г. Вологда |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А13-4111/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Рожковой Н.М. по доверенности от 14.09.2017 N 281,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 апреля 2018 года по делу N А13-4111/2018 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Медико-санитарная часть "Северсталь" (ОГРН 1023501237242, ИНН 3528036956; место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 18; далее - учреждение, БУЗ ВО "МСЧ "Северсталь") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - отделение, ФСС) о признании незаконным решения от 28.02.2018 N 49 в части уплаты 117 руб. 85 коп. и 1151 руб. 44 коп. недоимки, штрафов и пеней в соответствующем размере.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11 апреля 2018 года по делу N А13-4111/2018 заявленные требования удовлетворены.
Отделение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным доначисления страховых взносов в сумме 1151 руб. 44 коп. на сумму оплаты стоимости приобретенных учреждением путевок на санаторно-курортное лечение работников и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неверное толкование судом пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
БУЗ ВО "МСЧ "Северсталь" отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя отделения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 11.12.2017 по 15.12.2017 ФСС на основании решения от 11.12.2017 N 666 проведена плановая выездная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) БУЗ ВО "МСЧ "Северсталь" страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
В ходе проверки отделением установлено, что учреждение в 2014 году выплатило средний заработок в сумме 58 924 руб. 99 коп. работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, а также в период с 2014 по 2016 год приобрело для своих работников за счет средств ФСС и работодателя санаторно-курортные путевки на общую сумму 575 720 руб. 05 коп.
В нарушение статей 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ с данных выплат учреждение не исчислило и не уплатило страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС в сумме 117 руб. 85 коп. и 1151 руб. 44 коп. соответственно, полагая, что данные выплаты не связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей и являются выплатами социального характера.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 25.01.2018 N 2809 (листы дела 44-52).
По итогам проведения проверки отделением вынесено решение от 28.02.2018 N 49, которым ФСС привлек БУЗ ВО "МСЧ "Северсталь" к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 83 руб. 39 коп., начислил пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 98 руб. 63 коп. и предложил учреждению перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 1330 руб. 95 коп. (1151 руб. 44 коп. + 117 руб. 85 коп.), штрафные санкции - 83 руб. 39 коп. и пени в размере 98 руб. 63 коп., а также внести необходимые изменения в документы бухгалтерского учета (листы дела 27-30).
Считая названное решение незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Поскольку отделение оспаривает решение суда в части признания недействительным доначисления страховых взносов в сумме 1151 руб. 44 коп. на сумму оплаты стоимости приобретенных учреждением путевок на санаторно-курортное лечение работников, суд апелляционной инстанции руководствуясь положениями части 5 статьи 268 АПК РФ, проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в указанной части.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Закон N 125-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу пункта 1 статьи 1 данного Закона обязательное социальное страхование от несчастных случаев является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Статьей 20.2 указанного Закона установлены виды выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Как определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
ТК РФ предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 указанного Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 данного Кодекса перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов, в порядке, установленном статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в указанном Кодексе.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда, а выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Из материалов дела следует, что учреждением в период с 2014 года по 2016 год приобретены санаторно-курортные путевки для своих работников на общую сумму 575 720 руб. 05 коп.
С данных выплат заявитель не исчислил и не уплатил страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, полагая, что данные выплаты не связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.
Отделение считает, что согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ названные суммы подлежат обложению страховыми взносами.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Спорные выплаты относятся к выплатам социального характера, не имеют стимулирующего характера, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), не предусмотрены трудовыми договорами.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2015 N 310-КГ15-1740, от 13.05.2015 N 303-КГ15-4180, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Судом первой инстанции установлено, что компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работникам предусмотрена коллективным договором БУЗ ВО "МСЧ "Северсталь" на 2014-2017 годы, компенсация стоимости путевок на санаторное лечение произведена не в связи с наличием трудовых договоров.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оплата заявителем стоимости путевок на санаторно-курортное лечение являлась единовременной выплатой социального характера, не предусмотренной трудовыми договорами, заключенными учреждением с работниками, не относится к выплатам, связанным с выполнением работниками БУЗ ВО "МСЧ "Северсталь" трудовых обязанностей.
Следовательно, стоимость санаторно-курортных путевок не является объектом обложения страховыми взносами, и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, у ФСС не имелось правовых оснований для доначисления страховых взносов по эпизоду непринятых расходов на компенсацию стоимости санаторно-курортных путевок и, как следствие, для принятия по указанному эпизоду оспариваемого решения, в связи с этим заявленные требования в названной части правомерно удовлетворены судом.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 апреля 2018 года по делу N А13-4111/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.