город Омск |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А70-1868/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7664/2018) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 5 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.05.2018 по делу N А70-1868/2018 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 5 (ИНН 7202029421, ОГРН 1027200820503) к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (ИНН 7223005238, ОГРН 1027201296385) о взыскании задолженности в размере 7814 руб. 74 коп.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 5 (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее - страхователь, Учреждение, ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области, заинтересованное лицо) о взыскании суммы неуплаченных страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в размере 506 руб. 47 руб.; пени за неуплату страховых взносов в размере 6 руб. 98 коп..; штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в размере 101 руб. 29 коп.; штрафа за отказ в предоставлении и непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов в размере 7 200 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.05.2018 по делу N А70-1868/2018 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель выразил несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения неуплаченных страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в размере 506 руб. 47 руб., пени за неуплату страховых взносов в размере 6 руб. 98 коп..; штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в размере 101 руб. 29 коп.
При этом Фонд, ссылаясь на подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", указал на то, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в силу которого не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные на основании выданных с нарушением установленного порядка документов, а также то, что ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области выплатил страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при отсутствии соответствующих документов на основании неправильно оформленных документов (листков нетрудоспособности), то указанные суммы, по мнению Фонда, не могут являться страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, которое на основании статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" относится к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами. В связи с изложенным Фонд считает, что недоимка по страховым взносам на непринятые к зачету расходы, соответствующие пени и штраф начислены Учреждению правомерно и подлежат взысканию в судебном порядке.
Доводов относительно отказа во взыскании штрафа за отказ в предоставлении и непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в размере 7 200 руб. Фондом в апелляционной жалобе не приведено.
Фонд, Учреждение, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
До начала судебного заседания от Фонда поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ФКУ КП-9 УФСИН России по Тюменской области зарегистрировано в качестве страхователя в Фонде социального страхования.
На основании решения от 09.08.2017 Фондом в отношении Учреждения проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 09.10.2017 N 108 н/с.
В ходе проверки Фондом установлено, что страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов выплаты, произведенные в пользу застрахованных лиц, в рамках трудовых отношений на сумму 253 235 руб. 57 коп.
15.11.2017 Фондом вынесено решение N 40 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной Законом N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 7 301 руб. 29 коп., начислено 6 руб. 98 коп. пени, начислена недоимка в сумме 506 руб. 47 коп..
На указанную сумму Учреждению выставлено требование N 59 н/с от 11.12.2017, сроком уплаты до 29.12.2017.
Поскольку в установленный срок требование N 59 н/с от 11.12.2017 Учреждением не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.05.2018 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Оценив, в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требования Фонда о взыскании с Учреждения недоимки по страховым взносам в размере 506 руб. 47 руб., пени за неуплату страховых взносов в размере 6 руб. 98 коп..; штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в размере 101 руб. 29 коп., а также штрафа за отказ в предоставлении и непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов в размере 7 200 руб.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичное положение содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" в части права на непринятие к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется страхователю в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Форма решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как усматривается из решения Фонда от 15.11.2017 N 40 н/с основанием для привлечения Учреждения к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов, начисления недоимки соответствующих пени и штрафа послужил вывод Фонда о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов на сумму непринятых к зачету в счет уплаты страховых взносов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2014-2016 годы в сумме 253 235 руб. 57 коп.
Из пояснений Фонда и доказательств представленных во исполнение определения от 09.04.2018, следует, что вывод о наличии недоимки сделан заявителем на основании того обстоятельства, что страхователем произведены расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет) с нарушением требований законодательства, а именно: документально не подтверждены правильность начисления и расчет пособий по листкам нетрудоспособности (не представлены справки о сумме заработка, исходя из которого начисляется пособие, документы подтверждающие страховой стаж); листки нетрудоспособности оформлены с нарушением требований приказа N 624н от 29.06.2011 "Об утверждении порядка выдачи листком нетрудоспособности".
Между тем выявленные Фондом нарушения в оформлении листка нетрудоспособности, перечисленные в акте проверки и решении, допущены не заявителем, а медицинским учреждением. При этом факт наступления страхового случая (в виде временной нетрудоспособности), удостоверенного листком нетрудоспособности, который выдан медицинским учреждением, не оспаривается.
Таким образом, нарушение медицинским учреждением положений Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на выплату пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Межу тем, в силу вышеприведенных норм Закона N 255-ФЗ не принятые к зачету расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по своей правовой природе являются недоимкой по страховым взносам. В отношении указанной недоимки у Фонда социального страхования возникает право требования ее уплаты в установленном законом порядке. Законом N 255-ФЗ не установлены какие-либо иные правовые последствия непринятия страховщиком расходов страхователя на выплату пособий к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования.
В этой связи не могут быть признаны основанными на нормах материального права выводы Фонда о том, что расходы Учреждения на выплату указанных выше пособий, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, сами по себе должны дополнительно облагаться страховыми взносами.
Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы указанных выше пособия.
В отсутствие опровержения фактов наступления страховых случаев, которые являются основаниями для выплаты пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых к зачету расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется, в связи с чем, указанные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, с учетом приведенных норм права, у Фонда отсутствовали основания для начисления недоимки в сумме 506,47 руб. на непринятые к зачету расходы Учреждения, начисления соответствующих сумм пеней в размере 6,98 руб.
Как следует из решения от 15.11.2017 N 40 н/с, Учреждение также привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 7 301 руб. 29 коп. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Из заявления по настоящему делу и пояснений Фонда следует, что сумма штрафа в размере 7 301 руб. 29 коп. фактически состоит из двух штрафов, а именно 101,29 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов (пункт 1 статьи 122 НК РФ) и 7 200 руб. за отказ в предоставлении или непредставлении страховщику документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (статья 26.31 Закона N 125-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов Фондом не доказан, следовательно, оснований для привлечения Учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется в связи с отсутствием события вменяемого правонарушения.
В соответствии со статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Между тем о в тексте решения Фонда от 15.11.2017 N 40 н/с отсутствует описание события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 26.31 Закона N 125-ФЗ.
В резолютивной части решения при назначении штрафа какие-либо ссылки на факт привлечения Учреждения к ответственности на основании статьи 26.31 Закона N 125-ФЗ также отсутствуют.
Таким образом, по верному замечанию суда первой инстанции, решение от 15.11.2017 N 40 н/с, не вменяет Учреждению нарушение требований ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ.
Указание в заявлении по настоящему делу на взыскание штрафа за нарушение требований статьи 26.31 Закона N 125-ФЗ, ссылки в акте проверки от 09.10.2017 N 108н/с на непредставление документов (п. 5) не могут подменять собой вынесения решения уполномоченного органа о привлечении к ответственности с установлением и описанием события и состава вменяемого правонарушение.
Более того, из материалов дела не усматривается, что Фонд обращался к Учреждению с требованием о предоставлении документов. Доказательства того, что в предоставлении таких документов Учреждением было отказано либо он противоправно бездействовал в части представления документов, в материалах дела также отсутствуют. По имеющимся в деле доказательствам невозможно установить, какие именно документы не были представлены Учреждением, а соответственно, каким образом был исчислен размер штрафа. В данном случае заявителем не доказан также факт нарушения Учреждением требований статьи 26.31 Закона N 125-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Фонда.
В целом, доводы апелляционной жалобы Фонда основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.05.2018 по делу N А70-1868/2018-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.