г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А42-5396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10675/2018) ООО "Октябрьское ЖЭУ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2018 по делу N А42-5396/2017 (судья Никитина О.В.), принятое
по иску АО "АтомЭнергоСбыт" - Филиал "КолАтомЭнергоСбыт"
к ООО "Октябрьское ЖЭУ"
о взыскании,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт" (далее - истец, АО "АтомЭнергоСбыт", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Октябрьское ЖЭУ" (далее - ответчик, ООО "Октябрьское ЖЭУ", управляющая организация) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 1394829 рублей 76 копеек задолженности за потребленную электроэнергию за период июль 2016 - декабрь 2016 (корректировочные счета), март 2017 - июнь 2017, 190 306 рублей 06 копеек неустойки, начисленной за период с 26.04.2017 по 15.02.2018, а также неустойки, начисленной с 16.02.2018 исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки оплаты.
Решением суда от 27.02.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Октябрьское ЖЭУ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Податель жалобы утверждает, что задолженность за период с июля 2016 по декабрь 2016 уже взыскана по делу N А42-462/2017, N А42-2429/2017.
Ответчик не согласен с основанием предъявления корректировочных счетов-фактур, а именно с тем, что основанием является непредъявленный объем на ОДН небытовым потребителям, с которыми у истца отсутствует договор. Истцом в обоснование предъявленных объемов электроэнергии представлены списки небытовых потребителей с указанием неких расходов, суммарно дающих объемы и суммы предъявленных счетов, однако каких-либо пояснений, расчетов, объясняющих основании возникновения данных объемов, и как следствие, предъявленных корректировочных счетов истцом в адрес ответчика не предоставлено.
Кроме того, предъявляемые судом потери во внутридомовых сетях не являются предметом договора энергоснабжения, заключенного между истцом и ответчиком.
Также ответчик ссылается на то, что расчеты проведены истцом некорректно, в свою очередь судом доводы ответчика не были приняты во внимание.
30.05.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "АтомЭнергоСбыт" поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "Октябрьское ЖЭУ", в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений. В отзыве на апелляционную жалобу истцом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя АО "АтомЭнергоСбыт".
21.06.2018 стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что гарантирующим поставщиком в адрес ответчика письмом от 16.12.2015 N 37/19378 был направлен проект договора энергоснабжения N 514144074 от 15.12.2015, который ответчиком в адрес истца возвращен не был.
Письмом от 31.01.2017 N 37/1851 в адрес ответчика был направлен проект договора энергоснабжения (в целях поставки коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома) N 5140144074 от 20.01.2017, который ответчиком был подписан с протоколом разногласий, которые сторонами урегулированы не были.
Поставив ответчику электроэнергию в период июль 2016 - декабрь 2016, март 2017 - июнь 2017, истец на основании актов приема-передачи выставил ответчику для оплаты счета-фактуры за данный период, которые ответчиком оплачены не были, в результате чего на стороне управляющей организации образовалось 1394829 рублей 76 копеек задолженности.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленной электрической энергии истец на основании пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" начислил неустойку и обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома (пункт 31 (б) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Исполнитель коммунальных услуг, которым является управляющая организация в силу своего статуса, обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 44 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг, надлежащее содержание внутридомовых инженерных систем водоснабжения и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
С 01.01.2017 в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, изменились правила, регулирующие договорные отношения между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в том числе по поставке электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома.
С 01.01.2017 исполнители коммунальных услуг (ИКУ) обязаны урегулировать с гарантирующим поставщиком договорные отношения в части приобретения электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов (МКД) с учетом изменившегося законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
При этом договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
Податель жалобы утверждает, что за период с июля 2016 по декабрь 2016 денежные средства уже взысканы по делам N А42-462/2017, N А42-2429/2017. Также ответчик не согласен с основанием предъявления корректировочных счетов-фактур, а именно с тем, что основанием является непредъявленный объем на ОДН небытовым потребителям, с которыми у истца отсутствует договор.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению на основании следующего.
Необходимость выставления данных объемов была выявлена в результате составления фактического баланса между сетевой компанией (ОАО "МОЭСК") и гарантирующим поставщиком. Ранее данные объемы на ОДН не выставлялись ни исполнителю коммунальных услуг, ни указанным организациям.
Поскольку в многоквартирном доме (далее - МКД) избран способ управления в форме управляющей организации, обязанность оказания собственникам коммунальных услуг и обязанность оплатить коммунальный ресурс возникла у ответчика в силу закона с момента такого избрания. Следовательно, именно указанная управляющая организация, обладающая статусом исполнителя коммунальных услуг, является абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации (истцу) и соответственно, лицом, обязанными производить оплату всего объема электрической энергии поставленной в МКД, находящихся в ее управлении в соответствующих периодах.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.07.2016 N 306-ЭС16-7778, в котором указано, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от собственников помещений многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества. Плательщиком за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, является управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги.
Аналогичная позиции был приведена Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2, согласно которой ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
При этом доказательств принятия собственниками решений о распределении этого объема коммунальной услуги между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения не представлено.
Суд первой инстанции на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, а также судебных актов установил, что предъявленная к взысканию с ответчика задолженность за период июль 2016 - декабрь 2016 по итогам проведенной корректировки предметом рассмотрения в рамках дел N N А42-462/2017 и А42-2430/2017 не являлась.
Ссылка ответчика на то, что общий размер суммы, подлежащей исключению, из предъявленной истцом задолженности за период март 2017 - июнь 2017 составил 434 492 рубля 68 копеек (170 947,28 кВтч), в связи с тем, что расчеты произведены истцом некорректно, обоснованно отклонена судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 приложения N 2 Правил N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
В формуле отсутствует такая составляющая как "перерасчеты", но в форме учитываются объемы коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях, как оснащенных, так и не оснащенных индивидуальным прибором учета.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются как разность между объемом электрической энергии, поставленным на границу балансовой принадлежности электрических сетей определенной по показаниям ОДПУ, а также объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанной потребителям коммунальной услуги электроснабжения.
Исходя из ограничения объема электроэнергии на ОДН для потребителей нормативом потребления этой услуги, уменьшение суммарного объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, увеличивает объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которую должен оплачивать исполнитель за счет собственных средств.
Из содержания пунктов 42, 42 (1) и 59 Правил N 354 при определении объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, учитываются: показания ИПУ, при отсутствии приборов учета расчет производится по нормативам, а при непредставлении сведений расчет осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем и по нормативам.
Из материалов дела следует, что объем индивидуального потребления определен истцом по показаниям, переданным гражданами-потребителями, а также по среднемесячному потреблению и расчетным путем по нормативам.
Кроме того. суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика, правомерно указал, что поскольку законодательно обязанность граждан-потребителей передавать показания индивидуальных приборов учета в определенный срок не установлена, нельзя исключить влияние субъективного фактора (добросовестного либо недобросовестного поведения потребителей энергии при передаче показаний) при начислениях за электроэнергию, что является причиной имеющихся расхождений в начислениях. При этом в последующем субъективные данные истцом корректируются, после представления подтверждающих документов. При этом, корректировка производится в том месяце, когда данные о фактическом объеме были получены.
Применение ответчиком в своем контррасчете норматива для жилых помещений, в которых установлены приборы учета, противоречит действующему законодательству, так как в соответствии с пунктом 42 Правил норматив либо при отсутствии ИПУ либо в соответствии с пунктом 59 (б) по истечении 3-х расчетных периодов отсутствия показаний. При этом ответчиком не представлены доказательства оборудования данных помещений приборами учета.
Кроме того, в расчете ответчика не учтено, что последствие принятия показаний потребителей в последующих расчетных периодах среднемесячный расчет, начисленный за время не передачи показаний потребителем, снимается и производится расчет по показаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, ответчиком документально не опровергнут.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2018 по делу N А42-5396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.