г. Самара |
|
22 июня 2018 г. |
А65-34770/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" - представителя Коршуновой А.С. (доверенность от 09.01.2018),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2018 года по делу N А65-34770/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (ИНН 1658029258, ОГРН 1021603061655), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978), г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по РТ, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани", гр. Белякова Евгения Александровича,
о признании незаконным отказа в выдаче предварительного заключения на проект по установлению окончательных границ санитарно-защитной зоны причала, выраженного в письме от 17.08.2017 N 11/19545, и об обязании устранить допущенные нарушения прав путем выдачи положительного предварительного заключения на проект по установлению окончательных границ санитарно-защитной зоны причала,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс", г.Казань (далее -заявитель; общество, ООО "Аракчинский гипс") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978) (далее - ответчик, Управление Роспотребнадзора), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в выдаче предварительного заключения на проект по установлению окончательных границ санитарно-защитной зоны причала, выраженный в письме от 17.08.2017 N 11/19545, обязании устранить допущенные нарушения прав путем выдачи положительного предварительного заключения на проект по установлению окончательных границ санитарно-защитной зоны причала.
Определением от 10.01.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра по РТ, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани", гражданин Беляков Евгений Александрович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2018 года по делу N А65-34770/2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на их обоснованность.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу заявителя, в котором заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2018 года по делу N А65-34770/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В материалы дела также поступили письменные пояснения ООО "Аракчинский гипс", а также копия письма Отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского БВУ от 20.03.2018 N 02-890, которые приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.07.2017 заявитель обратился в Управление Роспотребнадзора по РТ с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации. Наименование проектной документации - Отчет о проведении исследований в контрольных точках для установления окончательной санитарно-защитной зоны для причала ООО "Аракчинский гипс".
Согласно данному заключению общество предлагало к утверждению размеры санитарно-защитной зоны причала ООО "Аракчинский гипс" (10 м. с северной, северо-восточной, северо-западной стороны, 250 м. с восточной стороны, 500 м. с западной стороны, юго-западной, южной, юго-восточной стороны).
По результатам рассмотрения заявления ответчиком установлено, что предприятие ООО "Аракчинский гипс" является промышленным объектом 2 класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 м.
Управлением Роспотребнадзора по РТ письмом от 17.08.2017 N 11/19545 обществу в выдаче предварительного заключения отказано со ссылкой на то обстоятельство, что по данным публичной кадастровой карты, заключения РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (N 449668 от 04.08.2017) в юго-восточном и восточном направлениях на расстоянии 50 м от границы предприятия на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:19582, площадью 33 154 кв.м., с разрешенным видом использования - под застройку блокированных жилых домов (свидетельство о государственной регистрации права собственности N 16-16/041-16/097/005/2016-2522/2 от 23.05.2016) планируется строительство жилого комплекса, предлагаемые к утверждению размеры санитарно-защитной зоны причала ООО "Аракчинский гипс" с восточной и юго-восточной сторон противоречат требованиям п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", рекомендациям письма Роспотребнадзора N 01/6968-15-32 от 18.06.2015.
Полагая, что указанным отказом в выдаче предварительного заключения, оформленного письмом от 17.08.2017 N 11/19545, нарушаются права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 14.08.2014 N 4876, договором аренды земельного участка от 24.09.2014 N 17932 ООО "Аракчинский гипс" был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 16:50:280550:1 площадью 7 020, 00 кв.м. для целей, не связанных со строительством, а именно под приемку и размещение сырья, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) по ул. Приволжская Кировского района г. Казани.
Согласно постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 29.11.2016 N 4864 по заявлению общества "Аракчинский гипс" путем разделения земельного участка с кадастровым номером 16:50:280550:1 образованы два земельных участка площадью 4 525 кв.м. и площадью 2 494 кв.м. (л.д. 9-10, т. 3).
Земельный участок площадью 4 525 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет под номером 16:50:000000:21078.
Договором аренды земельного участка от 15.02.2017 N 19463 земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:21078 площадью 4 525 кв.м. по ул. Приволжская Кировского района г. Казани предоставлен ООО "Аракчинский гипс" в аренду сроком до 13.08.2017 г. под причал и открытый склад гипсового камня (л.д. 11-21, т. 3).
17.07.2017 г. заявитель обратился в Управление Роспотребнадзора с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации по установлению санитарно-защитной зоны с приложением Отчета о проведении исследований в контрольных точках для установления окончательной санитарно-защитной зоны для причала ООО "Аракчинский гипс" (л.д. 81, т. 1).
Согласно данному заключению обществу предлагается к утверждению размеры санитарно-защитной зоны причала ООО "Аракчинский гипс" (10 м. с северной, северо-восточной, северо-западной стороны, 250 м. с восточной стороны, 500 м. с западной стороны, юго-западной, южной, юго-восточной стороны).
Письмом Управления Роспотребнадзора по РТ от 17.08.2017 N 11/19545 заявителю отказано в выдаче предварительного заключения со ссылкой на то, что по данным публичной кадастровой карты, заключения РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (N 449668 от 04.08.2017) установлено, что в юго-восточном и восточном направлениях на расстоянии 50 м от границы предприятия на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:19582, площадью 33154 кв.м., с разрешенным видом использования - под застройку блокированных жилых домов (свидетельство о государственной регистрации права собственности N16-16/041-16/097/005/2016-2522/2 от 23.05.2016) планируется строительство жилого комплекса, предлагаемые к утверждению размеры санитарно-защитной зоны причала ООО "Аракчинский гипс" с восточной и юго-восточной сторон противоречат требованиям п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", рекомендациям письма Роспотребнадзора N 01/6968-15-32 от 18.06.2015.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В силу пункта 1.5. СанПиН санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с пунктом 2.5. СанПиН организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Из оспариваемого отказа следует, что ООО "Аракчинский гипс" на причале производит перегрузку гипсового сырья с барж на склад, далее экскаватором на грузовой автотранспорт с дальнейшей транспортировкой на завод. Согласно СанПиН производство ООО "Аракчинский гипс" относится ко II классу (п. 7.1.4 "Склады, причалы и места перегрузки и хранении грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции" открытые склады и места перегрузки минеральных удобрений, асбеста, извести, руд (кроме радиоактивных) и других минералов (серы, серного колчедана, гипса и т.д.) с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 м.
Согласно пункту 3.1. СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств (пункт 3.2 СанПиН).
В силу пункта 3.3. СанПиН границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке - далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
В данном случае, необходимость установления санитарно-защитной зоны обусловлена наличием физического воздействия от деятельности общества на промышленной площадке, границы которой определены земельным участком с кадастровым номером 16:50:000000:21078 площадью 4 525 кв.м. по ул. Приволжская Кировского района г. Казани, который был предоставлен Обществу в аренду под причал и открытый склад гипсового камня сроком до 13.08.2017. Следовательно, границы устанавливаемой санитарно-защитной зоны непосредственно привязаны к границам земельного участка, на котором заявитель ведет хозяйственную деятельность.
Основанием для вынесения оспариваемого отказа является несогласие административного органа с расстояниями до границ санитарно-защитной зоны, предусмотренных проектом корректировки расчетной СЗЗ, исходя из того, что согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Однако, на момент вынесения ответчиком оспариваемого отказа право пользования заявителя указанным земельным участком закончено. На момент рассмотрения настоящего дела право пользования заявителя указанным земельным участком не восстановлено. Из отзыва Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани следует, что в связи с истечением срока аренды Комитетом в адрес ООО "Аракчинский гипс" направлено уведомление о прекращении договора аренды и возврате земельного участка от 15.02.2017 N 19463 (от 21.11.2017 N 14957/кзио-исх) (л.д. 22-23, т. 3).
Указанное обстоятельство в силу норм пункта 3.3 СанПиН является препятствием для установления и утверждения границ санитарно-защитной зоны, а, следовательно, и вынесения положительного заключения о предварительном утверждении его проекта.
Такой же вывод следует и из письма Роспотребнадзора от 18.06.2015 N 01/6968-15-32 "О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон", изданного в целях обеспечения единообразного подхода территориальных органов Роспотребнадзора к оформлению материалов, обосновывающих установление размера как предварительной, так и окончательной санитарно-защитной зоны объекта, а также в целях неукоснительного соблюдения положений санитарного законодательства: "В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект санитарно-защитной зоны не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03".
Таким образом, в данной ситуации проект санитарно-защитной зоны промышленной площадки заявителя не соответствует пункту 3.3 СанПиН, что влечет признание правомерным отказа в выдаче предварительного заключения по его размерам.
Поскольку отказ в выдаче предварительного заключения СЗЗ не противоречит нормам СанПиН, то для признания недействительным отказа в выдаче предварительного заключения на проект по установлению окончательных границ санитарно-защитной зоны причала, выраженного в письме от 17.08.2017 N 11/19545, оснований не имеется.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ от 17.08.2017 N 11/19545 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе ответчика не содержится.
Доводы подателя жалобы о том, что им заключен договор водопользования от 27.07.2012 года и ссылки на письмо Отдела водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского БВУ от 20.03.2018 N 02-890, выводов суда первой инстанции и установленных по делу обстоятельств направления заявителю уведомления о прекращении договора аренды и возврате земельного участка от 15.02.2017 N 19463, не опровергают и обоснованности позиции заявителя не подтверждают.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2018 года по делу N А65-34770/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.