г. Киров |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А31-12061/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовым И.Л.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2018 по делу N А31-12061/2017, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Галичская окружная больница" (ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015)
третье лицо: Департамент здравоохранения Костромской области (ИНН: 4401004514, ОГРН: 1024400523564)
о взыскании 15 460 960 рублей 24 копеек,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - ТФОМС Костромской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Галичская окружная больница" (далее - ОГБУЗ "Галичская окружная больница", Больница, ответчик) о взыскании 14 055 418 рублей 40 копеек возмещения нецелевого использования денежных средств, 1 405 541 рублей 84 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2018 заявленные требования ТФОМС Костромской области удовлетворены частично. Суд взыскал с ОГБУЗ "Галичская окружная больница" в пользу Фонда 1 048 897 рублей 50 копеек задолженности, 104 889 рублей 75 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области с принятым решением суда в части отказа во взыскании суммы нецелевого использования денежных средств в размере 12 935 000 рублей и штрафа не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2018 в оспариваемой части отменить и принять в данной части новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Фонд указывает, что расходы на приобретение основных средств, стоимостью свыше 100 000 рублей в структуре тарифа в системе ОМС Территориальной программой, действующей на территории Костромской области в 2016 году, не были предусмотрены. Пунктом 3.3 Тарифного соглашения также установлено, что за счет средств ОМС не подлежат финансированию расходы медицинских организаций в части приобретения оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу.
В отзыве на апелляционную жалобу ОГБУЗ "Галичская окружная больница" указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Департамент здравоохранения Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом была проведена комплексная проверка в отношении ОГБУЗ "Галичская окружная больница" использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте от 25.07.2017 (т. 1 л.д. 18-104).
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования:
- в сумме 789 245 рублей в виде оплаты за обучение по очной форме обучения абитуриентов, не состоявших в штате учреждения, за счет средств ОМС,
- в сумме 179 499 рублей 83 копеек, в результате выплаты заработной платы лицам, не имеющим соответствующего действующего сертификата специалиста (заведующей кардиологическим отделением врачу-неврологу Н.В. Степановой, врачу-неврологу Лазареву С.Ю.);
- в сумме 12 935 000 рублей при покупке компьютерного томографа "Сакура" по контракту N 2015.277512 от 27.07.2015;
- в сумме 80 152 рублей 67 копеек (с учетом принятых Фондом возражений) расходов на техническое обслуживание медицинской техники.
Также, в акте проверки от 25.07.2016 Больнице предложено уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, предусмотренный пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Требованием от 09.10.2017 N 49 Больнице предложено уплатить 14 055 418 рублей 40 копеек нецелевого использования и штраф в сумме 1 405 541 рубля 84 копеек (т. 1 л.д. 148-149).
В добровольном порядке указанные суммы Больницей не уплачены, в связи с чем, Территориальный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных Фондом требований, Арбитражный суд Костромской области руководствовался Законом N 326-ФЗ и пришел к выводу о том, что приобретение медицинского оборудования не может быть квалифицировано в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а является лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата всех израсходованных средств, с начислением штрафа, не установлена статьей 39 Закона N 326-ФЗ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, подпунктом 2 пункта 28 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования основных средств стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
При этом Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования на 2016 год содержит условие о том, что не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций в части приобретения оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу.
Перечисленные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Таким образом, Тарифное соглашение определяет источник расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей.
В ходе проверки Фондом установлено, что на основании контракта от 27.07.2015, заключенного с ООО НПФ "Костромская медтехника" Больницей приобретен компьютерный томограф "Сакура" стоимостью 25 870 000 рублей (т. 1 л.д. 105-109).
Платежными поручениями N 3274 от 15.09.2016, N 3330 от 21.09.2016 Больница перечислила ООО НПФ "Костромская медтехника" 12 935 000 рублей за товар (компьютерный томограф), поставленный по контракту от 27.07.2015 N 2015.277512 (т. 1 л.д. 117, 118). Оплата произведена Больницей за счет средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, Больницей было закуплено оборудование стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Такого понятия, как "лимит тарифа на обязательное медицинское страхование" или "лимит бюджетного обязательства", законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.
Следовательно, Больница не имела правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми.
Довод ОГБУЗ "Галичская окружная больница" о том, что в апреле 2015 года ему была предоставлена стимулирующая выплата в сумме 16 000 000 рублей, расходование средств которой в соответствии с пунктом 6 Положения, утвержденного приказом Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области от 27.08.2013 N 297, допускалось на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Пунктом 26 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29.12.2014 N 561-а (приложение N2), предусматривалось, что за счет средств нормированного страхового запаса бюджета ТФОМС Костромской области производятся выплаты стимулирующего характера медицинским организациям, которые направляются получателями выплат на:
1) выплаты стимулирующего характера врачебному, среднему и младшему медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь, - в размере не менее 20% от суммы выплаты;
2) приобретение медицинского оборудования, в том числе стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, производственного и хозяйственного инвентаря (в части приобретения бытовой техники, мебели и т.д.), расходных материалов для параклинической службы - в размере не более 80% от общей суммы полученной выплаты.
Стимулирующие выплаты не связаны с реализацией территориальной программы обязательного медицинского страхования по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, направлялись территориальным фондом непосредственно в медицинскую организацию (без участия страховых медицинских организаций), источником стимулирующих выплат являлись средства, не предназначенные для финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в виде оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь, т.е. являлись средствами целевого финансирования, направления использования которых устанавливались Программой государственных гарантий.
Таким образом, оплата ответчиком 50 % стоимости томографа в сумме 12 935 000 рублей в 2015 году соответствовала Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и является целевым использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда.
В связи с изменением федерального законодательства, с 01.01.2016 указанные стимулирующие выплаты отменены, территориальным фондом средства нормированного страхового запаса ответчику не направлялись.
Оплата 50 % стоимости томографа в сумме 12 935 000 в 2016 году произведена из средств, полученных Больницей из бюджета ТФОМС Костромской области на финансовое обеспечение договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, что не предусматривалось ни Программой государственных гарантий, ни федеральным законодательством, ни Тарифным соглашением.
Довод Больницы о том, что контракт на приобретение компьютерного томографа "Сакура" по цене 25 870 000 рублей был заключен в 2015 году после предоставления ответчику стимулирующей выплаты, отклоняется апелляционным судом, поскольку стимулирующая выплата представляла собой единовременную выплату за выполнение показателей повышения уровня качества и доступности медицинской помощи в сумме 16 000 000 рублей.
Действовавшее в 2015 - 2016 годах законодательство предусматривало заключение и оплату государственных контрактов из нескольких разрешенных источников финансирования (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2887), в связи с чем исполнение контракта должно было осуществляться: в сумме не более 12 800 000 рублей (80% от суммы выплаты) за счет средств стимулирующей выплаты нормированного страхового запаса территориального фонда, в оставшейся сумме - за счет средств бюджета Костромской области либо собственных средств ответчика (средств от приносящей доход деятельности). Отсутствие бюджетных ассигнований бюджета Костромской области и собственных средств у ответчика, а равно как и указание в аукционной документации и контракте единственного источника финансирования (средства ФОМС) не могут служить основанием для полной оплаты контракта за счет целевых средств бюджета ТФОМС Костромской области на реализацию программы обязательного медицинского страхования в нарушение требований федерального законодательства.
На основании изложенного, апелляционным судом также отклоняется довод Больницы о том, что ОГБУЗ "Галичская окружная больница" произведено согласование совершения крупной сделки, источником финансирования определены средства фонда обязательного медицинского страхования. При этом суд учитывает, что размер финансирования, подлежащий выплате за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, в указанном согласовании не определен, отсутствует дата согласования сделки уполномоченными сторонами (т. 2 л.д. 8).
Довод Больницы о том, что оплата задолженности по контракту от 27.07.2015 произведена им во исполнение решения Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-8199/2016, а также ссылка на письмо от 09.09.2016 N 773 (т. 2 л.д. 31, 32), отклоняется апелляционным судом как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего дела, и не опровергающий факта нецелевого расходования денежных средств. Кроме того, из "Информации о перераспределении средств ОМС по статьям расходов" не усматривается, что в статью расходов "исполнение судебных актов" включены денежные средства, взысканные решением Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-8199/2016.
Ссылка ОГБУЗ "Галичская окружная больница" на постановление о прекращении уголовного дела N 11702340005000092, возбужденного по факту нецелевого использования Больницей денежных средств фонда, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 69 АПК РФ обязательным для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом, является вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу.
Постановление о прекращении уголовного дела обязательным для арбитражного суда по указанным вопросам не является.
С учетом изложенного, требования Фонда о взыскании с ответчика 12 935 000 рублей нецелевого использования и 1 293 500 рублей штрафа являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы с ответчика подлежат взысканию суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 13 983 897 рублей 50 копеек, из них:
- 12 935 000 рублей - расходы на приобретение компьютерного томографа (требования удовлетворены по результатам рассмотрения апелляционной жалобы);
и суммы нецелевого использования, взысканные судом первой инстанции, и не оспариваемые в апелляционной жалобе, из них:
- 789 245 рублей - обучение лиц - абитуриентов по очной форме обучения, не состоящих в штате ОГБУЗ "Галичская окружная больница";
- 80 152 рубля 67 копеек - техническое обслуживание компьютерного томографа;
- 179 499 рублей 83 копейки - заработная плата при отсутствии действующего сертификата специалиста.
В просительной части искового заявления и апелляционной жалобы Фондом указана сумма 14 055 418 рублей 40 копеек нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Однако, ни исковое заявление, ни апелляционная жалоба Фонда не содержит правового обоснования требований на сумму 71 520 рублей 90 копеек (14 055 418,40 - 13 983 897,50).
Таким образом, требования Фонда в части взыскания с Больницы суммы 71 520 рублей 90 копеек удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Фонда подлежит частичному удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований Фонда о взыскании с ответчика 12 935 000 рублей нецелевого использования и 1 293 500 рублей штрафа.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2018 по делу N А31-12061/2017 в части отказа в удовлетворении требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" 12 935 000 рублей нецелевого использования и 1 293 500 рублей штрафа отменить и принять новый судебный акт, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" (ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330) 13 983 897 рублей 50 копеек в возмещение нецелевого использования денежных средств, 1 398 389 рублей 75 копеек штрафа.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" (ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015) в доход федерального бюджета 99 794 рубля 40 копеек государственной пошлины".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.