город Москва |
|
22 июня 2018 г. |
дело N А40-217653/17 |
Резолютивная часть постановления от 18.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018
по делу N А40-217653/17, принятое судьей Яниной Е.Н.
по заявлению ООО "ВИВ ЛТД" (ОГРН 1027700116179)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании недействительным отказа в государственной регистрации;
при участии:
от заявителя - Мельничук Г.В. по доверенности от 06.06.2018;
от заинтересованного лица - Панин А.А. по доверенности от 21.12.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018 признано незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве, изложенное в сообщении от 16.10.2017 N 77/17-67539 и на Управление Росреестра по г. Москве возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости по заявлению N 77-01-22/3002/2017-3342 и государственную регистрацию права собственности ООО "ВИВ ЛТД" по заявлению N 77/100/506/2017-1205, N 77/100/506/2017-1210; N 77/100/506/2017-1212 от 02.06.2017 в отношении объекта недвижимого имущества по адресу: Москва, Комсомольский проспект, дом 25, корп. 1.
Управление Росреестра, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником нежилого помещения N I (подвал), нежилого помещения N 1(1 этаж) и нежилого помещения N XI (1 этаж), общей площадью 385,9 кв.м., по адресу: Москва, Комсомольский проспект, дом 25, корпус 1, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 02.06.2016 на объект кадастровый номер 77:01:0055016:3411 (т. 1 л.д. 31).
В указанном помещении произведено переустройство с организацией отдельного входа (распоряжение Мосжилинспекции от 07.08.2009 N Ц-2008/А089171-09 (том 1 л.д. 32), акт о завершенном переустройстве и/или перепланировке помещения от 12.10.2015) (том 1 л.д. 33).
На основании указанных документов разработан Технический план помещения и в составе иных документов, представлен в Управление Росреестра по г. Москве совместно с заявлением об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав и для осуществления последним государственного кадастрового учета объекта недвижимости, государственной регистрации прав и прекращении права.
19.06.2017 государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости по адресу: Москва, Комсомольский проспект, дом 25, корпус 1 с формулировкой: в представленных документах согласованы не все виды работ (демонтаж витрин).
В разъяснениях государственным регистратором указано, что в г. Москве ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами.
Иные основания для приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости не приводились.
Для устранения сомнений, имеющихся у государственного регистратора, заявителем в адрес Москомархитектуры направлено письмо от 17.08.2017 N 14 (том 1 л.д. 38) с просьбой разъяснить необходимость на 2009 год согласования в Москомархитектуре проекта переустройства нежилых помещений с организацией отдельного входа по адресу: Москва, Комсомольский проспект, дом 25, корпус 1. Если такое согласование фасадных работ по данному объекту проводилось Москомархитектурой, заявитель просил выдать копию заключения Москомархитектуры о рассмотрении проекта перепланировки с устройством отдельного входа и его согласовании и иные документы, подтверждающие согласование фасадных работ по данному объекту.
Из письма Москомархитектуры от 01.09.2017 N МКА-02-24157/7-1 (том 1 л.д. 40) следует, что в 2009 согласно постановлению Правительства г. Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г. Москвы" согласование в режиме "одного окна" переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, разрешение на производство работ и надзор за соблюдением правил осуществляла Мосжилинспекция. Регламентом названного постановления согласование проектной документации с Москомархитектурой не предусматривалось.
12.10.2017 ООО "ВИВ ЛТД" обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о принятии решения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объект недвижимости по адресу: Москва, Комсомольский проспект, дом 25, корпус 1 (том 1 л.д. 41-44), дополнительно представив заявление о предоставлении дополнительных документов, письмо от 10.10.2017 (том 1 л.д. 47) и письмо Москомархитектуры от 01.09.2017.
16.10.2017 государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости по заявлениям от 02.06.2017, государственной регистрации прав по вх. N 77/100/506/2017-1205, 1210, 1212 от 02.06.2017 (том 1 л.д. 47).
Не согласившись с решением регистрационного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 постановления Правительства г. Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы", ст. ст. 2, 13, 20-29 Жилищного кодекса Российской Федерации на Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекцию) возложены функции уполномоченного органа, осуществляющего: согласование в режиме "одного окна" переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах; разрешение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, являющихся собственностью города Москвы; надзор за соблюдением установленных правил производства ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах; организацию приемки завершенного переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах с оформлением соответствующих актов; согласование ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок жилых и нежилых помещений в жилых домах, если они не нарушают права и законные интересы граждан либо не создают угрозу их жизни и здоровью.
Заявителем исполнены требования постановления Правительства г. Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП, соответствующее обращение о согласовании проекта переустройства нежилых помещений с организацией отдельного входа представлено в Мосжилинспекцию в режиме "одного окна", по нему принято решение о согласовании.
Распоряжение Мосжилинспекции от 07.08.2009 N Ц-2008/А089171-09 (том 1 л.д. 32), акт Мосжилинспекции о завершенном переустройстве и/или перепланировке помещения от 12.10.2015 (том 1 л.д. 32-33) свидетельствуют о соблюдении заявителем действующего законодательства города Москвы.
Заявителем в Мосжилинспекцию представлен проект переустройства нежилых помещений с организацией отдельного входа (том 2 л.д. 127), впоследствии согласованный распоряжением Мосжилинспекции от 07.08.2009 N Ц-2008/А089171-09.
Из пояснительной записки к проекту (том 2 л.д. 128), следует, что вновь образованный вход выполняется из витринного проема с обустройством крыльца.
На страницах проектных предложений (том 2 л.д. 129-131) имеется отметка о рассмотрении проекта Москомархитектурой.
Работы выполнены заявителем согласно указанного проекта переустройства нежилых помещений с организацией отдельного входа, согласованным в установленном законом порядке. По результатам перепланировки Мосжилинспекцией выдан акт о завершенном переустройстве и/или перепланировке помещения от 12.10.2015, в котором комиссии предъявлены в числе прочих следующие работы: "1.4. реконструктивные работы, предусматривающие устройство отдельного входа на месте витринного проема".
Устройство отдельного входа на месте витринного проема без демонтажа витрин невозможно, поскольку устройство входа предполагает демонтаж располагающейся ранее на его месте витрины, нарушения действующего законодательства заявителем не допущено.
Довод Управления Росреестра по г. Москве о том, что заявителем осуществлен ремонт фасада, проведение которого в г. Москве проводится по согласованию с Москомархитектурой правомерно отклонен арбитражном судом, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы" содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений обеспечивают их состояние в соответствии с требованиями законов и включают в себя: мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования) и текущий ремонт; капитальный ремонт или реставрацию фасадов (для памятников архитектуры и ценной исторической застройки).
Указанные мероприятия должны проводиться с установленной периодичностью. Ремонт при аварийном состоянии фасадов должен выполняться незамедлительно при выявлении этого состояния (СП 13-102-2003, п.п. 3, 7.6, 7.7).
ООО "ВИВ ЛТД" мероприятия по техническому обслуживанию (плановые осмотры), внеплановые осмотры (обследования), текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов не проводились. Организация отдельного входа из витринного проема с обустройством крыльца согласия Москомархитектуры не требует, ремонтом фасада не является, что прямо следует из перечня, содержащегося в п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 31.07.2007 N 651 - ПП.
В качестве одного из оснований для принятия оспариваемого решения Управление указывает на отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома.
Из уведомления Росреестра от 19.06.2017 следует, что основанием для приостановления государственного кадастрового учета объекта недвижимости явилось отсутствие согласования работ по переустройству помещений, которые, по мнению, Росреестра должны быть согласованы в Мосархитектуре.
Иных оснований для приостановления государственной регистрации уведомление не содержит.
Не устранение причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации, послужило причиной отказа.
Таким образом, в настоящий момент Росреестр не вправе ссылаться на новые обстоятельства и доводы, которые не указаны в качестве оснований для приостановления государственной регистрации и отказа в ней, в связи с чем, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома не может быть принято во внимание.
Управление указывает, что заявителем не соблюдены положения п. 2.15 ч. 2 постановления Правительства г. Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП "Об утверждении норматива г. Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений" и Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории г. Москвы", поскольку ремонт и реставрация фасадов проводится по согласованию с Мосархитектурой с соблюдением действующих стандартов.
Из Преамбулы Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы" следует, что им устанавливаются обязательства собственников, арендаторов, а также юридических лиц, имеющих здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по содержанию, реставрации и ремонту фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы.
Указанные нормативные акты не относятся к рассматриваемым правоотношениям, поскольку заявителем не проводился ремонт или реставрация фасада здания, ООО "ВИВ ЛТД" осуществлялись работы по переустройству, согласование которых регламентировано п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 31.07.2007 N 651-ПП "Об утверждении норматива города Москвы "Содержание и ремонт фасадов зданий и сооружений", постановлением Правительства г. Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г. Москвы".
Проведенные заявителем работы согласованы Мосжилинспекцией в установленном законом порядке.
Полномочия Мосжилинспекции по согласованию переустройства (перепланировки) помещений и организации приемки завершенного переустройства (перепланировки) с оформлением соответствующих актов, установлены п. 2 постановления Правительства г. Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы".
На Государственную жилищную инспекцию г. Москвы (Мосжилинспекцию) возложены функции уполномоченного органа по осуществлению согласования в режиме "одного окна" переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах.
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г. Москвы" и постановлением Правительства г. Москвы от 15.11.2005 N 883-ПП "О реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации и правовых актов г. Москвы, регулирующих переустройство, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах" после завершения работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и нежилого помещения в жилом доме в 3 экземплярах оформляется акт о произведенном переустройстве и (или) перепланировке жилого/нежилого помещения в жилом доме комиссией в составе заявителя и представителей: Мосжилинспекции (председатель приемочной комиссии); территориального органа исполнительной власти (управы района); организации, управляющей многоквартирным домом; разработчика проекта (авторского надзора); исполнителя (производителя работ).
Указанный выше акт удостоверяет выполнение переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения в жилом доме в соответствии с разрешительной и проектной документацией.
По результатам перепланировки Мосжилинспекцией выдан акт о завершенном переустройстве и/или перепланировке помещения от 12.10.2017, в котором комиссии предъявлены в числе прочих следующие работы: "1.4. реконструктивные работы, предусматривающие устройство отдельного входа на месте витринного проема (том 1 л.д. 33).
В акте о завершенном переустройстве (п. 1 решения комиссии) указано: "считать предъявленные комиссии работы выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих для многоквартирных домов" (том 1 л.д. 34).
Заявителем в полном объеме исполнены требования по согласованию переустройства нежилых помещений, о чем свидетельствует распоряжение Мосжилнспекции от 07.08.2009 N Ц-2008/А089171-09 и акт Мосжилинспекции о завершенном переустройстве и/или перепланировке помещения от 12.10.2017, а выводы Управления Росреестра, изложенные в решении от 16.10.2017 N 77/17-67539 не находят своего подтверждения.
Таким образом, решение Управления Росреестра по г. Москве, изложенное в сообщении от 16.10.2017 N 77/17-67539 нарушает законные права и интересы ООО "ВИВ ЛТД" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
В порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на уполномоченный орган возлагается обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений судом норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2018 по делу N А40-217653/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.