г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А21-9182/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Сологуб О.Э. генеральный директор, Трухин В.Н. по доверенности от 12.02.2018
от заинтересованного лица: Жданова С.А. по доверенности от 30.01.2018
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8310/2018) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2018 по делу N А21-9182/2017 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области,
3-е лицо: Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград"
о признании предписания недействительным
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград" (ИНН 3906209007, ОГРН 1093925019594) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253) (далее - Министерство) от 25.08.2017 N ЖК-2/546/161-о/НАА об устранении выявленных нарушений лицензионных требований о проведении перерасчета платы за электроэнергию и холодную воду на общедомовые нужды, а также платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов и уборку мест общего пользования в доме N 52 по ул. Артиллерийской в городе Калининграде.
Определением суда от 09 января 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008) (далее - МП "Калининградтеплосеть", Предприятие, третье лицо).
Решением суда от 06.02.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Общества. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Министерства является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений от 21.12.2009 Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 52 по ул. Артиллерийской в городе Калининграде (далее - МКД N 52).
На основании заключенного между Обществом и МП "Калининградтеплосеть" договора снабжения тепловой энергией через присоединительную сеть от 04.03.2010 N 711/н МП "Калининградтеплосеть" производит поставку в адрес Общества тепловой энергии для собственного приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте для многоквартирных жилых домов N 52 и N 54 по ул. Артиллерийской в городе Калининграде.
На основании поступившего в Министерство обращения жильца квартиры N 14 МКД N 52 по факту ненадлежащего исполнения Обществом своих обязательств при управлении данным домом и приказа от 22.05.2017 N 911 Министерство осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку исполнения заявителем действующего законодательства при управлении МКД N 52, по результатам которой составлен акт проверки от 24.08.2017 N ЖК-1/1421/НАА.
Министерство выдало Обществу оспариваемое предписание от 25.08.2017 N ЖК-2/546/161-о/НАА об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (далее - предписание), согласно которому Обществу в срок до 30.10.2017 необходимо по МКД N 52 произвести перерасчет платы за электроэнергию и холодную воду на общедомовые нужды (ОДН) (электроэнергию на содержание общего имущества) в период с октября 2015 года по март 2016 года согласно нормативного потребления, за горячую воду в мае 2017 года согласно утвержденному тарифу, за уборку мест общего пользования в размере 2,52 рублей за 1 кв. м общей площади помещения и платы за сбор, вывоз и за размещение твердых бытовых отходов в размере 2,58 рублей за 1 кв. м общей площади помещения за все время сделанных начислений путем снятия, а также представить платежные документы об осуществлении перерасчета.
Основанием для вынесения упомянутого предписания явились выводы Министерства о нарушении Обществом статей 44, 156, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс); подпунктов "б" и "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Проведенной проверкой Министерство установило, что МКД N 52 оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, холодной воды и тепловой энергии; все квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета тепла. Норматив потребления коммунальной услуги на ОДН по электроэнергии составляет 1,39 кВт час на 1 кв. м с 01.02.2015 до 01.06.2017; 2,54 кВт час на 1 кв. м после 01.06.2017.
Норматив потребления коммунальной услуги на ОДН по холодному водоснабжению составляет 0,02 куб. м на 1 кв. м.
Площадь жилых помещений МКД N 52 составляет 1624,5 кв. м; площадь нежилых помещений - 76,3 кв. м; площадь квартиры N 18-91,8 кв. м.
Площадь помещений, входящих в состав общего имущества, используемая для расчета норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН по электроэнергии, согласно технической справке МКД составляет 323,9 кв. м; для холодной воды - 204,1 кв. м.
Министерство пришло к выводу, что Обществом расчет платы за электроэнергию на ОДН и холодное водоснабжение на ОДН производился исходя из показаний общедомовых приборов учета, однако на момент проверки протокол общего собрания собственников помещений МКД N 52 с решением об оплате услуг, предоставленных на ОДН, сверх норматива отсутствовал, к проверке представлен не был.
В этой связи Министерство выдало заявителю обжалуемое предписание о перерасчете холодного водоснабжения и электроэнергии на ОДН исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что при осуществлении своих расчетов Министерством использованы только площади МКД N 52 без учета того обстоятельства, что этот дом оборудован общими коммерческими приборами учета, совокупно регистрирующими потребление ресурсов двух многоквартирных домом по ул. Артиллерийской в городе Калининграде - N 52 и N 54, что повлекло за собой неверные расчеты нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН.
С учетом данных технических паспортов на МКД N 52 и N 54 по ул. Артиллерийской в городе Калининграде, общие площади помещений и мест общего пользования должны быть приняты к расчету в следующих размерах.
Для расчета на ОДН по электроэнергии в акте проверки от 24.08.2017 приняты за основу 1700,8 кв. м общей площади и 323,9 кв. м площади МОП по МКД N 52, в то время как необходимо рассчитывать исходя из 1624,5 кв. м общей площади т 323,9 кв. м площади МОП по МКД N 52, а также 7424,6 кв. м общей площади и 2236,1 кв. м площади МОП по МКД N 54. При верном расчете норматив потребления электроэнергии на ОДН в квартире N 18 дома N 52 составляет 36,1 кВт час, но не 24,3 кВт час, как указано в акте проверки от 24.08.2017.
В свою очередь, для расчета на ОДН по холодному водоснабжению в акте проверки от 24.08.2017 приняты за основу 1700,8 кв. м общей площади и 204,1 кв. м площади МОП по дому N 52, тогда как было необходимо рассчитывать исходя из 1624,5 кв. м общей площади и 199,2 кв. м площади МОП по дому N 52, а также 7424,6 кв. м общей площади и 2218,1 кв. м площади МОП по дому N 54. При верном расчете норматив потребления холодной воды на ОДН в квартире N 18 дома N 52 составляет 0,7357 куб. м, но не 0,2203, как отмечено в акте проверки от 24.08.2017.
Довод Министерства о нарушении порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение, со ссылкой на приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20.12.2015 N 198-03т/15, согласно которому тариф на горячее водоснабжение в закрытой системе водоснабжения составляет 158,17 рублей за 1 куб. м., правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в доме N 52 функционирует закрытая система горячего водоснабжения. Она подразумевает, что вода поступает из городского водопровода, а затем нагревается на теплообменнике индивидуального теплового пункта с использованием тепловой энергии, получаемой от МП "Калининградтеплосеть", а затем подается потребителю.
Оплата потребления горячей воды осуществляется на основании показаний индивидуальных приборов учета, которые регистрируют только объем подогретой воды, а не ее тепловые характеристики.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 к постановлению главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31 декабря 2008 N 2222 "О размере платы за коммунальную услугу теплоснабжения" размер оплаты определяется путем умножения количества потребленной воды, определенного по показаниям прибора учета, на количество тепловой энергии, затраченной на подогрев 1 куб. м воды в размере 0,0675 Гкал/куб. м, и на тариф, утвержденный для ресурсоснабжающей организации.
Правильность такого порядка расчета подтверждается письмом МП "Калининградтеплосеть" от 27.10.2015 N 17190.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129).
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции об ошибочном указании Министерством на неиспользование Обществом тарифов, установленных приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20.12.2015 N 198-03т/15, поскольку данный приказ в данном случае применению не подлежит.
В связи с утверждением Министерства о неправомерном изменении тарифов на вывоз ТБО и уборку территории и мест общего пользования, суд первой инстанции правомерно руководствовался письмом Минрегионразвития России от 06.03.2009 N 6177-АД/14 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме", в соответствии с которым эти услуги являются потенциально конкурентными и их стоимость не является регулируемой.
Доводы Министерства о том, что на основании протокола общего собрания собственников помещений от 21.12.2009 не утверждалась плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД установлена в размере 14,96 рублей за 1 кв. м, плата за сбор, вывоз и размещение ТБО - в размере 2,58 рублей за 1 кв. м, а также плата за уборку мест общего пользования - в размере 2,54 рублей за 1 кв. м не утверждалась правомерно отклонены судом по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом был представлен протокол общего собрания собственников помещений от 21.12.2009, которым был утвержден проект договора управления многоквартирным домом. В приложении N 3 к этому договору были указаны все упомянутые тарифы, в том числе, основной тариф на обслуживание - 14,96 рублей, а также услуги, не включенные в основной тариф (изменяемые) и оплачиваемые отдельно, а именно:
- стоимость уборки мест общего пользования - 2,54 рублей за 1 кв. м общей площади;
- вывоз и размещение ТБО - 2,58 рублей за 1 кв. м общей площади;
- техническое обслуживание лифта - 1,98 рублей за 1 кв. м общей площади;
- техническое обслуживание домофона - 20 рублей с квартиры;
- техническое обслуживание газового хозяйства - 2,52 рублей за 1 кв. м общей площади.
Следовательно, за пределами основного тарифа указаны тарифы, формирование которых не зависит от управляющей компании, поскольку исполняется специализированными организациями, которые сами формируют стоимость своих услуг.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Общество правильно установило в договоре управления многоквартирным домом тарифы как основной и изменяемый, что и было зафиксировано в проекте договора управления и утверждено названным решением общего собрания собственников помещений. Основной тариф решением общего собрания собственников помещений дома N 52 от 21.01.2011 уменьшен до 13,22 рублей за 1 кв. м.
Кроме того, в рассматриваемом случае Министерство не указало и не пояснило, в чем именно заключается нарушение Обществом положений статей 44, 156, 162, 193 ЖК РФ, подпунктов "б" и "в" пункта 3 Положения N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, как это указано в оспариваемом предписании.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Положениями указанного Закона определено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно; приготовление горячей воды - нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" центральный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий; индивидуальный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что система горячего водоснабжения в МКД, оборудованном индивидуальным тепловым пунктом, полностью соответствует определению нецентрализованной системы горячего водоснабжения. Указанный МКД не может быть отнесен к категории домов с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения, поскольку приготовление воды в отношении данного дома в центральном тепловом пункте не осуществляется.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату выдачи оспариваемого предписания) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В силу части 2 статьи 157 Кодекса размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом из пунктов 26 и 27 приложения N 2 к Правилам N 354, которыми установлена формула N 23, следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, по формуле N 23 необходимо в качестве одного из элементов формулы расчета использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, на момент проведенной Министерством в отношении Общества проверки вышеназванные нормативы потребления, используемые в формулах 20, 20 (1), 23, Правительством Калининградской области не утверждены.
Тарифы, применяемые в отношениях по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, являются регулируемыми ценами, в связи с этим полномочиями на их установление наделены уполномоченные органы, а не стороны гражданско-правового договора. Таким образом, до момента установления названного норматива определить размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением двухкомпонентных тарифов по формуле 23, равно как и по формуле N 20, не представляется возможным.
Предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию исполнимости, то есть содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избегания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
С учетом вышеизложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что выданное Министерством в адрес Общества предписание упомянутым критериям не отвечает и не соответствует приведенным правовым нормам, в связи с чем, правомерно признано судом недействительным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 февраля 2018 года по делу N А21-9182/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.