкала, должник на дату подачи заявления о признании его несостоятельным (банкротом) имеет необходимые признаки, позволяющие сделать вывод, что МУП "Горводоканал" является организацией, осуществляющей производство и реализацию услуг в условиях естественной монополи и в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Закон о банкротстве применяется к отношениям, связанным с банкротством субъектов естественных монополий, с особенностями, установленными главой IX Закона (статья 168 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей данного Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 197 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Согласно пункту 1 - 3 части 1 статьи 94 Закона N 229-ФЗ в случае, отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности: в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Таким образом, условием для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий является исчерпание возможности удовлетворения требований кредитора путем обращения взыскания на имущество должника.
Именно отсутствие положительного результата данных мер позволяет кредитору требовать признания субъекта естественной монополии банкротом и является основанием для введения наблюдения.
Таких доказательств, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Поскольку заявления от иных кредиторов о признании должника банкротом отсутствуют, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в силу пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве во введении процедуры наблюдения в отношении МУП "Горводоканал" следует отказать, а производство по делу N А15-5023/2017 о несостоятельности (банкротстве) МУП "Горводоканал" прекратить.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.12.2017 по делу N А15-5023/2017 отменить.
В удовлетворении заявления ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" о введении в отношении МУП "Горводоканал" процедуры наблюдения - отказать.
Производство по делу N А15-5023/2017, возбужденному по заявлению ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" о признании несостоятельным (банкротом) МУП "Горводоканал" - прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.