город Воронеж |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А35-9930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Ольшанской Н.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452, город Курск, далее - Управление Росреестра по Курской области или заинтересованное лицо):
от Комитета по управлению имуществом города Курска (ОГРН 1024600957853, ИНН 4632001084, город Курск, далее - КУМИ города Курска или заявитель): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 24.04.2018 по делу N А35-9930/2017 (судья Клочкова Е.В.), принятое по заявлению КУМИ города Курска к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от 21.08.2017 N Ф46/17-26039, обязании осуществить мероприятия в части изменения назначения объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
КУМИ города Курска обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Росреестра по Курской области, в котором просил:
1) признать незаконным отказ в осуществлении действий по государственному учету в отношении здания с кадастровым номером 46:29:102299:32, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17 (далее - спорный объект), оформленный уведомлением от 21.08.2017 N Ф46/17-26039;
2) обязать мероприятия в части изменения назначения спорного объекта с "многоквартирный дом" на "нежилое здание".
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.04.2018 по делу N А35-9930/2017 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Курской области в осуществлении действий по государственному учету в отношении спорного объекта, оформленный уведомлением от 21.08.2017 N Ф46/17-26039.
На Управление Росреестра по Курской области возложена обязанность осуществить мероприятия в части изменения назначения спорного с "многоквартирный дом" на "нежилое здание".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что изменение назначения помещения в здании не влечет изменения назначения всего здания, в котором такое помещение расположено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно решению Девятой сессии Совета двадцать первого созыва Курского областного Совета народных депутатов от 21.01.1992 и постановлению Главы администрации Курской области от 26.12.1991 N 19 в муниципальную собственность был передан спорный объект, расположенный по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17.
Постановлением Администрации города Курска от 30.11.2007 N 3355 решено перевести помещение общей площадью 43,0 м2, находящееся по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17, (1-й этаж) из жилого в нежилое.
Постановлением Администрации города Курска от 22.04.2011 N 1063 разрешен перевод жилого дома, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17, в нежилые помещения для использования их в качестве офисных помещений.
20.07.2011 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Курск":
- на помещение I в здании литер А-А1, назначение: нежилое, площадью 39,60 кв. м, этаж: 1, адрес (местоположение): Россия, Курская область, г. Курск, ул. Почтовая, дом N 17, запись регистрации N 46-46-01/082/2011-563 (свидетельство о государственной регистрации права - л.д. 66);
- на помещение III в здании литер А-А1, назначение: нежилое, площадью 52,70 кв. м, этаж: 1, адрес (местоположение): Россия, Курская область, г. Курск, ул. Почтовая, дом N 17, запись регистрации N 46-46-01/082/2011-565 (свидетельство о государственной регистрации права - л.д. 67);
- на помещение II в здании литер А-А1, назначение: нежилое, площадью 63,50 кв. м, этаж: 1, адрес (местоположение): Россия, Курская область, г. Курск, ул. Почтовая, дом N 17, запись регистрации N 46-46-01/082/2011-564 (свидетельство о государственной регистрации права - л.д. 68).
Кроме того, 28.04.2017 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Город Курск" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17:
- нежилое помещение IV с кадастровым номером 46:29:102299:278, площадью 81,2 кв. м, расположенное на цокольном этаже (запись регистрации 46:29:102299:278-46/001/2017-1);
- нежилое помещение V с кадастровым номером 46:29:102299:279, площадью 3,4 кв. м, расположенное на цокольном этаже (запись регистрации 46:29:102299:279-46/001/2017-1), о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН (л.д. 32-34, 38-49).
Указанные помещения вместе образуют, согласно выписке из ЕГРН (л.д. 50-51), объект недвижимости - здание с кадастровым номером 46:29:102299:32, площадью 240,4 кв. м, назначение: многоквартирный дом, наименование: 3-квартирный жилой дом.
11.05.2017 Комитет обратился в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменения назначения объекта "многоквартирный дом" на "нежилое здание" в отношении здания с кадастровым номером 46:29:102299:32, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17 (л.д. 60-62).
Уведомлением от 19.05.2017 N Ф46/17-16482 (л.д. 72) Комитету сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету, заявителю было предложено представить необходимые для кадастрового учета документы.
21.08.2017 Управлением принято решение N Ф46/17-26039 (л.д. 74-75) об отказе в учете изменений объекта недвижимости, о чем Комитету сообщено уведомлением от 21.08.2017 N Ф46/17-26039 (л.д. 28-29).
Основанием для принятия решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости явилось истечение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, а именно непредставление документа, подтверждающего в соответствии с действующим законодательством изменение назначения здания.
Не согласившись с названным отказом, полагая, что он противоречит закону и нарушает права и законные интересы КУМИ города Курска в сфере экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что спорный объект недвижимости состоит исключительно из нежилых помещений, которые были переведены из жилого дома для использования их в качестве офисных помещений. Следовательно, спорный объект не может считаться многоквартирным жилым домом.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На момент обращения КУМИ города Курска в Управление Росреестра по Курской области, отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулировались Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости).
Государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе:
- прием заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов;
- проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета;
- внесение в ЕГРН установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета;
- выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, либо после прекращения государственного кадастрового учета (часть 1 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости).
Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, в том числе, уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета (часть 4 статьи 29 Закона о регистрации недвижимости).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав установлены статьей 26 Закона о регистрации недвижимости.
Осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета по указанному основанию (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости) приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
В силу статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета указанные в статье 26 настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости).
В силу части 5 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносится, в том числе, дополнительное сведение об объекте недвижимого имущества - назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.
В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации недвижимости внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав:
- в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
- в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
- в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что отказ Управления Росреестра по Курской области не соответствует закону.
Исходя из буквального толкования статей 8 и 13 Закона о регистрации недвижимости назначение здания, как дополнительное сведение об объекте недвижимого имущества, изменяется на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку не относится к сведениям, которые вносятся в уведомительном порядке.
Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером 46:29:102299:32, согласно выписке из ЕГРН (л.д. 50-51), является зданием площадью 240,4 кв. м, назначение определено как многоквартирный дом.
Однако, согласно сведениям из ЕГРН, спорный объект состоит из 5 нежилых помещений (нежилое помещение площадью 81,2 кв. м, расположенное на цокольном этаже с кадастровым номером 46:29:102299:278; нежилое помещение площадью 63,5 кв. м, расположенное на 1 этаже, с кадастровым номером 46:29:102299:250; нежилое помещение площадью 39,6 кв. м, расположенное на 1 этаже с кадастровым номером 46:29:102299:249; нежилое помещение площадью 52,7 кв. м, расположенное на 1 этаже с кадастровым номером 46:29:102299:248; нежилое помещение площадью 3,4 кв. м, расположенное на цокольном этаже с кадастровым номером 46:29:102299:279).
Копии постановлений Администрации города Курска о переводе помещений в составе здания, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, улица Почтовая, 17, из жилых в нежилые, содержатся в реестровых делах в отношении спорных помещений.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция).
В Приложении 1 (обязательное) к Инструкции указано, что различают жилые и нежилые здания; жилое здание - жилой дом постоянного типа, рассчитанный на длительный срок службы; нежилое здание - предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу части 1 статьи 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 ЖК РФ).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 ЖК РФ).
Исходя из приведенных норм для признания здания жилым необходимо установление его предназначения для целей постоянного проживания.
Учитывая, что спорный объект недвижимости состоит исключительно из нежилых помещений, которые были переведены из жилого дома постановлением Администрации города Курска от 22.04.2011 N 1063 для использования их в качестве офисных помещений, спорный объект не может быть признан многоквартирным домом.
Следовательно, учитывая отсутствие нормативного регулирования порядка изменения назначения здания, а также принимая во внимание положения части 5 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости, согласно которой не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами, непредставление документа, подтверждающего изменение назначения здания, не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменения назначения спорного объекта.
При таких обстоятельствах требования КУМИ города Курска подлежали удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции. Они были подробно исследованы судами первой и апелляционной инстанций.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.04.2018 по делу N А35-9930/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9930/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2018 г. N Ф10-4360/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска
Ответчик: Управление Росреестра по Курской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области