25 июня 2018 г. |
А43-42999/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2018
по делу N А43-42999/2017,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению Нижегородского открытого акционерного общества "Гидромаш" (60302, г.Нижний Новгород, проспект Гагарина, д.22;
ОГРН 1025203720189, ИНН 5262008630) о признании незаконным решения Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области от 23.11.2017,
при участии в судебном заседании представителей:
Нижегородского открытого акционерного общества "Гидромаш" - Чепайкиной О.И. по доверенности от 29.12.2017 N 123/179,
Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области - Григорьева Д.И, по доверенности от 14.06.2018 N 514-01-20-1402/18,
общества с ограниченной ответственностью "РБА-Поволжье" - Кузнецовой О.В. по доверенности от 01.12.2017 сроком действия один год,
и установил:
Нижегородское открытое акционерное общество "Гидромаш" (далее - НОАО "Гидромаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 23.11.2017 об отказе в регистрации экскаватора универсального колесного одноковшового гидравлического.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РБА-Поволжье" (далее - ООО "РБА-Поволжье").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, суд взыскал с Инспекции в пользу Общества понесенные им по делу судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу НОАО "Гидромаш" и ООО "РБА-Поволжье" выражают несогласие с доводами Инспекции, указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции, Общества и ООО "РБА-Поволжье" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Установлено по делу, что ООО "РБА-Поволжье" по договору купли-продажи N 150/16-НРС от 15.06.2016 поставило НОАО "Гидромаш" экскаватор универсальный одноковшовый ЭО-2626.БАЗ.3 (приемо-сдаточный акт от 10.08.2016).
НОАО "Гидромаш" обратилось в государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области с заявлением о регистрации вышеназванного экскаватора от 16.11.2017.
23.11.2017 Инспекция отказала в регистрации экскаватора со ссылкой на пункт 3.3.8 Административного регламента в связи с тем, что марка и модель представленной самоходной машины не соответствуют представленным документам.
Посчитав такое решение уполномоченного органа незаконным и нарушающим права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации осуществляют на территории Российской Федерации регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938).
На территории Нижегородской области уполномоченным лицом по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, является Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области (Положение о государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области, утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 N 230).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В силу пункта 4 Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктом 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995 (далее - Правила), установлено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники.
В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов, справок - счетов, выдаваемых предприятиями - изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами - предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Из содержания изложенных выше норм следует, что регистрация транспортных средств производится на основании паспортов транспортных средств и документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства (к числу которых относятся и договоры -п.2.8.6.2 Правил), которые являются основными документами при совершении регистрационных действий.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" утвержден Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, пунктом 2 которого установлено, что паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, на произведенные ими машины.
В паспорте указываются, в том числе, тип машины, представляющий характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, погрузчик, снегоход, снегоболотоход, прицеп и др.), марка, модель, коммерческое наименование машины, присвоенные изготовителем (при наличии) и другие сведения о самоходной машине.
Приказом государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области от 24.01.2012 N 47 утвержден Административный регламент государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Регистрация самоходных машин и прицепов к ним (кроме самоходных машин и прицепов к ним Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) и выдача государственных регистрационных знаков на регистрируемые самоходные машины и прицепы к ним" (далее- Административный регламент).
В силу пункта 2.6 Административного регламента для регистрации машины заявители представляют главному государственному инженеру-инспектору по адресам, указанным в приложении 1 к настоящему административному регламенту, следующие документы:
- заявление согласно приложению 1 к Правилам регистрации - для юридических лиц и приложению 2 к Правилам регистрации - для физических лиц;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или его законного представителя (доверенного лица), а также документ, подтверждающий полномочия законного представителя (доверенного лица) с приложением копии;
- паспорт самоходной машины и других видов техники (не предоставляется в случае первичной регистрации самоходных машин и других видов техники, выпущенных предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года; самоходных машин и других видов техники с электродвигателем, выпущенных предприятиями-изготовителями или ввезенных на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года);
- документ, удостоверяющий право собственности на машину с приложением копии;
- свидетельство о регистрации машины с отметкой о снятии с учета по прежнему месту регистрации (при наличии);
- государственный регистрационный знак "Транзит" (при наличии);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;
- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (в предусмотренных законом случаях).
Юридическим лицом при первом обращении к главному государственному инженеру-инспектору для регистрации машины помимо вышеуказанных документов представляется выписка из учредительного документа.
Административные процедуры по регистрации машины включают в себя прием и регистрацию заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; рассмотрение представленных документов на соответствие установленным требованиям; сверка заводских номеров, номеров узлов и агрегатов машины; оформление результатов регистрационных действий и выдача соответствующих документов, государственного регистрационного знака (раздел III Административного регламента).
В силу пунктов 3.3.1, 3.3.4 Административного регламента сверка заводских номеров, номеров узлов и агрегатов машины с выездом к месту стоянки (нахождения) машины производится в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о сверке заводских номеров, номеров узлов и агрегатов машин.
При сверке проверяется соответствие заводских номеров, номеров узлов и агрегатов машины следующим записям в паспорте самоходной машины и других видов техники и других представленных документах, необходимых для совершения регистрационных действий: модель и марка машины; заводской номер машины; модель и номер двигателя; номер ведущего моста (мостов); номер коробки передач; год выпуска машины; цвет машины.
Пункт 3.3.8 Административного регламента предусматривает, что в случае несоответствия заводских номеров, номерных узлов и агрегатов машины представленным документам главный государственный инженер-инспектор принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги и уведомляет заявителя письменно в течение срока, предусмотренного пунктом 2.4 настоящего административного регламента.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги установлены в пункте 2.8 Административного регламента:
- обращение лица, не входящего в число заявителей, имеющих право на получение государственной услуги;
- несоответствие заводских номеров, номерных узлов и агрегатов машины представленным документам;
- поступление в рамках межведомственного информационного взаимодействия от органа, участвующего в предоставлении государственной услуги, ответа на межведомственный запрос об отсутствии оплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги.
В данном случае при обращении в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области с заявлением о регистрации вышеназванного экскаватора НОАО "Гидромаш" приложило, в том числе паспорт самоходной машины, оформленный заводом-изготовителем (ООО "БАЗДорМаш") BY АИ 002344 от 19.09.2016, соответствующий требованиям, установленным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100, договор купли-продажи транспортного средства от 10.08.2016, декларации о соответствии.
Согласно представленному в регистрирующий орган ПСМ тип машины: экскаватор универсальный колесный одноковшовый гидравлический, модель: ЭО-2626.БАЗ.3.
При проведении осмотра расхождений между заводскими номерами, номерами узлов и агрегатов машины, указанными в сопроводительных документах (ПСМ, договор купли-продажи), и содержащимися на спорной машине (ее агрегатах и узлах), регистрирующий орган не установил.
При этих обстоятельствах у уполномоченного органа отсутствовали предусмотренные пунктом 3.3.8 Административного регламента (несоответствие заводских номеров, номерных узлов и агрегатов машины представленным документам) основания для отказа об отказе в предоставлении государственной услуги.
Утверждение Инспекции о несоответствии наименования спорной машины представленным документам опровергается совокупностью представленных в материалы дела документов (паспорт самоходной машины; Декларация о соответствии Таможенного союза N ТС BY/112 11.01.ТР010003 13867 от 22.09.2015, а также утвержденная в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза нормативно-техническая документация завода-изготовителя ООО "БазДорМаш" (технические условия ТУ BY 691720090.001-2015, протокол испытаний по показателям безопасности N 142ИЦ-15 от 11.09.2015, акт экспертизы N3/1366-1 от 22.05.2017, сертификаты), письмо ООО "БазДорМаш" от 26.01.2018 N 34).
В соответствии с техническими условиями основным предназначением экскаватора является работа экскаваторным оборудованием обратной лопаты. Экскаватор может комплектоваться дополнительным навесным фронтальным оборудованием (по потребности Покупателя), в том числе и погрузочно-разгрузочным оборудованием.
При этом при использовании дополнительного оборудования документальное техническое название экскаватора остается согласно нормативно-технической документации "экскаватор универсальный колесный одноковшовый гидравлический ЭО-2626БАЗ и его модификации".
Более того, решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.10.2017 по делу N А43-16296/2017 установлено, что экскаватор является экскаватором универсальным колесным одноковшовым гидравлическим ЭО-2626БАЗ.3 и в отношении него не применяются требования об уплате утилизационного сбора, который подлежит уплате за экскаватор-погрузчик.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Представленное Инспекцией в качестве доказательства заключение по идентификационной экспертизе (установлению типа) самоходной машины от 16.01.2018 не опровергает установленные судом первой инстанции обстоятельства и сделанные им на их основании выводы.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, но не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил требования Общества.
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция не доказала законность и обоснованность своего решения.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и установленных обстоятельств в целях восстановления нарушенных прав Общества суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с уполномоченного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Инспекции признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2018 по делу N А43-42999/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.02.2018 по делу N А43-42999/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.