г. Воронеж |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А14-20179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Бумагина А.Н.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Колесникова Е.М. - представитель по доверенности от 31.01.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-20179/2017 (судья Козлов В.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) от 31.08.2017 N04-31/393,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (далее - ООО "РЭК Центральный", заявитель, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ответчик, ГЖИ Воронежской области) от 31 августа 2017 года N 04-31/393.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РЭК Центральный" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что решение о распределении объема коммунальной услуги и стоимости коммунальной услуги в размере превышения коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками помещений МКД N 6 по улице Среднемосковская города Воронежа было принято и оно обязательно для управляющей компании. Полагает, что предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ООО "РЭК Центральный" явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Многоквартирный дом N 6 по улице Среднемосковская города Воронежа находится в управлении ООО "РЭК Центральный", что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 15 марта 2012 года N 2.
На основании приказа Государственной жилищной инспекции Воронежской области N 3220 от 31.07.2017 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РЭК Центральный" с целью проверки соблюдения ООО "РЭК Центральный" обязательных требований к определению размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общедомового имущества в указанном выше многоквартирном доме.
По результатам проверки 31 августа 2017 года был составлен акт N 04-29/755.
Согласно акта проверки ООО "РЭК Центральный"
-при определении объемов коммунального ресурса по холодному водоснабжению, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 6 по улице Среднемосковской города Воронежа, по платежным документам за январь 2017 года применен норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, утвержденный приказом ДЖКХиЭ N 105 по состоянию на 01.11.2016 в порядке, установленном действующими нормами жилищного законодательства;
- в платежных документах за февраль 2017 года произведен перерасчет размера платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества в указанном МКД, что привело к увеличению размера платы за указанный ресурс;
-при определении объемов коммунальных ресурсов по электроснабжению по платежным документам за январь, февраль, апрель 2017 года, холодному водоснабжению по платежным документам за февраль - май 2017 года, потребляемых при содержании общего имущества в указанном МКД, превышены нормативы потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, утвержденные приказом УРТ N 39/1 и приказом ДЖКХиЭ N 105 по состоянию на 01.11.2016, а также учтены площади всех жилых и нежилых помещений указанного дома.
30.08.2017 заявителю было выдано предписание N 04-31/393 с требованием в срок до 06.11.2017 устранить выявленные нарушения:
- произвести перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению по платежным документам за январь, февраль, апрель 2017 года, холодному водоснабжению по платежным документам за февраль - май 2017 года, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 6 по улице Среднемосковской города Воронежа, с учетом нормативов согласно приказам УРТ N 39/1 и ДЖКХиЭ N 105, площадей всех жилых и нежилых помещений указанного дома в порядке действующих норм жилищного законодательства;
-производить определение размера платы за коммунальные ресурсы по электроснабжению и холодному водоснабжению, потребляемые при содержании общего имущества в указанном МКД, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства; произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс по холодному водоснабжению, потребляемый при содержании общего имущества указанного МКД, в размере корректировки, предъявленной в платежных документах за февраль 2017 года за указанный ресурс.
Приказом от 22.02.2018 года N 89 о внесении изменений в акт проверки и предписание, ГЖИ внесла изменения в акт проверки от 31.08.2017 года N 04-29/755, исключив слова "на 01.11.2016", "в редакции от 28.07.2016" и "по состоянию на 01.11.2016", и в предписание от 31 августа 2017 года N 04-31/393, исключив по тексту слова "в ред. от 28.07.2016".
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.3 ст.154 ЖК РФ).
В соответствии частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 354 (п. 40), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (п. 29), которые вступают в силу с 01.01.2017.
Согласно пункта 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30 декабря 2016 года N 45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации (как в рассматриваемом случае).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Как отметил суд первой инстанции, смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав потребителей и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил N 491).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с 01.01.2017 действует новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491.
В связи с этим, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома МКД N 6 по улице Среднемосковская города Воронежа, принятое 27.10.2013 в порядке пункта 44 Правил N 354, не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку принято в иных целях и по иным основаниям.
Доказательств принятия собственниками указанного МКД после 01.01.2017 решения о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с судом области в том, предписание ГЖИ Воронежской области является законным, в связи с чем, заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом оценки суда первой инстанции. Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.03.2018 по делу N А14-20179/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.