г. Владивосток |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А51-5806/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Адаменко Ксении Владимировны,
апелляционное производство N 05АП-4925/2018
на решение от 05.06.2018
судьи С.Т. Шохиревой
по делу N А51-5806/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Адаменко Ксении Владимировны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570)
о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица,
при участии:
от ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Яскевич А.А., доверенность от 04.12.2017, сроком на 1 год, служебное удостоверение;
от Адаменко Ксении Владимировны: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Адаменко Ксения Владимировна (далее по тексту - заявитель, Адаменко К.В.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее по тексту - регистрирующий орган, инспекция, ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока) от 30.01.2018 N 981А об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Ателье мебели" и об обязании осуществить государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Адаменко К.В. обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы настаивает на том, что адрес юридического лица в заявлении заполнен в соответствии с правоустанавливающими документами. Обращает внимание, что осмотр нежилого помещения налоговым органом не проводился, протокол (акт) обследования нежилого помещения, в котором предполагалось размещение ООО "Ателье мебели", не оформлялся. Указывает, что в нарушение части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судом первой инстанции не учтены обстоятельства, установленные по делу N А51-13682/2017, и имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела. Также ссылается на наличие связи с юридическим лицом по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, цокольный этаж.
Адаменко К.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, письменно ходатайствовала о проведении судебного заседания в её отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие заявителя по имеющимся в материалах дела документам.
Регистрирующий орган в представленном в материалы дела отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
25.01.2018 единственным учредителем ООО "Ателье мебели" Адаменко К.В. принято решение N 1 об учреждении указанного юридического лица на основе частной собственности (пункт 1 решения), определен адрес местонахождения общества: 690106, Приморский край, г.Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, цокольный этаж (пункт 7 решения).
25.01.2018 учредитель обратился в регистрирующий орган - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока с заявлением о государственной регистрации юридического лица - ООО "Ателье мебели" при создании с приложением заявления о создании юридического лица, устава юридического лица, решения о создании юридического лица, документа об оплате государственной пошлины, уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, гарантийного письма от 16.01.2018, а также свидетельства о государственной регистрации права от 19.11.1998 серии АБ N 0012717, подтверждающего, что собственнику - Фоменко В.С. на праве собственности принадлежат нежилые помещения (по плану БТИ N 1-7) общей площадью 56,6 кв. м в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40.
Согласно представленному заявлению по форме N Р11001, создаваемое юридическое лицо ООО "Ателье мебели" регистрируется по адресу: г.Владивосток, ул. Нерчинская, дом 40, этаж цокольный.
Проверив представленный пакет документов, инспекция пришла к выводу о том, что в заявлении по форме N Р11001 на странице 002 в пункте 2.9 не указан детальный элемент, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица.
Поскольку для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения), решением от 30.01.2018 N 981А заявителю было отказано в государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Ателье мебели".
Указанное решение регистрирующего органа было обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, которое решением от 02.03.2018 N 13-10/08042@ оставило жалобу Адаменко К.В. без удовлетворения.
Не согласившись с решением ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, Адаменко К.В. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об адресе государственной регистрации юридического лица, содержащиеся в документах, представленных для осуществления государственной регистрации, являются неполными, не позволяющими достоверно установить адрес такой регистрации, в связи с чем отказ ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока в государственной регистрации юридического лица при создании счел правомерным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
На основании пункта 1 статьи 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Статья 12 Закона о государственной регистрации содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица.
К таким документам, в числе прочего, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В данном заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Поскольку место нахождения юридического лица является обязательным для отражения в учредительных документах и обязательным для внесения в заявление о государственной регистрации, достоверность сведений о котором заявитель должен подтверждать в установленном порядке, указание недостоверного адреса юридического лица (либо недостоверных обязательных сведений в заявлении) фактически лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.
Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения записи в государственный реестр.
Из подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае, в том числе, непредставления заявителем определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
При этом, представление в регистрирующий орган заявления, содержащего недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения; данное действие является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица применительно к подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
По правилам пункта 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" и Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее по тексту - Требования).
Пунктом 2.9 формы N Р11001 (лист 002) предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения.
В пункте 2.3 Требований разъяснено, что в пункте 2.9 формы N Р11001 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.
Согласно пункту 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при заполнении заявлений по формам, установленным Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Пунктом 9 формы N Р11001 (лист "Б") Требований предусмотрено указание в составе адреса юридического лица таких элементов адреса, как вид помещения, в котором располагается соответствующее юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номер данного помещения в соответствии с пунктом 2.3 Требований.
Как следует из материалов дела, в заявлении о государственной регистрации от 25.01.2018 Адаменко К.В. в качестве места нахождения юридического лица указала адрес: 690106, г. Владивосток, ул. Нерчинская, д.40, цокольный этаж, то есть без указания конкретных элементов адреса, позволяющих определить место нахождения юридического лица в пределах цокольного этажа здания по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что не указание в пункте 2.9 заявления по форме N Р11001 детального элемента адреса, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица, послужило обоснованным основанием для отказа государственной регистрации ООО "Ателье мебели".
Одновременно с этим следует отметить, что руководитель и учредитель создаваемой организации - Адаменко К.В. не является собственником каких-либо помещений по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, цокольный этаж.
Собственником нежилых помещений (по плану БТИ N 1-7) общей площадью 56,6 кв. м в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание по указанному адресу является Фоменко В.С. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 19.11.1998 серии АБ N 0012717.
Согласно гарантийному письму от 16.01.2018 собственник предоставляет в аренду под офис часть нежилых помещений по указанному адресу в качестве адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО "Ателье мебели".
Между тем, из представленного заявителем в налоговый орган пакета документов не представляется возможным определить какая именно часть помещений площадью 56,6 кв. м в цокольном этаже здания будет сдаваться в аренду.
При этом, коллегия апелляционной инстанции принимает во внимание, что аналогичное гарантийное письмо о предоставлении помещения общей площадью 56,6 кв. м в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание по указанному адресу (г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, цокольный этаж) было представлено собственником данного помещения Фоменко В.С. в целях регистрации ООО "Профильная Система Торгов", что следует из судебных актов по делу N А51-4441/2018.
Поскольку сведения (конкретные элементы адреса), позволяющие определить место нахождения юридического лица в пределах здания по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, цокольный этаж, заявителем, исходя из представленного заявления по форме N Р11001, в ЕГРЮЛ не вносятся, следовательно, такие сведения не будут являться общедоступными.
Соответственно, отсутствие в документах, представленных на государственную регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
В свою очередь, необходимость отражения в представленных на регистрацию документах типа адресного объекта корреспондирует с положениями подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, пункта 2 статьи 54 ГК РФ, Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в соответствии с которыми при заполнении заявлений по формам, установленным Требованиям к оформлению документов, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается юридическое лицо (офис, квартира и т.п.), и номера данного помещения затрудняет осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.).
Таким образом, совокупный анализ вышеизложенных норм и обстоятельств позволяет коллегии сделать вывод о том, что для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер помещения (офиса, квартиры).
Довод заявителя жалобы о том, что адрес юридического лица в заявлении заполнен в соответствии с правоустанавливающими документами, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации права от 19.11.1998 серии АБ N 0012717 указано, что Фоменко В.С. на праве собственности принадлежат нежилые помещения (по плану БТИ N 1-7) общей площадью 56,6 кв. м в цокольном этаже, встроенном в 5-ти этажное здание по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, тогда как в заявлении от 25.01.2018 Адаменко К.В. указала, что создаваемое юридическое лицо ООО "Ателье мебели" регистрируется по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, дом 40, этаж цокольный, то есть без привязки к конкретному помещению в цокольном этаже здания.
Что касается утверждения апеллянта о том, что по указанному адресу отсутствуют какие-либо офисы, то таковое коллегия признает документально неподтвержденным. Более того, даже в том случае если сдаваемое в аренду собственником помещение никак не разделено, несмотря на указанную в свидетельстве о государственной регистрации права нумерацию помещений по плану БТИ N 1-7, данное обстоятельство само по себе не опровергает необходимость указания в заявлении конкретных элементов адреса, в котором будет располагаться создаваемое юридическое лицо.
Довод заявителя о том, что регистрирующий орган не провел осмотр нежилого помещения с оформлением протокола (акта) обследования нежилого помещения, в котором предполагалось размещение ООО "Ателье мебели", коллегия отклоняет, как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проведение осмотра объекта недвижимости является лишь одним из способов проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, тогда как в рассматриваемом случае инспекция такую проверку осуществила посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, а также документов и пояснений, представленных заявителем, что прямо предусмотрено подпунктом "а" пункта 4.2.
Довод апелляционной жалобы о том, что изложенный в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А51-13682/2017 вывод о том, что в пункте 2.9 заявления по форме N Р11001 Адаменко К.В. следовало указать о размещении ООО "Ателье мебели" на цокольном этаже здания по адресу: г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку институт преюдиции применим к обстоятельствам дела, установленным вступившим в законную силу судебным актом, а не к выводам суда.
Также вопреки позиции апеллянта, факт формального получения заявителем некоторой корреспонденции, а именно решения по жалобе УФНС по Приморскому краю от 02.03.2018 N 13-10/08042@ и определения арбитражного суда от 29.03.2018 по настоящему делу, не может свидетельствовать о наличии безусловной двусторонней связи с юридическим лицом, поскольку согласно пояснениям регистрирующего органа адрес - г. Владивосток, ул. Нерчинская, д. 40, является адресом массовой регистрации и определен в качестве местонахождения значительного количества организаций, часть из которых деятельность по адресу не осуществляет, в связи с чем создается видимость нахождения зарегистрированных организаций по указанному адресу с целью последующей регистрации подобных юридических лиц и получения материальной выгоды.
Таким образом, принимая во внимание, что Адаменко К.В. заявлены неполные, а соответственно, недостоверные сведения об адресе юридического лица, инспекция приняла правомерное решение об отказе в государственной регистрации ООО "Ателье мебели" по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение налогового органа от 30.01.2018 N 981А не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании его незаконным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2018 по делу N А51-5806/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.