город Томск |
|
25 июня 2018 г. |
Дело N А03-20019/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Усанина Н.А., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Рогожкин А.А. по доверенности от 13.06.2018;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьего лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации в лице филиала N 2
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 апреля 2018 года
по делу N А03-20019/2017 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Алтайской таможни
к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда
социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2
о признании незаконными решения от 01.11.2017 N 141 н/с и решения от 01.11.2017 о привлечении Алтайской таможни к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 111,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции ФНС по
Октябрьскому району города Барнаула,
УСТАНОВИЛ:
Алтайская таможня (далее - заявитель, таможня, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала N 2 (далее - заинтересованное лицо, учреждение, Фонд, ГУ АРО ФСС РФ, страховщик, апеллянт) с заявлением о признании недействительными решений: от 01.11.2017 N 141 н/с о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, от 01.11.2017 N 111 о привлечении Алтайской таможни к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением от 10 апреля 2018 года Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, вынесенного в лице филиала N 2, от 01.11.2017 N 141 н/с о привлечении Алтайской таможни к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным; решение Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, вынесенного в лице филиала N 2, от 01.11.2017 N 111 о привлечении Алтайской таможни к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что суммы выплат, которые носят социальный характер, относятся к объекту обложения страховыми взносами. Также считает, что выплаты работникам в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (сестра), осуществляемые обществом в соответствии с коллективным договором облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении), Инспекцией представлено заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие её представителей.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Алтайская таможня зарегистрирована в качестве страхователя в филиале N 2 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В период с 07.08.2017 по 28.09.2017 года филиалом N 2 регионального отделения, на основании решение N 171-р от 07.08.2017, проведена плановая выездная проверка заявителя по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
Проверяемый период с 01.01.2014. по 31.12.2016.
В ходе проверке полноты и правильности исчисления базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены нарушения ст. 8 Закона N 212-ФЗ и ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, а именно в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, необоснованно включена выплата материальной помощи работнику в связи со смертью родственника (сестры), не являющего членом семьи, в размере 27 912 руб.
Выявленное нарушение отражено в акте выездной проверки от 03.10.2017 N 194-д.
На акт проверки Алтайской таможней представлены разногласия, рассмотрев которые Фондом 01.11.2017 в отношении Алтайской таможни вынесены следующие решения:
- N 111 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому заявителю начислены страховые взносы в сумме 809,45 руб. (27912,00 х 2,9%), штраф на сумму неуплаченных страховых взносов в размере 161,89 руб. (809,45 руб. х 20%) в соответствии с 4.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, и начислены пени, за несвоевременную уплату страховых взносов, в сумме 4,53 руб.;
- N 141н/с о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому заявителю начислены страховые взносы в сумме 55,82 руб. (27912,00 х 0,2%), штраф на сумму неуплаченных страховых взносов в размере 10,80 руб. (55,82 х I 20%) в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, и за несвоевременную уплату страховых взносов начислены пени в сумме 0,49 руб.
В оспариваемых решениях от 01.11.2017 органом контроля установлено, что данная сумма является материальной помощью, выплаченной в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (сестры) в сумме, превышающей 4 000 руб., следовательно, подлежит обложению взносами в общеустановленном порядке.
Полагая, что вынесенные 01.11.2017 Фондом решения - N 141 н/с и N 111 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы заявителя, Алтайская таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение фонда в части выплаты материальной помощи в связи со смертью родственников противоречит законодательству о страховых взносах и подлежит признанию в рассматриваемой части недействительным.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
То есть в силу указанной статьи к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Из указанной нормы следует, что страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статья 41 ТК РФ).
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
В оспариваемом решении пенсионный фонд пришел к выводу о том, что заявитель неправомерно не включило в облагаемую базу для начисления страховых взносов материальную помощь, выплаченную работникам в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (сестры).
Как следует из материалов дела, 02.06.2017 заявителем издан приказ 138-П о выплате материальной помощи главному государственному таможенному инспектору отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Алтайской таможни, в связи со смертью сестры в размере 27 912 руб.
Судом установлено, что выплата материальной помощи гражданскому служащему выплачена в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о порядке выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (утверждено Приказом ФТС России от 23.06.2014 N 1163), то есть по своей природе не являлась вознаграждением за труд, а носила социальный характер.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, апеллянтом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорная выплата носила социальный характер, не являлась вознаграждением работнику за исполнение ими должностных обязанностей, не предусмотрена трудовым договором либо иными актами об оплате труда, не являлась стимулирующей, не зависела от трудового вклада, квалификации гражданского служащего, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не носила систематический характер, такая выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Довод Фонда со ссылкой на пункт 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ о том, что не подлежат обложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период правомерно отклонены судом.
Установленный данной нормой суммовой критерий применим только к тем видам материальной помощи, которые непосредственно связаны с выполняемой трудовой функцией, в отношении же материальной помощи, которая не является элементом оплаты труда, указанное правило не применимо, поскольку данные выплаты не образуют объект обложения.
Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абзацем 3 статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации к близким родственникам относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Минфин в письме от 02.12.2016 N 03-04-05/71785 указывает, что "системное толкование положений Семейного кодекса позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство".
В письме Минфина от 14.11.2012 N 03-04-06/4-318 также указано, что под семьей понимается локализованная социальная группа, в которой предполагаются совместное проживание, ведение хозяйства и т.п. То есть налоговые органы исходят из того, что брат и сестра в налоговых целях также могут рассматриваться как члены одной семьи при условии, что они проживали совместно.
Из материалов дела усматривается, что Исаева Н.В. являлась родной сестрой Е.В. Жуковской, они проживали совместно и вели общее хозяйство. Дочь Исаевой Н.В. (Исаева Е.И.), также проживала со своей матерью и Е.В. Жуковской. Жуковская Е.В. ухаживала за тяжело больной Исаевой Н.В., несла значительные материальные расходы на ее лечение и уход. Совместное проживание Е.В. Жуковской и Исаевой Н.В. также подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания N 287 от 12.02.2015 и справкой ЖСК-167 от 16.10.2017. После смерти Исаевой Н.В. расходы и тяготы по ее погребению также легли на Е.В. Жуковскую - согласно талону 1417 Исаева Н.В. захоронена на Новомихайловском кладбище (г. Барнаул).
Вышеуказанные факты бесспорно свидетельствуют о том, что Исаева Н.В. была сестрой Жуковской Е.В. и являлась членом ее семьи.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что выплаченная гражданскому служащему - Жуковской Е.В., сумма единовременной материальной помощи в размере 27912 руб., не подлежит обложению страховыми взносами, является обоснованным.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Поскольку фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, а общество самостоятельную апелляционную жалобу не подавало, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле не взыскиваются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 апреля 2018 года по делу N А03-20019/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20019/2017
Истец: Алтайская таможня.
Ответчик: ГУ Филиал N 2 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула.