г. Самара |
|
26 июня 2018 г. |
А65-43461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам - представителя Гайнуллина А.И. (доверенность от 08.05.2018 N 18/18),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Павлова С.В. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/4),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-43461/2017 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам (ОГРН 1061655063304, ИНН 1655115974), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Государственного научного бюджетного учреждения "Академия наук Республики Татарстан", г. Казань, ООО "ОК МОЛЛ", г. Казань,
о признании незаконными решения и предписания по делу N 443-кз/2017 об устранении нарушений требований действующего законодательства РФ о контрактной системе от 06.10.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам (далее - заявитель, Государственный комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании незаконным решения УФАС по РТ по делу N 443-кз/2017 от 06.10.2017 г. в части признания Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 09.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечено - Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан", г. Казань.
Определением суда первой инстанции от 01.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке ст. 51 АПК РФ, привлечено - ООО "ОК МОЛЛ", г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-43461/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу заявителя, в котором УФАС по РТ просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-43461/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам 28.09.2017 года разместил в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещение о проведении на электронной торговой площадке etp.zakazrf.ru аукциона в электронной форме N 0111200000917000750, предметом которого является право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению Международного симпозиума для нужд ГНБУ "Академия наук РТ" (далее - Заказчик).
29.09.2017 года ООО "ОК МОЛЛ" подана жалоба на положения аукционной документации, согласно которой заказчиком в Техническом задании аукционной документации не установлены точные даты проведения мероприятия.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Комиссия УФАС по РТ) от 06.10.2017 года по делу N 443-кз/2017 жалоба признана обоснованной, Государственный комитет и Заказчик признаны нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части установления сроков оказания услуг.
Не согласившись с вынесенным решением (в части усмотрения в его действиях признаков нарушения) заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что заявитель не согласен с указанием в решении об обнаружении в его действиях нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", со ссылкой на то, что он не несет ответственность за соответствие конкурсной документации (технического задания) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Из статьи 9 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно документации об электронном аукционе на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению Международного симпозиума для нужд ГНБУ "Академия наук РТ", о точной дате проведения мероприятия Заказчик уведомляет Исполнителя за 5 дней до проведения мероприятия (раздел 2.9 документации об аукционе, п.4.1 проекта договора, 8 абзац технического задания).
При этом к закупаемой услуге предъявляются такие требования как: обеспечение перелета, проезда участников конференции по направлениям Астана-Казань-Астана, Ташкент-Казань-Ташкент, Стамбул-Казань-Стамбул, Баку-Казань-Баку, Симферополь-Казань-Симферополь; бронирование и проживание приглашенных участников в гостиничных номерах (10 номеров соответствующих определенным требованиям).
Суд признает обоснованными доводы антимонопольного органа о том, что отсутствие конкретно установленного срока проведения мероприятия и даты выполнения закупаемых услуг конкурсной документации, не позволяет потенциальным участникам торгов произвести точный сметный расчет мероприятия, с целью предложения наиболее привлекательно цены.
Так, транспортные расходы, в том числе перелет к месту проведения мероприятия (г. Казань) и обратно могут варьироваться в зависимости от даты покупки авиабилетов, от дня недели или месяца. Заранее купленный авиабилет может снизить транспортные расходы, соответственно, предоставить возможность для предложения более привлекательной цены. Аналогичная ситуация и с бронированием гостиничных номеров.
Условия аукциона, позволяющие заказчику сообщать исполнителю о времени проведения мероприятия за 5 дней до ее проведения, исходя из предъявленных к выполнению услуги требований, не позволяет, как произвести точный расчет цены предложения, так и обеспечить (гарантировать) возможность выполнения всех условий закупки, поскольку обеспечение международных перелетов (проезда), с учетом отсутствия прямых регулярных рейсов по некоторым направлениям и необходимостью заблаговременного приобретения (бронирования) билетов (за 5 дней до события, проездные билеты могут отсутствовать в реализации), может быть неосуществимо.
Более того, неопределенность в отношении объекта закупки (условий его исполнения), может потенциально привести к злоупотреблениям, связанным с ограничением конкуренции, поскольку, участники закупки которым не известна точная дата проведения мероприятия и участники которым такая дата может быть известна, будут в неравном положении.
С учетом изложенного, суд первой инстанции призннал обоснованными доводы антимонопольного органа о нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанием в конкурсной документации условий, позволяющих заказчику сообщать исполнителю о времени проведения мероприятия за 5 дней до ее проведения (отсутствием условий о дате оказания услуги, необходимых для расчета цены предложения с учетом особенностей требований к услуге, а также определения возможности фактического исполнения услуги с учетом ограниченного количества времени для исполнения отдельных требований к услуге).
Доводы заявителя о том, что он не является субъектом вменяемого оспариваемым решением правонарушения правомерно отклонены судом первой инстанции.
Постановлением КМ РТ от 08.05.2014 N 307 (ред. от 24.11.2017) "Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам" (далее Постановление N 307) в целях совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, а также реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Кабинет Министров Республики Татарстан утверждено положение и определен статус Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, в соответствии с которым Госкомитет является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан межотраслевой компетенции, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг) реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, организации их мониторинга, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для нужд Республики Татарстан, а также на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Татарстан (далее - заказчики Республики Татарстан).
Указанным выше постановлением утверждены:
Положение о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам (далее Положение);
Порядок организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан, нужд бюджетных учреждений Республики Татарстан и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Республики Татарстан, для которых Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее Порядок);
Перечень государственных заказчиков Республики Татарстан и бюджетных учреждений Республики Татарстан, для нужд которых Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
Структура Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам.
Основными задачами Госкомитета являются: осуществление мероприятий по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан; повышение эффективности планирования и расходования средств бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников финансирования и средств бюджетных учреждений Республики Татарстан (независимо от источников финансового обеспечения) при закупках товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан; инвентаризация, стандартизация, оптимизация потребностей заказчиков Республики Татарстан и подведомственных им учреждений (при их наличии) в товарах, работах и услугах; развитие добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности в сфере закупок товаров (работ, услуг) для нужд Республики Татарстан, обеспечение прав и законных интересов участников процедур закупок товаров (работ, услуг) (пункт 2 Положения).
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нормативными правовыми актами Республики Татарстан о закупках товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан Госкомитет несет ответственность за осуществление основной функции - реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, в том числе:
- осуществляет сбор и консолидацию заявок заказчиков Республики Татарстан о закупках товаров (работ, услуг) в соответствии с Детализированным перечнем и о закупках товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан, указанных в Перечне заказчиков Республики Татарстан (п.3.1.1 Положения);
- обеспечивает подготовку и проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) в соответствии с Детализированным перечнем и процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан, указанных в Перечне заказчиков Республики Татарстан, ведет соответствующую базу данных (п.3.1.2 Положения);
- осуществляет подготовку документации о закупке на основании технического задания, обоснования закупки, в том числе обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также проекта государственного контракта, утвержденных заказчиком Республики Татарстан (п.3.1.5 Положения);
- утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений на поставки товаров (работ, услуг) в соответствии с Детализированным перечнем и на поставки товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан, указанных в Перечне заказчиков Республики Татарстан, а также документацию о закупке при проведении совместных конкурсов и аукционов (п.3.1.6. Положения);
- осуществляет мониторинг закупок в соответствии с законодательством (п. 3.6. Положения).
Порядок организации централизованного определения поставщиков определяет механизм взаимодействия государственных заказчиков Республики Татарстан, бюджетных учреждений Республики Татарстан, подведомственных государственным заказчикам Республики Татарстан учреждений (при их наличии) и Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заявки на закупку, содержащие утвержденное техническое задание, утвержденный проект государственного контракта, а также обоснование закупки, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в следующем квартале представляются до 1 числа первого месяца планируемого квартала (п.4.2.3 Порядка).
Уполномоченный орган (заявитель по делу):
- осуществляет анализ и консолидацию заявок, составленных заказчиками Республики Татарстан, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока представления указанной информации (п. 4.3.2 Порядка);
- направляет на согласование в финансовый орган заявки заказчиков и их подведомственных учреждений (п. 4.3.3 Порядка);
- готовит документацию для процедур закупок товаров (работ, услуг) в течение 3 рабочих дней со дня согласования финансовым органом заявки заказчика Республики Татарстан (п. 4.3.4 Порядка);
- утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений (п.4.3.5 Порядка).
Заказчики Республики Татарстан:
- представляют разъяснения положений технического задания, проекта государственного контракта в течение 1 рабочего дня со дня направления запроса уполномоченным органом (п. 5.1.3 Порядка).
В случае непредставления в установленный срок в уполномоченный орган ответа на запрос уполномоченный орган оставляет за собой право принять решение об отказе от проведения определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Уполномоченный орган:
- осуществляет экспертизу технического задания, проекта государственного контракта, представленных с заявкой на закупку заказчиком, на соответствие нормам законодательства в течение 15 рабочих дней с момента представления технического задания, проекта государственного контракта, представленных с заявкой на закупку заказчиком (п. 5.2.2 Порядка);
Во время проведения экспертизы при необходимости обращается к заказчику за разъяснениями положений технического задания, проекта государственного контракта (экспертиза продлевается на время, затраченное на получение ответа).
- готовит документацию для процедур закупок товаров (работ, услуг) в течение 5 рабочих дней со дня согласования финансовым органом заявки заказчика Республики Татарстан (п. 5.2.4 Порядка);
- утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию о проведении запроса предложений (п. 5.2.5 Порядка).
Таким образом, заявитель, являясь исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан межотраслевой компетенции, специально созданным в целях совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, а также реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", имеет широкий круг полномочий и обязанностей на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг) реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Татарстан, организации их мониторинга, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для нужд Республики Татарстан, а также на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Татарстан.
К полномочиям заявителя также отнесены, как указано выше, осуществление экспертизы технического задания, проекта государственного контракта, представленных с заявкой на закупку заказчиком, на соответствие нормам законодательства, а также окончательное утверждение конкурсной документации.
При указанных обстоятельствах, является несостоятельным довод заявителя о том, что заказчик самостоятельно утверждает техническое задание и формирует заявку, в связи, с чем заявитель не может отвечать за не соответствие условий технического задания положениям Закона N 44-ФЗ.
Утверждая конкурсные документы (документация об аукционе содержит надпись "утверждаю" должностного лица Госкомитета, л.д. 89), заявитель в силу своих полномочий и функциональных обязанностей подтверждает соответствие конкурсной документации (к которым в частности относятся техническое задание, проект договора, информационная карта, общие сведения и порядок проведения торгов) требованиям Закона N 44-ФЗ, которые в рассматриваемом случае были нарушены при формировании условий о предмете торгов (не определена дата оказания услуги).
В связи с чем, заявитель, наряду с заказчиком несет ответственность за выявленное антимонопольным органом нарушение положений Закона N 44-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Ссылки в апелляционной жалобе заявителя на отдельные пункты Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам, не свидетельствуют об отсутствии у Комитета вышеуказанных полномочий, в том числе осуществление экспертизы технического задания, проекта государственного контракта, представленных с заявкой на закупку заказчиком, на соответствие нормам законодательства, а также окончательное утверждение конкурсной документации, предусмотренных также Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам и Порядком организации централизованного определения поставщиков.
Доводы жалобы приведены без учета установленных и изложенных по делу обстоятельств и их не опровергают.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но приняты быть не могут, поскольку не влияют на законность принятого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 апреля 2018 года по делу N А65-43461/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.