3 июля 2018 г. |
Дело N А83-10539/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 03.07.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2018 по делу N А83-10539/2017 (судья Лукачев С.О.),
по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым "Прудовский аграрный техникум" (ул. Керченская, 18, с. Пруды, Советский район, Республика Крым, 297240)
к Службе финансового надзора Республики Крым (бульв. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заявителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (пер. Совнаркомовский, 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295000)
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Как следует из материалов дела и установлено Арбитражным судом Республики Крым на основании п.1.1.2.23 плана деятельности Службы финансового надзора на 2017 год, приказа службы от 22.02.2017 N 88 в отношении ГБПОУ РК "ПАТ" проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за период с 11.12.2014 по 28.02.2016, по результатам которой 05.04.2017 составлен соответствующий акт проверки N 12-22/3.
Так, по мнению заинтересованного, лица, проверкой установлены следующие нарушения учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, которые привели к ущербу бюджета Республики Крым на сумме 936 088,83 руб.:
ГБПОУ РК "ПАТ" в нарушение п. 8.2 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2013 N 658, п. 8.2 Положения об оплате труда работников ГБПОУ РК "ПАТ", утвержденного директором от 02.04.2015, которое является неотъемлемой частью коллективного договора ГБПОУ РК "ПАТ" на 2015-2017 гг., зарегистрированного в МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения" Администрации Советского района Республики Крым 08.05.2015 под N 2, п. 5.2 трудового договора от 02.09.2015 N 105-тд/2015, п. 5.1 раздела 5 трудового договора от 05.09.2016 N 521-тд/2016 директору техникума Ечкалову А.В. незаконно начислены и оплачены выплаты за совмещение профессий (должностей) за период с сентября 2015 по июнь 2016 года в размере 53 678,77 руб. и перечислены начисления на оплату труда в фонды социального страхования в размере 16 210,99 руб.;
колледж в нарушение п. 6.15 коллективного договора ГБПОУ РК "ПАТ" на 2015-2017 г.г, зарегистрированного в МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения" Администрации Советского района Республики Крым 08.05.2015 под N 2, п. 1 изменений и дополнений к коллективному договору вследствие неправильного определения стоимости 1 балла допущено незаконное начисление и выплата стимулирующих выплат за фактически отработанное время в размере 643 588,54 руб., начисления на незаконные стимулирующие выплаты - 194 363,73 руб., в том числе за 2015 год в размере 337 5754,28 руб., начисления - 101 947,43 руб., за 2017 год - 273 076,44 руб., начисления - 82 469,08 руб.
учреждение в нарушение п. 1.1 постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2015 N 556 "Об установлении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания Республики Крым" были завышены утвержденные нормы обеспечения питанием детей-сирот за проверяемый период на общую сумму 77 512,62 руб., в том числе в 2015 году - 36 440,09 руб., в 2016 году - 34 691,75 руб. (т. 2 л.д. 20-66).
В этой связи 26.05.2017 начальником Службы финансового надзора в отношении заявителя вынесено предписание об устранении в срок до 01.08.2017 нарушений бюджетного законодательства N 12-14/2532, в котором описаны вышеуказанные нарушения и предписано ГБПОУ РК "ПАТ" в порядке, определенном законодательством, взыскать (возместить) сумму ущерба, причиненного бюджету Республики Крым в размере 936 088,83 руб. (т. 1 л.д. 26-28).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2018 по делу N А83-10539/2017 предписание Службы финансового надзора Республики Крым от 26.05.2017 N12-14/2532 признано недействительным.
При принятии решения, суд первой инстанции исходил из того, что в силу подп. "ж" п. 2 постановления Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.08.2003 N 4963 не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора преподавательская работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, таким образом, по мнению суда первой инстанции, предписание Службы финансового надзора Республики Крым в части указания на незаконность начисления и оплаты директору техникума - Ечкалову А.В. выплат за преподавательскую деятельность за период с сентября 2015 по июнь 2016 года в размере 53 678,77 руб. и перечисления начисления на оплату труда в фонды социального страхования в размере 16 210,99 руб. противоречит нормам действующего законодательства.
Признавая недействительным предписание Службы финансового надзора Республики Крым в части установления нарушения п. 6.15 коллективного договора от 01.07.2015 при определении стоимости заработных баллов сотрудниками, а также в части установления нарушения п. 1.1 постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2015 N 556, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п.3 ч. 1 ст.162, ч.3 ст. 270.2, ч.1. ст.306.1, ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к полномочиям Службы не относится выдача предписания по устранению нарушений иного законодательства, а не бюджетного законодательства. Кроме этого, Арбитражный суд Республики Крым также исходил из того: что за нарушения условий коллективного договора, к административной ответственности был привлечён директор техникума (Ечкалов А.В.) на основании постановления от 12.10.2017 N 223-01-46/2017-6452-5; что материалы дела также не содержат каких-либо доказательств, в понимании статьи 64 АПК РФ, подтверждающих превышение утвержденных норм обеспечения питанием детей-сирот за проверяемый период, а также подтверждающих превышение лимитов бюджетных ассигнований при начислении стимулирующих выплат работникам техникума.
Служба финансового надзора Республики Крым обжаловала решение Арбитражного суда Республики Крым в связи с нарушением судом норм материального права при принятии решения, а также неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, Служба финнадзора, утверждает, что при вынесении обжалуемого предписания она действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Положением о Службе финансового надзора, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2015 N 170 и Порядком осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 N 285.
Административный орган считает, что в проверяемый период (сентябрь 2015 г. - июнь 2016 г.) директору техникума незаконно начислены и произведены выплаты за совмещение профессий (должностей) в сумме 53678,77 руб. и перечислены начисления на оплату труда в фонд социального страхования в сумме 16210,99 руб., поскольку условиями заключенных между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Ечкаловым А.В. трудовых договоров от 02.09.2015 N 105-тд/2015 и от 05.09.2016 N 521-тд/2016 (с учетом дополнительных соглашений к ним) не предусмотрена выплата за совмещение профессий (должностей); что судом первой инстанции не принято также во внимание неправильное определение техникумом в проверяемом периоде стоимости одного заработного бала сотрудника, что привело к незаконному исчислению стимулирующих выплат за фактическое отработанное время в сумме 643588,54 руб., а также начислений на незаконные стимулирующие выплаты в сумме 194363,73 руб.; что судом первой инстанции также не принято во внимание нарушение техникумом п. 1.1 постановления Совета министров Республики Крым от 15.09.2015 N 556 "Об установлении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания Республики Крым" (далее - Постановление N 556) в связи с чем, в проверяемый период техникумом были завышены утвержденные нормы обеспечения питанием детей-сирот на общую сумму 77512,52 руб.
В чем конкретно и какая норма материального права нарушена судом первой инстанции при принятии решения, Служба не указывает, также не указаны обстоятельства, не выясненные судом первой инстанции, при принятии обжалуемого решения.
ГБПОУ РК "Прудовский аграрный техникум" заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, против удовлетворения жалобы возражает, с решением суда первой инстанции согласен, считает, что в соответствии с подп. "ж" п. 2 постановления Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 преподавательская работа не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации. Техникум также считает, что Служба не вправе была выдавать предписание по п.2, п.3, поскольку в данном случае нарушения касались не бюджетного, а иного законодательства,кроме этого техникум отрицает факт завышения норм обеспечения питанием детей-сирот.
Судебная коллегия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя Службы финансового надзора Республики Крым в судебном заседании 18.06.2018, апелляционную жалобу признает не подлежащий удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, что также не оспаривается сторонами, Ечкалов А.В., на основании трудовых договоров от 02.09.2015 и от 05.09.2016 выполнял обязанности директора "Прудовского аграрного техникума".
Письмом от 02.09.2015 Ечкалов А.В. обратился к Министру образования, науки и молодежи с просьбой разрешить заниматься педагогической деятельностью по учебной дисциплине "Информатика" по совмещению в количестве 266 часов в 2015-2016 учебном году. Данное заявление получило своё согласование с Министерством образования.
Как правильно установил суд первой инстанции выполнение Ечкаловым А.В. дополнительной педагогической работы без заключения (оформления) трудового договора с техникумом является особенностью выполнения педагогической работы.
При этом судебная коллегия считает важным отметить, что при наличии согласования с Министерством образования, на выполнение преподавательской работы, действующее законодательство Российской Федерации не требует оформления договорных отношений, а также не ставит в зависимость выплаты вознаграждения за преподавание от издания приказов по Министерству.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что преподавательская работа в силу подп. "ж" п. 2 постановления Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора.
В силу вышеуказанного предписания Служба финнадзора в части взыскания (возмещения) ущерба с "Прудовского аграрного техникума" причинённого бюджету Республики Крым выплатой Ечкалову А.В. зарплаты за преподавание в размере 53 678,77 руб. с сентября 2015 по июнь 2016 года и перечисления начисления на оплату труда в фонды социального страхования в размере 16 210,99 руб. противоречит нормам действующего законодательства.
Предписание Службы финансового надзора Республики Крым от 26.05.2017 N 12-14/2532 в части взыскания (возмещения) техникумом в бюджет Республики Крым оставшейся суммы (866199,07 руб.) также является незаконным, при этом судебная коллегия соглашается с выводами Арбитражного суда Республики Крым о том, что в силу п.3 ч. 1 ст.162, ч.3 ст. 270.2, ч.1. ст.306.1, ст.306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Служба финансового надзора Республики Крым, уполномочена на выдачу предписаний лишь за нарушение бюджетного законодательства.
Структура бюджетного законодательства Российской Федерации, а также правоотношения, регулируемые бюджетным законодательством, определены статьями 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом, судебная коллегия считает важным отметить, что коллективные договоры, на которые ссылается Служба, не относятся к бюджетному законодательству Российской Федерации или Республики Крым.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Службой не представлены доказательства, в понимании статьи 64 АПК РФ, подтверждающие превышение техникумом лимитов бюджетных ассигнований при приобретении продуктов питания для детей-сирот.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы решения Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2018.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2018 по делу N А83-10539/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.С. Голик |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.