город Омск |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А75-13476/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 июня 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2993/2018) акционерного общества "Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 января 2018 года по делу N А75-13476/2017 (судья Зубакина О.В.), по иску акционерного общества "Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство" (ОГРН 1098603002960, ИНН 8620019077) к Администрации Нижневартовского района, Администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании солидарно 99 723 787 руб. 53 коп. убытков,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство" - Соколов Н.В. по доверенности б/н от 15.05.2018 сроком действия один год;
от Администрации Нижневартовского района - Агеева С.А. по доверенности N 1-79Д от 01.06.2018 сроком действия один год;
от Администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Папп Е.С. по доверенности б/н от 23.04.2018 сроком действия до 31.12.2018,
установил:
акционерное общество "Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство" (далее - истец, общество, АО "ИМКХ") обратилось в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- к администрации Нижневартовского района (далее - Администрация район, ответчик) о взыскании 89 332 679,14 руб. убытков в виде недополученного дохода за период с 01.01.2014 по 14.07.2016 в результате отсутствия 100 % реализации на предприятии ресурса по водоснабжению, по водоотведению, по передаче тепловой энергии и по тепловой энергии;
- к администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района (далее - Администрация городского поселения, ответчик) о взыскании 10 391 108,42 руб. недополученного дохода за период с 15.07.2016 по 31.12.2016 в результате отсутствия 100 % реализации на предприятии ресурса по водоснабжению, по водоотведению, по передаче тепловой энергии и по тепловой энергии.
В обоснование заявленных требований истец считает, что имеет право на получение субсидии от органов местного самоуправления для покрытия убытков вследствие оказания коммунальных услуг населению.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 января 2018 года по делу N А75-13476/2017 исковые требования АО "ИМКХ" оставлены без удовлетворения.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы её податель указал, что вопреки выводам суда первой инстанции, АО "ИМКХ", осуществляя регулируемые органами государственной власти виды деятельности по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, передаче тепловой энергии (теплоснабжению), в целях компенсации недополученных доходов на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) имеет право на получение субсидий из средств соответствующего бюджета; истец полагает, что администрациями района и поселения оказано существенное влияние на финансово-хозяйственную деятельность АО "ИМКХ"; являясь единственным акционером АО "ИМКХ", на администрации района и поселения лежит обязанность по осуществлению своих прав в отношении общества добросовестно и разумно, не причиняя вред обществу.
От ответчиков поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчиков возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы на неё, материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2017 по делу N А75-7058/2016 АО "ИМКХ" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Владимирцева Н.Е.
АО "ИМКХ" осуществляет регулируемые виды деятельности по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, передаче тепловой энергии (теплоснабжению).
Регулирование тарифов на оказываемые услуги АО "ИМКХ" осуществляет Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По мнению истца, проведенный им анализ показателей за 2014-2016 гг. свидетельствует о том, что фактический объем отпускаемого истцом полезного ресурса составляет: по водоснабжению - 83%, по водоотведению - 74%, по передаче тепловой энергии - 94,51%, по тепловой энергии - 84,01%, от объемов, установленных Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСТ).
В результате отсутствия 100 % реализации отпуска полезного ресурса, недополученный доход АО "ИМКХ" за вышеуказанный период, составил 99 723 787,53 руб. (с учетом уточнений иска).
Как указывает истец, письмами от 04.03.2015 N 433, от 14.01.2015 N 14 и уведомлением от 14.07.2017 N 001/п он обратился в администрацию Нижневартовского района, а письмом от 30.11.2016 N 1706 и уведомлением от 14.07.2017 N 002/п в администрацию городского поселения Излучинск о предоставления субсидии в целях компенсации недополученного дохода, которые оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на положения статьи 78 БК РФ, Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2013 N 2553 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 201-2020 годы" и Постановление администрации городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2013 N 35 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета поселения на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском к ответчикам, считая именно их обязанными произвести компенсацию недополученных доходов.
Отказ в удовлетворении иска послужил поводом для обжалования принятого судебного акта, при оценке доводов которого суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
В данном случае суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении иска, приходит к выводу об отсутствии причиной связи между возникновением убытков у истца и действиями (бездействиями) органов местного самоуправлении, их вины в наличии убытков, учитывая следующее.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Порядок и условия предоставления субсидий за счёт бюджетных средств регламентирован статьёй 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Условия и порядок предоставления субсидии на территории городского поселения Излучинск утверждены постановлением Администрации городского поселения Излучинск от 26.02.2013 N 35 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета поселения на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период", в соответствии с которым субсидии предоставляются в целях возмещения:
фактически полученных убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на услуги организаций, предоставляющих населению городского поселения Излучинск услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, вывоза жидких бытовых отходов и услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда (в том числе общежития);
фактически полученных убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на услуги организаций, предоставляющих населению городского поселения Излучинск бытовые услуги (бани);
недополученных доходов, образовавшихся в результате оказания населению городского поселения Излучинск жилищно-коммунальных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек организаций жилищно-коммунального хозяйства;
возмещения убытков, связанных с затратами на выполнение мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы городского поселения Излучинск к работе в осенне-зимний период.
Правовое регулирование вопросов предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета Нижневартовского района в 2014 году осуществлялось в соответствии с постановлением администрации Нижневартовского района от 18.06.2011 N 998 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета района на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период" (далее - постановление N 998) с последующими изменениями. Начиная с 30.12.2014 в соответствии с постановлением администрации района от 02.12.2013 N 2553 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Нижневартовском районе на 2014 - 2020 годы" (далее - постановление N 2553).
Случаи предоставления субсидии содержатся в пункте 6 как постановления N 998 так и постановления N 2553, которым так же определен порядок определения размера возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат для каждого случая.
Истец заявляет о наличии у него права на получение субсидии в соответствии с подпунктами 6.4, 6.5 пункта 6 постановления N 2553.
Согласно подпункту 6.4 пункта 6 постановления N 2553 субсидии предоставляются организациям жилищно-коммунального хозяйства, оказывающим услуги населению Нижневартовского района в целях возмещения недополученных доходов.
В абзаце 2 указанного подпункта установлено, что недополученные доходы определяются как разница между стоимостью фактически оказанных жилищно-коммунальных услуг по установленным регулирующими органами на соответствующий год тарифам для населения и стоимостью того же объема услуг, рассчитанной по тарифу прошлого года, не обеспечивающему возмещения издержек организаций жилищно-коммунального хозяйства, оказывающих услуги населению Нижневартовского района.
Подпунктом 6.5. пункта 6 постановления N 2553 установлено, что субсидии предоставляются организациям жилищно-коммунального хозяйства района в целях возмещения затрат на выполнение мероприятий по подготовке объектов жилищно- коммунального хозяйства и социальной сферы района к работе в осенне-зимний период, а именно: капитальный, текущий ремонт инженерных сетей объектов коммунального назначения, приобретение основных средств коммунального назначения, приобретение энергоносителей.
Из материалов дела следует, что расчет убытков в размере 99 723 787,53 руб. произведен истцом исходя из объемов коммунальных ресурсов (мЗ, Гкал), которые учтены региональной службой по тарифам (РСТ) при утверждении тарифа водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения АО "ИМКХ" и объемов тех же коммунальных ресурсов, фактически реализованных АО "ИМКХ" потребителям.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, предоставление субсидий на компенсацию такого вида убытков, как недореализация ресурса, не предусмотрено в постановлениях N 998, N 2553, а также в постановлении Администрации городского поселения Излучинск от 26.02.2013 N 35.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию установлены статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении 9 и водоотведении", в сфере теплоснабжения статьей Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
В тоже время из абзаца 2 указанного пункта Постановления N 87 следует, что надлежащим ответчиком является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в отношении истца регулирующим органом является Региональная служба по тарифам ХМАО - Югры. Таким образом, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения не входят в полномочия администрации района и (или) городского поселения.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В связи с тем, что администрация Нижневартовского района и администрация городского поселения Излучинск не являются органами, регулирующими тарифы на услуги АО "ИМКХ", обязанность по возмещению каких-либо убытков, связанных с издержками регулирования тарифов у ответчиков отсутствует.
Доводы истца о том, что наличие статуса акционера налагает на администрацию определенные обязательства перед обществом, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные возражения не влияют на установление фактических обстоятельств по делу и не связаны с предметом заявленных требований.
При таких обстоятельствах, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
С учётом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 января 2018 года по делу N А75-13476/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.