г. Воронеж |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А48-8010/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 22 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Алферовой Е.Е., |
|
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Березкиным А.Е.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование: Буянова М.К., представитель по доверенности N 055/18 от 09.01.2017;
от бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница": Панин В.И., представитель по доверенности N б/н от 09.01.2017;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ОГРН 1177746612581, ИНН 9723030797) в лице филиала в Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 по делу N А48-8010/2017 (судья Старых М.А.) по иску бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (ОГРН 1025700832046, ИНН 5753003306) к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование в лице филиала в Орловской области о взыскании 15 689 463,45 руб., при участии в деле третьего лица: Территориального фонда обязательного медицинского страхования Орловской области,
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (далее - истец, БУЗ ОО "ООКБ") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания ВТБ Медицина в лице филиала в Орловской области (далее - ответчик, Страховая компания) о взыскании 9 751 031,27 руб. задолженности по оплате оказанных медицинских услуг.
Определением от 27.12.2017 суд в порядке процессуального правопреемства произвёл замену ответчика с общества с ограниченной ответственностью Страховая компания ВТБ Медицина на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (далее - ООО ВТБ Медицинское страхование).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 15 689 463,45 руб. задолженности по оплате оказанных медицинских услуг. Суд в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял к рассмотрению уточнённые исковые требования.
Определением от 29.11.2017 суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - третье лицо, Фонд ОМС).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 по делу N А48-8010/2017 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм процессуального права, просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик ссылается на то, что по условиям заключенного сторонами договора ответчик производит оплату медицинской помощи в пределах утвержденного комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объёма в программе обязательного медицинского страхования.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268 АПК РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Фонда ОМС не явился. От третьего лица поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, жалоба рассматривается в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель истца заявил об отказе от иска в части взыскания с ответчика 24 661,80 руб. задолженности по оплате оказанных медицинских услуг, в том числе: 24 034,90 руб. - по коду нарушения 5.1.4; 626,90 руб. - по коду нарушения 5.7.2. Представитель ответчика не возражал против удовлетворения указанного заявления. Данное заявление принято судом к рассмотрению.
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 19.06.2018 судом апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 16 час 00 мин того же дня.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что в рассматриваемом случае отказ БУЗ ОО "ООКБ" от части иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, заявлен полномочным лицом, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд принимает частичный отказ от исковых требований о взыскании с ООО ВТБ Медицинское страхование 24 661,80 руб. задолженности по оплате оказанных медицинских услуг.
Таким образом, подлежит прекращению производство по делу в части требования иска о взыскании 24 661,80 руб. задолженности по оплате оказанных медицинских услуг.
В остальной части судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, БУЗ ОО "ООКБ" (организация) и ООО ВТБ Медицина (страховая медицинская организация) заключили договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 1 от 17.01.2013, по условиям которого истец обязался оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а ответчик обязался оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 9 договор вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31 декабря года, в котором он был подписан.
Пунктом 10 договора предусмотрено, что действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания.
В соответствии с пунктом 4.1 договора страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объёмов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учётом результатов контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3 рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от Территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 20 числа каждого месяца включительно.
В силу пункта 4.3 договора страховая медицинская организация обязалась проводить контроль объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - порядок организации контроля), устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в организацию в сроки, определенные порядком организации контроля.
В 2017 году истец оказывал медицинскую помощь застрахованным гражданам, ответчик производил оплату за оказанные услуги. По факту оказания услуг истцом передавались ответчику счета, акты, сводные реестры объёмов медицинской помощи.
Ссылаясь на то, что из-за превышения согласованных объёмов медицинской помощи ответчик отказал БУЗ ОО "ООКБ" в оплате оказанных в 2017 году медицинских услуг (медицинской помощи) на сумму 9 751 031,27 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности. Соглашаясь с выводом суда области, судебная коллегия апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 4 Закона N 326-ФЗ основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются: обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования); государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.
Статьёй 16 Закона N 326-ФЗ установлено, что застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объёме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, а также на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
На основании статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования, предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Данной Программой не предусмотрены ограничения в отношении общих объёмов финансирования медицинских учреждений по программам обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ устанавливает, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объёмов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Как следует из части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объём предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ на основании заключенного договора медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Частью 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором.
Таким образом, законом гарантируется оказание застрахованным лицам бесплатной медицинской помощи, а также установлена ответственность медицинского учреждения за объём и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне.
Стороны договора N 1 от 17.01.2013 являются участниками территориальной программы обязательного медицинского страхования. Как верно отметил суд области, территориальная программа обязательного медицинского страхования является гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (теми её видами, которые поименованы в программе).
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда области о том, что лечебное учреждение, включенное в названную программу, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Факт оказания истцом медицинских услуг в рамках предусмотренных территориальной программой видов медицинской помощи застрахованным в системе обязательного медицинского страхования гражданам в октябре 2017 года стоимостью 45 027 098,19 руб. подтверждается актом медико-экономического контроля от 15.11.2017 N 10-В/МП и не оспаривается ответчиком.
Из суммы оказанных услуг исключено 15 689 463,45 руб. в качестве финансовых санкций за превышение объёмов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования за период по октябрь 2017 года, что также подтверждается указанным актом и не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 158н).
Исходя из пунктов 110, 123 указанных Правил объёмы медицинской помощи, устанавливаемые на год, подлежат корректировке.
Пунктом 110 Правил N 158н установлено, что в соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объёмов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы (далее - Комиссии), по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Пунктом 123 Правил N 158н определено, что объёмы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости, исходя из потребности застрахованных лиц в медицинской помощи и с учетом их права выбора медицинской организации и врача, с учетом условий, указанных в данном пункте.
Федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования в зависимость от запланированного общего объёма таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, ссылка ответчика на лимиты предоставления медицинской помощи и добровольное принятие истцом условий договора медицинского страхования N 1 от 17.01.2013 обоснованно отклонена судом области как противоречащая Правилам N 158н.
В силу частей 6-9 статьи 38 Закона N 326-ФЗ и пункта 123 Правил N 158н объёмы медицинской помощи, устанавливаемые на год, могут быть скорректированы.
При этом действующее законодательство исходит из того, что медицинские учреждения не несут ответственности за недостатки планирования программы обязательного медицинского страхования или прогнозирования заболеваемости населения. Само по себе превышение установленных объёмов медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию над запланированными на соответствующий отчётный период не является основанием для отказа в оплате фактически оказанных услуг.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-ЭС16-12650.
Согласно части 6 статьи 38 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объёма средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Частью 7 статьи 38 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ определено, что страховая организация обращается в территориальный фонд за предоставлением целевых средств сверх установленного объёма средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Между тем, ответчик не представил доказательства того, что обращался в Фонд ОМС за предоставлением дополнительных средств на оплату медицинской помощи, оказанной истцом, и получил отказ.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что доказательств включения истцом в счёт на оплату медицинских услуг, не входящих в программу обязательного медицинского страхования, и применения БУЗ ОО "ООКБ" ненадлежащих тарифов не представлено, как и доказательств оплаты оказанных медицинских услуг в полном объёме, суд области пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате оказанной в 2017 году по октябрь включительно медицинской помощи по договору на оказание услуг и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 1 от 17.01.2013.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии со статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.
При подаче иска истцом по платёжному поручению N 376939 от 16.10.2017 уплачена государственная пошлина в размере 71 755 руб. При уточнении размера исковых требований истец по платёжному поручению N 822735 от 14.12.2017 произвёл доплату государственной пошлины в размере 29 692 руб. Размер государственной пошлины исходя из уточнённой суммы исковых требований, после отказа от части иска в суде апелляционной инстанции, составляет 101 288 руб. Таким образом, государственная пошлина в размере 159 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком по платежному поручению N 313 от 17.04.2018 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на её заявителя.
Руководствуясь статьями 49, 110, 123, 150, 151, 156, 158, 163, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (ОГРН 1025700832046, ИНН 5753003306) от иска к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ОГРН 1177746612581, ИНН 9723030797) в лице филиала в Орловской области о взыскании 24 661 руб. 80 коп.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 по делу N А48-8010/2017 в части взыскания 24 661 руб. 80 коп. отменить, производство по делу в указанной части прекратить по пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Выдать бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (ОГРН 1025700832046, ИНН 5753003306) справку на возврат из федерального бюджета 159 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 376939 от 16.10.2017.
В остальной части решение Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2018 по делу N А48-8010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.