г. Москва |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А40-9734/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Проект Полюс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-9734/18, принятое судьей Поздняковым В.Д. (93-67)
по заявлению ООО "Проект Полюс"
к Минэкологии МО
об оспаривании постановления об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Воробьев В.А. по приказу N 1 от 09.08.2017; |
от ответчика: |
Юнусова Л.А. по дов. от 29.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Проект Полюс" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Минэкологии Московской области от 10.01.2018 N 113334/59/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в части назначенного административного штрафа.
Решением от 06.04.2018 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что ответчиком доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Заявитель не согласился с принятым по делу решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признав постановление административного органа незаконным и необоснованным. Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, нарушены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.10.2017 в соответствии со служебной запиской Управления по рациональному недропользованию N СЗ-9148/ установлено, что ООО "Проект Полюс" допущено пользование недрами с нарушением пункта 3.9; п. 3.9.11, п. 3.9.12 условий лицензии на пользование недрами МСК 90261 BP.
ООО "Проект Полюс" выдана лицензия на пользование недрами МСК90261 BP с целью геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр, расположенном в д. Машково Люберецкий муниципальный район Московской области, сроком действия до 25.11.2041.
В соответствии с п.3.9; п.3.9.11, п.3.9.12 условий лицензии на пользование недрами МСК90261 BP в срок до 15.08.2017 Пользователь недр обязан разработать проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, в составе трех поясов (далее - проект ЗСО), получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО санитарным правилами, утвердить указанный проект ЗСО в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации; копию проекта ЗСО и копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО санитарным правилам представить в Министерство.
Согласно ст.11 Закона "О недрах" N 2395-1 от 21.20.1992, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм" зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
П.1.13 настоящих Правил ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственнобытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарноэпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Московской области отнесено к полномочиям Министерства в силу пункта 12.5.10 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12.
В соответствии со служебной запиской Управления по рациональному недропользованию N СЗ-9148/установлено, что в нарушение п.3.9; п.3.9.11, п.3.9.12 условий лицензии на пользование недрами МСК90261 BP проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственнобытового водоснабжения, в составе трех поясов в установленном порядке не утвержден.
На основании выявленного нарушения государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области, консультантом отдела государственного экологического надзора восточного территориального направления Управления государственного экологического надзора в отношении ООО "Проект Полюс" составлен протокол N 113334/59/2017 от 27.12.2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Проект Полюс" при наличии сведений о его извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды, заместителем начальника Управления - заведующим отделом государственного экологического надзора восточного территориального направления Управления государственного экологического надзора вынесено оспариваемое постановление N 113334/59/2017 от 10.01.2018 о привлечении ООО "Проект Полюс" к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Данное постановление вынесено в присутствии законного представителя ООО "Проект Полюс" В.А. Воробьева.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом установлено, что порядок привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.ст. 28.2, 25.1, 25.3 КоАП РФ ответчиком соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствующим действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Представленные доказательства, свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Проект Полюс" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдения лицензионных условий, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ООО "Проект Полюс" всех мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат. Допущенное ООО "Проект Полюс" нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля.
Доводы жалобы о тяжелом имущественном и финансовом положении Общества, не свидетельствуют о том, что единовременная оплата назначенного наказания повлечет существенное ограничение прав ООО "Проект Полюс" и приведет к наступлению для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности.
Критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П и положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Назначенное ответчиком административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Учитывая характер административного правонарушения, степень вины нарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суд первой инстанции о том, что наложенный штраф соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости и соразмерности наказания, оснований для снижения административного штрафа отсутствуют.
Материалами дела подтверждаются юридически значимые обстоятельства того, что протокол об административном правонарушении, равно как и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами административного органа при наличии доказательств надлежащего извещения заявителя о времени и месте их составления.
Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.04.2018 по делу N А40-9734/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.