г. Челябинск |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А34-15253/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.04.2018 по делу N А34-15253/2017 (судья Пшеничникова И.А.).
Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Потютьков" (далее- заинтересованное лицо, общество) о взыскании штрафа за несоблюдение установленного Федеральным законом порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде за 1 квартал 2017 года в размере 200 руб., за 2 квартал 2017 года в размере 200 руб.
Определением от 01.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО "Потютьков" - Ахмедов Камиль Аркадьевич.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что законодательством предусмотрен десятидневный срок вынесения решения по результатам проведения камеральной проверки. Решения, по мнению Фонда, были вынесены в точном соответствии с законодательством. Фонд также обращает внимание суда на то, что подписание решений управляющим Фонда соответствует части 8 статьи 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. Фондом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, является страхователем по обязательному социальному страхованию (регистрационный номер 4500033644) (листы дела 40-41).
Заинтересованным лицом 20.04.2017 в Фонд представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2017 года на бумажном носителе.
20.07.2017 в Фонд также представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2017 года на бумажном носителе.
18.05.2017 и 14.08.2017 Фондом проведены камеральные проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 1 квартал 2017 года, полугодие 2017 года по форме отчётности 4-ФСС, в ходе которой установлено, что ООО "Потютьков" представило 20.04.2017 и 20.07.2017 расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4-ФСС в Отделение Фонда за 1 квартал 2017 года и полугодие 2017 года соответственно на бумажном носителе, сделан вывод о нарушении обществом п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ. По результатам проверки Фондом составлены акты от 18.05.2017 N 270360036, от 14.08.2017 N 270360039 (л.д. 22-25).
По результатам рассмотрения актов Фондом 23.06.2017 и 14.09.2017 в отсутствие представителя общества, вынесены решения N 270360036 и N 270360039 соответственно о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по пункту 2 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 200 руб. (2 х 200 руб. - л.д. 28, 30).
20.07.2017 и 09.10.2017 Фондом заинтересованному лицу выставлены требования N 270360036 и N270360039 об уплате в срок до 08.08.2017 и 28.10.2017 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (л.д. 32, 34).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.12.2016 по делу N А34-6085/2016 в отношении ООО "Потютьков" открыто конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий ООО "Потютьков" - Ахмедов Камиль Аркадьевич (определением от 21.12.2017 срок конкурсного производства продлен до 22.05.2018).
В связи с неисполнением требований в добровольном порядке в установленный срок, Фонд обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о наличии со стороны Фонда существенных процедурных нарушений при вынесении решений о привлечении общества к ответственности.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан, в том числе, вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме.
Как следует из материалов дела, основанием для составления актов проверки и вынесения решений послужили выводы Фонда о нарушении обществом порядка установленного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее- Закон N 125-ФЗ) установлена обязанность страхователя в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При этом, страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает такой предел, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с частью 2 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ несоблюдение страхователем порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Как следует из материалов дела, численность работников ООО "Потютьков" в 2016 году составила 56 человек, что подтверждается представленным страхователем расчетом формы 4-ФСС за 2016 год в электронном виде с цифровой подписью (л.д. 10-11). Между тем, отчетность, содержащая расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 1 квартал 2017 года и за полугодие 2017 года, представлена обществом на бумажном носителе. Таким образом, обществом нарушен порядок представления отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В тоже время, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Фондом процедуры вынесения решений и привлечения к ответственности. Доводы апелляционной жалобы об обратном апелляционная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Как следует из части 1 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 26.19 Закона N 125-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Таким образом, решение по итогам рассмотрения материалов проверки должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока представления страхователем возражений.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов (часть 3 статьи 26.20 Закона N 165-ФЗ).
Согласно части 8 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что уведомлениями от 18.05.2017 N 270360036 и от 14.08.2017 N 270360039 (л.д. 23,26) общество извещалось о рассмотрении материалов камеральной проверки на 20.06.2017 и на 13.09.2017 соответственно. Фондом представлены протоколы рассмотрения материалов камеральных проверок от 20.06.2017 и 13.09.2017 (л.д. 84, 85). Материалы проверок были рассмотрены заместителем управляющего Фонда. В протоколах указана информация о том, что по результатам рассмотрения материалов проверок заместитель управляющего принял решения о привлечении общества к ответственности. Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, решения о привлечении страхователя к ответственности вынесены и подписаны управляющим Фонда 23.06.2017 и 14.09.2017 (л.д. 28, 30), в отсутствие извещения об этом страхователя. Таким образом, решения вынесены позже дат рассмотрения материалов проверки, лицом, изначально не участвовавшим в их рассмотрении. Доводы апелляционной жалобы о десятидневном сроке вынесения решения после истечения срока представления страхователем возражений не опровергают обязанность Фонда вынести решение на дату рассмотрения материалов проверки, исходя из смысла части 8 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ. Указание Фонда на то, что вынесение решения управляющим не противоречит части 1 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ, также отклоняются, поскольку Закон N 125-ФЗ неразрывно связывает события рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по результатам их рассмотрения. Таким образом, решение должно выноситься лицом, которое рассматривало материалы проверки, то есть, в данном случае, заместителем управляющего Фонда.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении прав страхователя в рассмотрении акта, составленного по факту выявления правонарушения, и предоставлении объяснений, а также не подтверждении факта участия лица, вынесшего решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, в рассмотрении материалов камеральных проверок.
Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.04.2018 по делу N А34-15253/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.