г. Саратов |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А12-21267/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2018 года по делу N А12-21267/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (197376, г. Санкт-Петербург, пр. Медиков, д. 8, 1, лит. А, ОГРН 1037828036388, ИНН 7813182039)
к администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
третьи лица: департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград, пр. В.И.Ленина, д. 15, ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045),
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей: департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Евтюнина Т.С. по доверенности от 09.08.2017 б/н, администрации Волгограда - Цыцулина М.А. по доверенности от 15.06.2018 N 05-ид/39
иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (далее - ООО "АЦ Русь-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Волгограда от 22.01.2016 N 75 об отказе в предоставлении в собственность ООО "АЦ Русь-Авто" без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N 34:34:02 01 00:69, учетным номером 2-117-18, площадью 16113 квадратных метров; об обязании администрации Волгограда принять решение о предоставлении в собственность ООО "АЦ Русь-Авто" без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 квадратных метров, кадастровый номер N 34:34:02 01 00:69, расположенного по адресу: Волгоград, проспект Ленина, 65Б, по льготной цене 952 615 рублей 50 копеек, составляющих 2,5 процента от кадастровой стоимости, определенной на основании решения Волгоградского областного суда от 28.07.2015 по делу N 3-434/2015.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.05.2017 по делу N А12-21267/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2017 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2018 года по делу N А12-21267/2017 признано недействительным и не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации постановление администрации Волгограда от 22.01.2016 N 75 об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "АЦ Русь - Авто" без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:02 01 00:69, с учетным номером 2-117-18, площадью 16 313 квадратных метров.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Волгограда в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по делу N А12-21267/2016 принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "АЦ Русь - Авто" без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:02 01 00:69, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, 65Б, по льготной цене 952 615 руб. 50 коп., составляющих 2,5 процента от кадастровой стоимости, определенной решением Волгоградского областного суда от 28.07.2015 по делу N 3-434/2015.
С администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) в пользу общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь - Авто" (ОГРН 1037828036388, ИНН 7813182039) взыскано 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, 76 813 руб.04.коп. в возмещение расходов за проведение судебных экспертиз.
С администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1083460005276, ИНН 3445098405) взысканы судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 186 руб.96 коп
Не согласившись с вынесенным решением, администрация Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционные жалобы - удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано судом кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что ООО "АЦ Русь-Авто" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, расположенный на спорном земельном участке, руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что Общество имеет исключительное право на предоставление в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости и необходимый для его эксплуатации. При этом судами сделаны преждевременные выводы о том, что Обществу для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости площадью 2 619,4 кв.м необходим земельный участок площадью 16 313 кв.м.
При новом рассмотрении суду первой инстанции поручено установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, в том числе определить площадь земельного участка, необходимую для размещения и эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ООО "АЦ Рус-Авто".
Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего это дело.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО "Интеркрайт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.06.2008 N 8060. По условиям договора арендатору ООО "Интеркрайт" в аренду сроком на 49 лет с 30.03.2007 по 30.03.2056 предоставлен земельный участок площадью 25 450 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:020100:20, расположенный по адресу: Волгоград, Краснооктябрьский район, проспект им. В.И. Ленина, 65Б.
Договор от 19.06.2008 N 8060 аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 14.10.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
ООО "Интеркрайт" передало права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 19.06.2008 N 8060 ООО "АЦ Русь-Авто" на основании договора от 01.07.2011 N 11/л65-34 о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка (перенайм), о чем 04.08.2011 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Согласно пункту 1.2 договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 01.07.2011 N 11/л65-34 во временное владение и пользование нового арендатора поступает земельный участок с учётным номером 2-117-18, с кадастровым номером 34:34:020100:20, расположенный по адресу: Волгоград, Краснооктябрьский район, проспект имени В.И. Ленина, 65Б, общей площадью 25 450 квадратных метров, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: строительство и эксплуатация дилерских автоцентров по продаже и обслуживанию автомобилей.
Впоследствии земельный участок площадью 25 450 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:020100:20 разделен на два земельных участка площадью 9 137 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:020100:68 и площадью 16 313 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:020100:69, которые поставлены на государственный кадастровый учет 20.01.2015.
В соответствии с решением Волгоградского областного суда от 28.07.2015 по делу N 3-434/2015 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69 площадью 16 313 квадратных метров, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство и эксплуатация дилерских автоцентров по продаже и обслуживанию автомобилей, установлена в размере 38 104 620 рублей.
На основании указанного судебного акта в кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения.
Как следует из материалов дела, заявителю ООО "АЦ Русь-Авто" на праве собственности принадлежит здание дилерского автоцентра по продаже и обслуживанию автомобилей, пусковой комплекс, автоцентр "Мазда", общей площадью 2619,4 квадратных метра, расположенное по адресу: Волгоград, Краснооктябрьский район, проспект имени В.И. Ленина, 65Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2012 года серии 34-ААN 872401.
ООО "АЦ Русь - Авто" 28.10.2015 обратилось в департамент земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 16 313 квадратных метров, кадастровый номер 34:34:020100:69.
Постановлением администрации Волгограда от 22.01.2016 N 75 Обществу отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69, учетным номер 2-117-18, площадью 16113 квадратных метров.
В качестве оснований отказа указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:020100:69, 34:34:020100:68 образованы из земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:20 с нарушением пункта 1 статьи 11, пунктов 1,6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации; отсутствует обоснование многократного превышения площади земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69 над площадью расположенного на нем объекта недвижимого имущества; на земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:69, 34:34:020100:68 отсутствуют дилерские автоцентры, для строительства и эксплуатации которых Обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:34:020100:20, несоответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69 целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено предоставление с заявлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации Волгограда от 22.01.2016 N 75 Обществу отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69, учетным номер 2-117-18, площадью 16113 квадратных метров.
В качестве оснований отказа указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:020100:69, 34:34:020100:68 образованы из земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:20 с нарушением пункта 1 статьи 11, пунктов 1,6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации; отсутствует обоснование многократного превышения площади земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69 над площадью расположенного на нем объекта недвижимого имущества; на земельных участках с кадастровыми номерами 34:34:020100:69, 34:34:020100:68 отсутствуют дилерские автоцентры, для строительства и эксплуатации которых Обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:34:020100:20, несоответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:69 целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
По мнению администрации Волгограда и департамента муниципального имущества администрации Волгограда в силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) для образования земельного участка исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления должно было быть принято соответствующее решение об образовании земельного участка, которое в рассматриваемом случае заинтересованным лицом по делу не принималось.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.03.2015) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 названной статьи было предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
По смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о выкупе могло быть подано как в отношении сформированного, так и в отношении несформированного земельных участков.
По смыслу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о выкупе могло быть подано как в отношении сформированного, так и в отношении несформированного земельных участков.
При этом лицо, желающее выкупить земельный участок должно было за свой счет обеспечить выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельного участка (в частности, путем раздела) и формирование его для последующего выкупа в соответствии с ранее действующей редакции статьи 36 Земельного кодекса Российско Федерации не являлись взаимосвязанными и не являлись этапами одного процесса. Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривала необходимости обращения с заявлением о разделе (образовании) земельного участка с целью приобретения прав на него и вынесения компетентным органом решения об образовании земельного участка. Процесс выкупа земельного участка не ставился в зависимость от его раздела, так как необходимым условием являлось лишь наличие и представление документов, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь нормой статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в ООО "Земельный эксперт" к кадастровому инженеру, которым 16.10.2014 подготовлен межевой план раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:020100:20 на два участка площадью 16 313 кв.м. и 9 137 кв.м.
На основании указанного межевого плана 20.01.2015 на кадастровый учет поставлены два земельных участка с кадастровыми номерами: 34:34:020100:68 (9 137 кв.м.) и 34:34:00100:69 (16 313 кв.м.).
Таким образом, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 34:34:00100:69 (16 313 кв.м.) осуществлена исключительно в целях их формирования для последующего выкупа в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации на основании межевого плана, выполненного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что поскольку спорный земельный участок на момент изменения правового регулирования порядка его образования уже имел проект межевания (межевой план) и был поставлен на кадастровый учет в установленном порядке, с 01.03.2015 он считается образованным в установленном порядке, поскольку более не требует дополнительной легализации путем издания компетентным органом какого-либо дополнительного решения.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.01.2018 по делу N А12-21267/2016 назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО "Вектор" Зайцевой Т.Ф.
На разрешение эксперта поставлен вопрос: "Какова площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" здания дилерского автоцентра по продаже и обслуживанию автомобилей, площадью 2619 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым N 34:34:020100:69 по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 65Б?".
В соответствии с заключением эксперта от 12.03.2018 N 85 площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации существующего на нем здания дилерского автоцентра площадью 2 619,4 кв.м., принадлежащего ООО "АЦ "Русь-Авто" составляет 22 149,35 кв.м., из которых:
- 2 619,40 кв.м. - площадь здания дилерского автоцентра;
- 2 312,5 кв.м. - площадь необходимых 37 автомобильных парковочных мест в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными Решением Волгоградской городской думы от 15.09.2010N 36/1087;
- 180 кв.м. - площадь трех мест для осуществления погрузочно-разгрузочных работ необходимых в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными Решением Волгоградской городской думы от 15.09.2010 годаN 36/1087;
- 14 148,80 кв.м. - нормативная площадь земельного участка для обеспечения деятельности 20 постов имеющейся в дилерском центре станции технического обслуживания автомобилей в соответствии с актуализированной редакций СНИП 2.07.01 -89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;
- 2 889,05 кв.м. - минимальная площадь озеленения земельного участка, установленная в Правилах землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных Решением Волгоградской городской думы от 15.09.2010 N 36/1087.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы Департамента муниципального имущества, что суд первой инстанции при определении площади земельного участка, подлежащего предоставлению, руководствовался заключением судебной экспертизы, в котором эксперт, делая выводы о необходимой площади земельного участка исходил из наличия не только здания дилерского автоцентра, но и вспомогательных объектов некапитального характера, то есть наличия имущественного комплекса, поскольку из материалов экспертизы следует, что эксперт руководствовался при определении необходимой для эксплуатации площади земельного участка тем, что на земельном участке есть исключительно здание дилерского центра. Вся остальная площадь земли, рассчитывалась исходя из установленных нормативов, зависящих от характеристик имеющейся в собственности заявителя недвижимости.
Довод апелляционной жалобы Администрации Волгограда о том, что спорный земельный участок расположен на территории общего пользования в связи с признанием недействительным постановления администрации Волгограда N 2402 от 17.11.2008 года об изменении разрешенного вида использования земельного участка с "бассейн, замощение" на "строительство и эксплуатация дилерских автоцентров", и отменой проекта планировки территории Центрального района г. Волгограда распоряжением Правительства РФ от 12.04.2017 года N 677-р отклоняется судебной коллегией.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Территории общего пользования, в пределах которых приватизация земельных участков не допускается в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 27 и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, ограничиваются от иных территорий посредством установления красных линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (пункт 1 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии подлежит включению в основные части проектов планировки и межевания территории, которые подлежат утверждению.
Документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации; в течение семи дней со дня ее утверждения направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, которые обеспечивают опубликование документации по планировке территории (проектов планировки и межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (части 14, 15, 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с частями 4 и 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положения о территориальном планировании являются частью генерального плана городского округа.
Указывая на то, что испрашиваемый в собственность земельный участок расположен на территории общего пользования, в нарушение ст.65 АПК РФ лицами, участвующими в деле, генеральный план городского округа город Волгоград, либо иные документы из которых бы усматривалось, что спорный земельный участок как на момент обращения с заявлением о приобретении в собственность, так и на момент вынесения решения находился или находится на территории общего пользования и занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами или другими социально значимыми объектами, в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы, что суд был не вправе рассматривать требование заявителя о понуждении администрации Волгограда к заключению договора по цене в 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку такие требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства оклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В данном случае требования об обязании совершить действия, заявленные в порядке главы 24 АПК РФ, не являются самостоятельными, а рассматриваются лишь в качестве предлагаемой меры по восстановлению нарушенных оспариваемым отказом прав, применение которой является самостоятельной прерогативой суда, независимо от указанного заявителем способа.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя в полном объеме.
Следовательно, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений ст. 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 марта 2018 года по делу N А12-21267/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21267/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2018 г. N Ф06-37437/18 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "АЦ РУСЬ-АВТО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Департамент градостроительства и архитектуры администрации Волгограда, Захарова Татьяна Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-37437/18
29.06.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5971/18
29.03.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21267/16
26.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25794/17
08.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7629/17
24.05.2017 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-21267/16