г. Челябинск |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А07-26118/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2018 по делу N А07-26118/2016 (судья Чернышова С.Л.).
Общество с ограниченной ответственностью "Уфимский фанерно- плитный комбинат" (далее - ООО "УФПК", общество, заявитель) обратилось в
Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решение от 24.10.2016 N РКТ-10401000- 16/000062 по классификации в части товара N 1 "транспортный лист" по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2018 заявленные требования удовлетворены, решение таможни от 24.10.2016 N РКТ-10401000- 16/000062 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, Башкортостанская таможня (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований общества отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно тексту товарной позиции 8439 ТН ВЭД ЕАЭС к ней относится оборудование для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов и его части. По мнению таможни, транспортный лист не участвует в производстве массы из волокнистых целлюлозных материалов, на него попадает уже сформированный ковер древесноволокнистых плит. Таким образом, поскольку транспортные листы предназначены для обработки готовой массы из волокнистых целлюлозных материалов, они не могут классифицироваться по товарной позиции 8439 ТН ВЭД ЕАЭС. Указанные обстоятельства подтверждаются проведенной таможенным органом экспертизой. Податель жалобы также полагает, что рабочее состояние гидравлического пресса без использования транспортных листов возможно. На основании изложенного, таможенный орган считает, что товар "Транспортные листы" подлежат классификации в подсубпозиции 73 26 90 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание своих представителей не направили. От таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно контракту N 287 от 26.01.2016 с ЗАО "Ekata ir Ko" общество приобрело транспортные листы, необходимые для изготовления ДВП (древесноволокнистые плиты) на прессе "мокрым" способом.
Указанный товар помещен на Башкортостанском таможенном посту под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по декларации N 10401090/230816/0012134.
В графе 33 товару заявителем присвоен классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8439 91 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - прочие части оборудования для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов (ставка таможенной пошлины 0%, НДС 18%).
Отделом таможенного контроля Башкортостанской таможни после выпуска товаров таможни проведена камеральная таможенная проверка ООО "УФПК" по вопросу контроля достоверности заявления классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8439 91 900 0 "транспортные листы из горячекатаной, термической обработанной стали S355J2+N, стандарт EN 10025, размером 5920x1830x4.0 мм, подготовленные к установке, чертеж N Т-1830-5920-041, изготовитель: ЗАО "EKATA IR KO", Литва, товарный знак: отсутствует", помещенного под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по ДТ N 10401090/230816/0012134.
По результатам проверки 24.10.2016 вынесено решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10401000-16/000062, которым товар N 1 "транспортные листы из горячекатаной, термической обработанной стали S355J2+N, стандарт EN 10025, размером 5920x1830x4.0 мм, подготовленные к установке, чертеж N Т-1830-5920-041" классифицирован по ТН ВЭД ЕАЭС - 7326 90 400 0.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, оснований для классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 7326 90 400 0 не имелось.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правоотношения сторон возникли до вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 (01.01.2018), в связи с чем применению подлежат нормы Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяется, в частности, декларация на товары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза, применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона N 311-ФЗ товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). ТН ВЭД ЕАЭС введена в действие с 01.01.2015 и содержит основные правила интерпретации.
В приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 определены Основные правила интерпретации ТН ВЭД, в которых установлены основные принципы классификации товаров.
Формулировки правил предусматривают последовательное включение конкретного товара в определенную товарную позицию, а затем - в соответствующую субпозицию, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Соответственно, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Таким образом, для целей классификации товаров используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товаров и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом, для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.
Как следует из материалов дела, при таможенном декларировании товара заявителем транспортные листы классифицированы как прочие части оборудования для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов (8439 91 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно пояснениям к товарной позиции 8439 ТН ВЭД ТС в нее включается оборудование для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов (древесины, соломы, багассы, макулатуры и др.) независимо от того, предназначена ли волокнистая масса для изготовления бумаги или картона или для других целей. В нее также включается оборудование для производства бумаги или картона из предварительного подготовленной волокнистой массы (например, древесной массы или целлюлозы) или непосредственно из сырьевых материалов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, классификация товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности осуществляется, исходя из материала, из которого он изготовлен; по функциям, которые он выполняет, а также по степени обработки.
В рассматриваемом случае основой присвоения товару (транспортным листам) кода классификации 8439 91 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС послужило, главным образом, его функциональное назначение, а именно как оборудование для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов.
Таможенный орган в обоснование довода о необходимости классификации спорного товара в подсубпозиции 73 26 90 400 0 ТН ВЭД ЕАЭС указал, что транспортный лист, в сущности, является платформой для перемещения товара и по своему способу применения, места и назначения он не является частью гидравлического пресса, рабочее состояние гидравлического пресса возможно без использования транспортных листов. Указанные выводы сделаны на основании проведенной таможенной экспертизы (заключение эксперта от 26.09.2016 (т. 1, л.д. 13-24)).
Между тем, данные выводы суд апелляционной инстанции полагает необоснованными по следующим основаниям.
В заключении таможенного эксперта описан процесс производства древесноволокнистых плит. Так, волокнистый влажный пакет после отливной машины движется по конвейеру. Конвейер, по которому движется волокнистая плита, плавно наклоняется вниз к расположенному под ним промежуточному конвейеру для подачи транспортных листов. На этот конвейер листы попадают с поперечного конвейера. Когда лист оказывается под конвейером, направляющие поперечного конвейера опускаются ниже роликов и транспортный лист начинает двигаться вперед вдоль продольной оси рокового конвейера. Движение транспортного листа регулируется движением поступающего по верхнему конвейеру пакета. Когда передняя кромка пакета выравнивается с концом конвейера, он нажимает на контакт, и снизу с одинаковой скоростью начинает двигаться транспортный лист так, что гибкий пакет, сходя со своего конвейера, мягко ложится на транспортный лист. В это время по поперечному конвейеру проходит следующий транспортный лист для очередного пакета. Транспортные листы на передних концах имеют Т-образные выступы. Вошедший в поднятую разгрузочную этажерку экстрактор захватывает выступы транспортных листов и начинает двигаться к выходу из этажерки, вытаскивая из пресса все транспортные листы с волокнистыми плитами и втягивая их в разгрузочную этажерку. Далее, транспортные листы со спрессованными древесноволокнистыми плитами по конвейеру перемещаются к участку отделения древесноволокнистых плит от транспортных листов. Затем освободившиеся транспортные листы по системе роликовых конвейеров возвращаются к отливной машине для погрузки влажного волокнистого ковра, и цикл повторяется.
Согласно информации по транспортным листам для пресса производства ДВП, представленной поставщиком транспортных листов "EKATA IR KO" (т.1, л.д. 42), основными функциями транспортных листов являются: подача влажного пакета древесноволокнистых плит в горячий гидравлический пресс, удаление воды и пара из влажного пакета во время прессования, распределение тепла в древесноволокнистых плитах во время прессования, удаление древесноволокнистых плит из пресса после завершения цикла прессования.
Таким образом, транспортные листы носят не только функцию перемещения древесноволокнистых плит по конвейеру, а являются приспособлением, непосредственно участвующим в процессе прессования древесноволокнистых плит и входят в состав гидравлического пресса.
Данное обстоятельство также подтверждается паспортом линии прессования древесноволокнистых плит на базе пресса "Мотола", представленном в материалы дела (т. 1, л.д. 146-155). Согласно указанному паспорту, в состав гидравлического пресса входит, в том числе, комплект транспортных листов (т. 1, л.д. 146).
Доводы апелляционной жалобы о том, что гидравлический пресс способен выполнять свою рабочую функцию в отсутствие транспортных листов, материалами дела не подтвержден, а также противоречит вышеизложенному принципу работы гидравлического пресса. Доказательств того, что транспортные листы могут использоваться с иными машинами и механизмами, таможенным органом также не представлено.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что вопрос о классификации транспортных листов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза являлся предметом рассмотрения в рамках дела N А07-11327/2016 по заявлению ООО "УФПК" к Башкортостанской таможне о признании незаконными решения по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС, ТН ВЭД) NРКТ-10401000-16/000014 от 27.04.2016, решения NРКТ-10401000-16/000013 от 27.04.2016, решений о корректировке таможенной стоимости товара N10401000/400/270416/Т0081/003 от 27.04.2016 и N10401000/400/270416/Т0081/004 от 27.04.2016.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2016 по делу N А07-11327/2016 установлено, что транспортный лист является частью оборудования для производства массы из волокнистых целлюлозных материалов и его классификация по коду товара 8439 91 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС является законной и обоснованной.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требований заявителя и незаконности оспариваемого решения таможенного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Решение суда первой инстанции является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскание с апеллянта государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду его освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2018 по делу N А07-26118/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.