2 июля 2018 г. |
А11-220/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2018
по делу N А11-220/2018,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Владимирской области от 30.11.2017 N 1818-01-02,
при участии в судебном заседании представителя:
акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - Алешиной Ю.А. по доверенности от 05.12.2017 N 2207 сроком действия по 31.12.2020,
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество, АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 30.11.2017 N 1818-01-02.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2018 заявленные требования удовлетворены и оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным. Кроме того, суд взыскал с надзорного органа в пользу Общества понесенные по делу судебные расходы в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Надзорный орган настаивает на законности оспариваемого предписания, поскольку требование о перерасчёте платы за отопление основано на технической документации на спорный дом. АО "ВКС" при начислении платы жителям дома применяет различный норматив, что противоречит действующему законодательству.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечила.
Представитель Общества в судебном заседании указал на законность обжалуемого решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании приказа (распоряжения) от 29.11.2017 N 2803/01-02 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело в отношении АО "ВКС" внеплановую документарную проверку с целью проверки информации, изложенной в коллективном обращении жителей многоквартирного дома N 4 по ул. 850-летия г. Владимира.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.11.2017 N 1818-01-02.
30.11.2017 по итогам проведенной проверки Инспекция выдала АО "ВКС" предписание N 1818-01-02, которым обязала в срок до 15.01.2018 произвести расчёт платы за отопление жилых помещений за расчётные периоды 2015 и 2017 годы исходя из нормативов, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения", для категории домов постройки до 1958 года, кирпичных, этажностью от 4-х до 6-ти этажей в значении 0,0165 Гкал/кв.м (предписание от 30.11.2017 N 1818-01-02).
Не согласившись предписанием надзорного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 20, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, от 06.05.2011 N 354 и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.
Пунктом 10 названного Положения определено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При этом в силу подпункта "а" пункта 11 рассматриваемого Положения предметом проверок является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Владимирской области (пункт 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утверждённого постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21).
В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного Положения одним из основных полномочий Жилищной инспекции является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения внеплановых проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 3.2 названного Положения Инспекция принимает предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований: выдаёт предписания о прекращении нарушений обязательных требований.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354)
В соответствии с пунктами 42(1), 59 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению или исходя из среднемесячных объёмов потребления тепловой энергии за предыдущий год.
В ходе проверки надзорный орган установил, что многоквартирный жилой дом N 4 по ул. 850-летия в г. Владимире имеет секции с переменной этажностью: жилые помещения N 1-30 расположены в секции этажностью 3, жилые помещения N 31-42 - в секции этажностью 4.
Данный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учёта тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, который в отдельные периоды (с 13.10.2013 по 01.10.2014 по причине неисправности и с 24.02.2016 по 22.02.2017 в связи с истечением межповерочного интервала) снимался с коммерческого учёта и был нерасчётным.
Согласно пункту В.5 приложения "В" к Своду правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003) при различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счёт уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания.
Постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения" (вместе с "Нормативами водоснабжения и водоотведения для населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных индивидуальными приборами учета", "Нормативом отопления в многоквартирных жилых домах с централизованными системами теплоснабжения, используемым для расчета платы граждан при отсутствии приборов учета") установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения.
Данный нормативный акт предусматривает нормативы потребления коммунальных услуг для населения для категории домов постройки до 1958 года с этажностью до 3-х этажей в значении 0,0189 Гкал/кв.м, с этажностью от 4-х до 6-ти этажей в значении 0,0165 Гкал/кв.м.
При этом постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 отдельно не утверждены нормативы для зданий, имеющих различную этажность.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что надзорный орган не доказал нарушение Обществом норм действующего законодательства, что может являться основанием для выдачи предписания.
Общество правомерно применяло в своих расчетах установленные нормативы потребления коммунальных услуг для населения для категории домов постройки до 1958 года отдельно для каждой части здания.
Указание в техническом паспорте на жилой дом количества этажей - 4, не соответствующее фактическому состоянию этажности (наличие секций в 3 и 4 этажа не оспаривается сторонами и подтверждается карточкой на домовладение), не имеет определяющего значения для данного дела.
При установленных обстоятельствах в их совокупности у надзорного органа отсутствовали основания для выдачи Обществу предписания.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, однако не соответствует нормам жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба надзорного органа не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2018 по делу N А11-220/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2018 по делу N А11-220/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.