г. Воронеж |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А14-19174/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от Жилищно-строительного кооператива "Дом": Калиниченко К.Л. - председатель, выписка из протокола б/н от 10.10.2016; Сюмкин Д.К. - представитель по доверенности б/н от 21.10.2016;
от Товарищества собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский": (до перерыва) Бухтояров А.Д. - представитель по доверенности б/н от 22.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Дом" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-19174/2017 (судья Росляков Е.И.) по иску Жилищно-строительного кооператива "Дом" (ОГРН 1033600024480, ИНН 3664000998), г. Воронеж к Товариществу собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский", г. Воронеж (ОГРН 1103668027451 ИНН 3666167142) о взыскании денежных средств в размере 500 165 руб. 18 коп. и обязании осуществлять порядок расчетов за горячее водоснабжение с учетом установленного норматива,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Дом" (далее - истец, ЖСК "Дом") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский" (далее - ответчик, ТСЖ ЖК "Ломоносовский") о взыскании переполученных денежных средств за период с марта по октябрь 2017 года в размере 500 165 руб. 18 коп. и обязании осуществлять взаиморасчеты за горячее водоснабжение по договору б/н от 01.01.2016 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с применением установленного приказом ДЖКХиЭ ВО N 54 от 03.03.2017 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01 марта 2017 года.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-19174/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЖСК "Дом" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области, в связи с чем просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Жилищно-строительного кооператива "Дом" поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просили его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Товарищества собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-19174/2017 следует отменить, исковые требования признать подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЖСК "Дом" обслуживает многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, дом 114/8 в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и на основании Устава (приложение N 1).
01.01.2016 между ЖСК "Дом" (далее - кооператив) и ТСЖ ЖК "Ломоносовский" (далее - ЭСО) был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде (далее - договор).
В соответствии с п. 1.1. указанного договора ЭСО подает ЖСК "Дом" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС) на объект, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ломоносова, д. 114/8 (далее -МКД).
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ ВО) от 17.12.2015 N 61/19 (в ред. приказа от 16.12.2016 N 57/70) "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ТСЖ ЖК "Ломоносовский", осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2016-2018 годов" с 01.01.2017 установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
До введения в действие вышеуказанного приказа применялся однокомпонентный тариф на ГВС (из расчета за 1 куб.м. горячей воды).
Письмом от 28.12.2016 N 652 ТСЖ ЖК "Ломоносовский" сообщило кооперативу, что с 01.01.2017 тариф на ГВС меняется с однокомпонентного на двухкомпонентный в соответствии с вышеуказанным приказом УРТ ВО.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.01.2017 N 24 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" был установлен соответствующий норматив, который используется для расчета стоимости потребленной МКД горячей воды согласно вышеуказанной формулы, и он был равен 0,0643210.
До марта 2017 года взаиморасчеты между ЭСО и кооперативом производились согласно расчету по вышеуказанной формуле с применением утвержденного норматива.
В марте ТСЖ ЖК "Ломоносовский" выставило кооперативу счет за ГВС без учета вышеуказанного норматива (0,0643210) по показаниям общедомового прибора учета по расходу тепловой энергии для подогрева холодной воды для горячего водоснабжения.
Согласно данного счета кооператив должен был заплатить ЭСО за компонент "холодная вода для ГВС" (V = 694,65 куб.м., тариф = 22,79 руб. за 1 куб.м.) - 15831,07 руб., за компонент "тепловая энергия для ГВС" (по показаниям ОДПУ 91,87 Гкал, тариф = 1541,80 руб./Гкал) - 141645,17 руб., а также ЭСО сделала доначисление за январь 2017 года, указывая на тот же приказ об отмене норматива (по показаниям ОДПУ 57,39 Гкал) - 88483,90 руб. Исходя из данных расчетов 1 куб.м. горячей воды в феврале 2017 года обходится для кооператива в 226,70 руб.
27.03.2017 ЖСК "Дом" направило в ЭСО претензию N 49 от 27.03.2017, в которой указало на недопустимость роста тарифа за ГВС в одностороннем порядке по инициативе ТСЖ ЖК "Ломоносовский", а также на несоответствие представленного расчета действующему законодательству.
Доводы ЖСК "Дом" о неправомерности значительного увеличение стоимости коммунальной услуги за ГВС ТСЖ ЖК "Ломоносовский" отклонил и пояснил, что корректировать счет не будет.
03.03.2017 был принят новый приказ N 54 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области", в соответствии с которым норматив для ТСЖ ЖК "Ломоносовский" с 01.01.2017 составляет 0,0669.
Согласно письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 06.04.2017 N 65-11/538, нормативы, утвержденные вышеуказанным приказом, используются на территории Воронежской области при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Постановлением Правительства Воронежской области от 29.11.2016 N 896 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 N 2464-р утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области на 2017 год, и на первое полугодие 2017 года они составляют 0, а с 01.07.2017 по 31.12.2017 на территории городского округа город Воронеж он равен 5,5.
С марта 2017 года по настоящее время кооператив оплачивает выставленные ЭСО счета за ГВС во избежание приостановления подачи горячей воды в обслуживаемый МКД.
27.06.2017 ЖСК "Дом" направило в ТСЖ ЖК "Ломоносовский" претензию N 115 от 27.06.2017 с просьбой вернуть переполученные денежные средства за ГВС и выставлять последующие счета в соответствии с установленным нормативом.
ТСЖ ЖК "Ломоносовский" в ответе на претензию, отказало в ее удовлетворении.
Ссылаясь на неосновательное обогащение на стороне ответчика и неисполнение порядка отпуска ресурса, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Спор между ЖСК "Дом" и ТСЖ ЖК "Ломоносовский сводится к порядку расчета между исполнителем коммунальных услуг (ЖСК "Дом") и ресурсоснабжающей организацией (ТСЖ ЖК "Ломоносовский").
Суд области, отказывая в иске, указал, что расчет стоимости поставленного ресурса (горячей воды) на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, может быть осуществлен только в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета с тепловычислителем, позволяющим определить количество затраченной тепловой энергии для предоставления горячего водоснабжения.
Таким образом, расчеты за горячее водоснабжение между ТСЖ ЖК "Ломоносовский" и ЖСК "Дом" должны производиться по фактическому потреблению коммунального ресурса, определенному исходя из показаний общедомового прибора учета.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда области несоответствующим нормам права и материалам дела.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (ст.307 ГК РФ).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Рассматриваемый спор возник из правоотношений сторон, сложившихся в рамках исполнения договора ресурсоснабжения.
Взаимоотношения сторон регулируются правилами ГК РФ о договорах энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
С 01.01.2017 в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, и в соответствии с п. 5 ст. 154 ЖК РФ в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 предусмотрено внесение в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с внесенными изменениями в ЖК РФ и Правила N 354 с 01.01.2017:
- при способе управления управляющая организация, собственники отдельно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные в помещении, и отдельно вносят плату за содержание жилого помещения, в которую включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
- при непосредственном способе управления многоквартирным домом, а также в случае, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (п. 40 Правил N 354).
Многоквартирный дом, указанный в договоре ресурсоснабжения, оборудован общедомовыми приборами учета горячей воды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Договор ресурсоснабжения предусматривает, что стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (п. 6.1) и что стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения (п. 6.3). Данные положения соответствуют подп. 6(1) п. 22 Правил N 124 который предусматривает, что стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды. Данные нормативы применяются с 01.01.2017.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 306 (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306). Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду "размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению" (абзац б п. 38 Правил N 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ "устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению" (п. 32 (1) Правил N 306)
Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости горячей воды (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между исполнителем и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды, а норматив потребления тепла на подогрев воды.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды установлен приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 03.03.2017 N 54 (с 01.01.2017) основания для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствуясь показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, отсутствуют.
Истец представил документально обоснованный расчет иска объемов спорной горячей воды и ее стоимости с учетом вышеназванных норматива потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды.
Представил доказательства оплаты спорной горячей воды, полученной по договору, в полном объеме в соответствии с нормативом, в связи с чем, у истца имелась переплата за спорный период, образовавшаяся в связи с не применением ответчиком норматива.
При утверждении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб. метр), например, как для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома, так и для жильцов различных многоквартирных домов. Расчет стоимости кубометра горячей воды должен производится исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев) тоже утверждается субъектом РФ.
Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного истцом), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органом государственной власти субъекта РФ. Только благодаря применению норматива на подогрев одного кубического метра воды, стоимость горячей воды одинакова для всех потребителей этой воды и не зависит от того, какой общедомовой прибор учета (электрический или механический) установлен в многоквартирном доме.
Действующее законодательство РФ не дает права выбора ресурсоснабжающей организацией - использовать в расчетах норматив тепла на подогрев воды или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению.
Таким образом, использование ответчиком в расчетах количества теплоэнергии в составе горячего водоснабжения по приборам учета не основано на законе и, следовательно, - неправомерно.
При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев - не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность сторон договоров энергоснабжения для любых случаев без исключения в силу прямого указания норм права.
Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости горячей воды (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между исполнителем и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды, а норматив потребления тепла на подогрев горячей воды.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) Верховный суд указал, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома (п.27).
Изложенные выводы согласуются с правовой позицией, содержащейся в определениях Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562, от 02.04.2018 N 306-ЭС17-15156.
Исходя из правовой природы заявленных требований, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 60 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из анализа вышеназванной нормы права, а также разъяснений Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", следует, что неосновательное обогащение должно соответствовать трем обязательным признакам: должно иметь место приобретение или сбережение имущества; данное приобретение должно быть произведено за счет другого лица и приобретение не основано ни на законе, ни на сделке (договоре), т.е. происходить неосновательно.
В соответствии с нормами гражданского законодательства обязательственные правоотношения между лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность, основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения.
При удовлетворении иска о взимании неосновательного обогащения должны быть установлены: факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, отсутствие у него для этого правовых оснований и размер неосновательного обогащения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
В рамках настоящего дела сторонами не оспаривается факт оплаты истцом денежных средств в пользу ответчика за ГВС за период март-сентябрь 2017 года в размере 1106395 руб. 22 коп. в соответствии с показаниями счетчика и на основании счетов Товарищества собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский" - ответчика по делу.
Между тем, в случае использования норматива, размер платы, которая бы причиталась Товариществу собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский", была бы равна 606 230 руб. 04 коп.
Расчет арифметически проверен ответчиком, разница в пределах арифметической погрешности в пределах 5 руб. сложилась в связи с округлением величин.
Позиция ответчика о том, что он не использовал ни на какие расходы, не связанные с деятельности товарищества, денежные средства, поступившие от истца, не влияют на необходимость расчета стоимости услуги ГВС исходя из утвержденного норматива.
Соответственно, разница между фактической оплатой в размере 1106395 руб. 22 коп. и той суммой, которая бы подлежала оплате по нормативу в размере 606 230 руб. 04 коп., составляет неосновательное обогащение на стороне ответчика в размере 500 165 руб. 18 коп.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 500 165 руб. 18 коп.
Относительно второго требования истца о обязании ответчика осуществлять взаиморасчеты за горячее водоснабжение с Жилищно-строительным кооперативом "Дом" (ОГРН 1033600024480, ИНН 3664000998), г. Воронеж по договору б/н от 01.01.2016 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с применением установленного приказом ДЖКХиЭ ВО N 54 от 03.03.2017 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01 марта 2017 года, судебная коллегия полагает данного требование также подлежащим удовлетворению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
С учетом изложенного, имеются правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-19174/2017 и для удовлетворения иска в полном объеме.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы истца по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-19174/2017 отменить.
Взыскать с Товарищества собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский", г. Воронеж (ОГРН 1103668027451 ИНН 3666167142) в пользу Жилищно-строительного кооператива "Дом" (ОГРН 1033600024480, ИНН 3664000998), г. Воронеж 500 165 руб. 18 коп. - неосновательного обогащения за период с марта по октябрь 2017 года, а также 22003 руб. - расходов по оплате государственной пошлины.
Обязать Товарищество собственников жилья Жилой комплекс "Ломоносовский", г. Воронеж (ОГРН 1103668027451 ИНН 3666167142) осуществлять взаиморасчеты за горячее водоснабжение с Жилищно-строительным кооперативом "Дом" (ОГРН 1033600024480, ИНН 3664000998), г. Воронеж по договору б/н от 01.01.2016 на снабжение тепловой энергией в горячей воде с применением установленного приказом ДЖКХиЭ ВО N 54 от 03.03.2017 норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с 01 марта 2017 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.