г. Саратов |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А57-24775/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 25.06.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 26.06.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2018 года по делу N А57-24775/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067, г. Саратов)
Заинтересованные лица: Администрации Вольского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401677807, ИНН 6441007410, Саратовская область, г. Вольск); Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (ОГРН 1056415015910, ИНН 6452914177, г. Саратов); Вольская межрайонная Прокуратура (ОГРН 1026401679040, ИНН 6450014678, Саратовская область, г. Вольск)
о признании незаконным и отмене ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" - Ягудина Б.В., доверенность N 124 от 05.12.2016 (срок доверенности до 31.12.2019);
от Администрации Вольского муниципального района Саратовской области - Колесников К.П., доверенность от 09.01.2018 (срок доверенности по 31.12.2018;
от Вольской межрайонной Прокуратуры - Касимов В.О., служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" (далее - ГУП СО "Облводоресурс", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014 "О внесении изменений в Постановление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78 "О наделении статусом гарантирующей организации".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных ГУП СО "Облводоресурс" требований отказано.
Предприятие не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым Постановление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014 "О внесении изменений в Постановление Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78 "О наделении статусом гарантирующей организации" признать незаконным.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 31.05.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 23.01.2013 N 78, в соответствии с положениями Закона об организации местного самоуправления, Закона о водоснабжении, ГУП СО "Облводоресурс" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Вольского муниципального района. Зона деятельности гарантирующей организации установлена в соответствии с границами Вольского муниципального района (т. 1 л.д. 27).
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 01.04.2013 N 628, в вышеуказанное Постановление от 23.01.2013 N 78 внесены изменения: Зона деятельности гарантирующей организации установлена в соответствии с границами муниципального образования город Вольск (т. 1 л.д. 28).
Постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014, во исполнение ст.ст. 6, 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьи 16 Закона об организации местного самоуправления, в соответствии со ст.ст. 29, 35, 50 Устава Вольского МР внесены изменения в Постановление от 23.01.2013 N 78, которыми утвержден перечень бесхозяйных объектов централизованных систем водопроводных и канализационных сетей города Вольска, обслуживаемых гарантирующей организацией, согласно приложению (т. 1 л.д. 13).
Пунктом 2.2 Постановления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014, ГУП СО "Облводоресурс" определено в качестве сетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов систем водопроводных и канализационных сетей города Вольска, указанных в приложении к постановлению, до признания на них права муниципальной собственности.
Пунктом 2.3 Постановления Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014 ГУП СО "Облводоресурс" предложено включить затраты на содержание и обслуживание названных объектов бесхозяйных сетей в тарифы на следующий период.
ГУП СО "Облводоресурс" не согласившись с Постановлением Администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 30.08.2017 N 2014, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 6 Закона N 416-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2 части 1).
Таким образом, орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию, в том числе бесхозяйных объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учету таких объектов и их обращению в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Администрацией Вольского муниципального района Саратовской области установлено, что к водопроводным и канализационным сетям ГУП СО "Облводоресурс" присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Вольск.
В связи с чем, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона о водоснабжении, Администрация Вольского муниципального района Саратовской области Постановлением от 23.01.2013 N 78 наделила ГУП СО "Облводоресурс" статусом гарантирующей организации на территории муниципального образования города Вольска (с учетом внесенных изменений), одновременно установив зону деятельности гарантирующей организации в тех же границах (. 1 л.д. 27). Данное обстоятельство ГУП СО "Облводоресурс" не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 2 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Совокупное толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.
При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечет за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязана обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.
Исходя из смысла положений статьи 8 Закона N 416-ФЗ, соответствующая обязанность возникает у гарантирующей организации с момента подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта в отношении указанных объектов.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что ГУП СО "Облводоресурс" с Администрацией передаточный акт бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения не подписывало.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в деле отсутствуют доказательства подписания между ГУП СО "Облводоресурс" и Администрацией соответствующего передаточного акта.
Вместе с тем, ГУП СО "Облводоресурс" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района. К водопроводным и канализационным сетям Предприятия присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Вольск.
Кроме того, бесхозяйные объекты выявлены органом местного самоуправления и утверждены в перечне.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные бесхозяйные сети являются частью системы водоснабжения и водоотведения и находятся в зоне деятельности ГУП СО "Облводоресурс" как гарантирующей организации.
Учитывая отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о том, что спорные сети принадлежат кому-либо на каком-либо праве, а также принимая во внимание совокупность установленных обстоятельств, в том числе то, что действия Администрации по вынесению оспариваемого постановления об определении Предприятия в качестве гарантирующей организации для содержания и обслуживания указанных в приложении к постановлению бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения (вместо составления передаточного акта) обусловлены самим фактом выявления таких сетей, а также необходимостью выполнения соответствующей обязанности, предусмотренной статьей 16 Закона N 131-ФЗ и частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, в отношении выявленных бесхозяйных сетей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о незаконности оспариваемого постановления Администрации, вынесенного органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.
Соответствующая обязанность Администрации определять гарантирующую организацию для передачи ей на содержание бесхозяйных сетей императивно установлена Законом N 416-ФЗ и представляет собой властно-распорядительную функцию, реализация которой не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов соответствующего хозяйствующего субъекта.
Судом первой инстанции обосновано отклонены доводы заявителя о том, что Администрация не имела права издавать оспоренное постановление, так как ей не исполнены решения Вольского районного суда Саратовской области, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и требованиями закона и не противоречит вышеуказанным судебным актам.
Указание ГУП СО "Облводоресурс" на то, что Администрация предварительно не произвела надлежащим образом процедуру выявления и признания спорных сетей бесхозяйными, признается несостоятельным, поскольку статья 8 Закона N 416-ФЗ не ставит возложение на гарантирующую организацию обязанности по содержанию таких объектов в зависимость от завершения процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующих сетей на учет в качестве бесхозяйных вещей.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований ГУП СО "Облводоресурс" отказано в полном объеме, ходатайство о взыскании с Администрации судебных расходов также не подлежало удовлетворению в соответствии с положениями ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" не имеется.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная ГУП СО "Облводоресурс" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 апреля 2018 года по делу N А57-24775/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" (ОГРН 1076450002056, ИНН 6450924067) излишне уплаченную платежным поручением N 3258 от 08.05.2018 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.