г. Вологда |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А66-12744/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии представителя заявителя Поляковой Н.Е. по доверенности от 16.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года N А66-12744/2017 (судья Пугачев А.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" (ОГРН 1076915001833, ИНН 6943006434; место нахождения: 172065, Тверская область, Торжокский район, деревня Большое Петрово; далее - общество, ООО "Сельхоз-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; место нахождения: 170042, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконным решения от 13.06.2017 N 543-пи о прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ТВЕ 80169 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года N А66-12744/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сельхоз-Инвест" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие оснований для досрочного приостановления действия лицензии, а также на нарушение министерством требований Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Министерство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, обществу 25.12.2015 выдана лицензия на право пользования недрами серии ТВЕ N 80169 вид ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка строительного месторождении "Малая Песочня" в Торжокском районе Тверской области, срок действия до 01.01.2020 (лист дела 55).
На основании приказа от 06.10.2016 N 075-П министерством в период с 31.10.2016 по 14.11.2016 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований законодательства в области охраны недр.
В ходе проверки установлено, и отражено в акте от 02.12.2016 N 075-п, что общество осуществляет добычу песка в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке планов развития горных работ на 2015 и 2016 годы; добыча общераспространенного полезного ископаемого в течение 2016 года производилась за границами горного отвода; добыча песка осуществлялась на земельных участках с категорией сельскохозяйственного назначения, при этом перевод земельного участка в категорию земель разрешенного для целей недропользования не выполнен (листы дела 92-99).
По факту выявленных нарушений министерство составило протокол от 12.12.2016 N 517 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и вынесло постановление от 23.01.2017 N 517, в соответствии с которым признало ООО "Сельхоз-Инвест" виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Уведомлением от 17.02.2017 N 2117-06 (лист дела 53) министерство предложило обществу устранить в установленный законом 3-месячный срок допущенные нарушения. Согласно уведомлению о вручении почтового оправления и отчету об отслеживании почтового отправления, сформированному федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" уведомление от 17.02.2017 N 2117-06 получено обществом 28.02.2017.
ООО "Сельхоз-Инвест" информацию об устранении выявленных нарушений до истечения срока, установленного в уведомлении, министерству не представило.
В связи с изложенным министерством в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) и с учетом протокола заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 29.05.2017 N 543-пи принято решение от 13.06.2017 N 543-пи о досрочном прекращении права пользования ООО "Сельхоз-Инвест" участками недр местного значения в Тверской области по лицензии серии ТВЕ N 80169 вид ТЭ (лист дела 72).
Не согласившись с названным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
При рассмотрении заявленного требования апелляционная инстанция исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно части четвертой статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, в частности, акта от 02.12.2016 N 075-п, следует, что основанием для досрочного прекращения права пользования недрами явились следующие нарушения, допущенные ООО "Сельхоз-Инвест":
- добыча песка в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке планов развития горных работ на 2015 и 2016 годы, нарушение подпункта "з" пункта 4.1 и подпункта "а" пункта 4.2 условий лицензии;
- добыча общераспространенного полезного ископаемого в течение 2016 года производилась за границами горного отвода, нарушение подпункта "к" пункта 4.1 и подпункта "а" пункта 4.2 условий лицензии;
- добыча песка осуществлялась на земельных участках с категорией сельскохозяйственного назначения, при этом перевод земельного участка в категорию земель разрешенного для целей недропользования не выполнен, нарушение подпункта "а" пункта 4.2 и подпункта "а" пункта 4.4 условий лицензии.
Вместе с тем, из положений статьи 20 Закона о недрах следует, что основанием для досрочного прекращения права пользования недрами является нарушение пользователем исключительно существенных условий лицензии.
Пунктом 9.2 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 и соответственно неотъемлемой частью лицензии серии ТВЕ N 80169 вид ТЭ, установлено, что существенные условия, несоблюдение которых в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 влечет досрочное прекращение права пользования недрами, содержатся в пунктах 4.1, 5.1-5.2, 5.4-5.5.
Таким образом, нарушение ООО "Сельхоз-Инвест" подпункта "а" пункта 4.2 и подпункта "а" пункта 4.4 условий лицензии, выразившееся в добыче песка на земельных участках с категорией сельскохозяйственного назначения, в силу пункта 9.2 вышеназванных Условий не может являться основанием для досрочного прекращения права пользования недрами, в связи с тем, что положения подпункта "а" пункта 4.2 и подпункта "а" пункта 4.4 не являются существенными условиями лицензии.
Также основанием для досрочного прекращения права пользования недрами явилось выявление нарушения подпункта "з" пункта 4.1 и подпункта "а" пункта 4.2 условий лицензии, выразившегося в добыче песка в отсутствие разработанных и согласованных в установленном порядке планов развития горных работ на 2015 и 2016 годы.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, действующей в спорный период (далее - Инструкция N 85), под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее - проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам - полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций.
Инструкция N 85 устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России (в настоящее время - Ростехнадзор), а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении (пункт 2 Инструкции N 85).
На основании пункта 3 Инструкции N 85 требования настоящей инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции N 85 согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
Результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются представители территориального органа Ростехнадзора России и пользователя недр, принявшие участие в его рассмотрении. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.
Пунктом 30 Инструкции N 85 определено, что производство горных работ без согласованного с территориальными органами Ростехнадзора годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.
Вместе с тем, подпунктом "з" пункта 4.1 раздела 4 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 к лицензии, установлено, что недропользователь должен обеспечить наличие согласованного ежегодного плана развития горных работ на предстоящий год.
Таким образом, пи осуществлении пользования недрами в 2016 году ООО "Минсельхоз-инвест" должно обеспечить наличие согласованного ежегодного плана развития горных работ на 2017 года.
И только отсутствие такого плана на 2017 год в силу положений подпункта "з" пункта 4.1 раздела 4 и пункта 9.2 раздела 9 Условий пользования недрами является основанием для досрочного прекращения пользования недрами.
В данном случае, как следует из материалов дела, в частности акта от 02.12.2016 N 075-п, при проведении проверки в 2016 году должностными лицами министерством запрашивались у общества планы развития горных работ на 2015 и 2016 годы, непредставление которых не является в соответствии с подпунктом "з" пункта 4.1 раздела 4 и пунктом 9.2 раздела 9 Условий пользования недрами основанием для досрочного прекращения пользования недрами.
Кроме того, из материалов дела, в том числе проекта на выполнение работ по объекту "Геологическое изучение на песок строительный участка недр местного значения "М.Песочня" в Торжокском районе Тверской области" следует, что обществом с 3 квартала 2015 года по 2-й квартал 2016 года имело место изучение спорного участка недр.
Подпунктом "к" пункта 4.1 раздела 4 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 к лицензии, также предусмотрено, что недропользователь обязан обеспечить разработку участка недр строго в контуре уточненного горного отвода и утвержденных запасов с соблюдением природоохранных мероприятий и требований технического проекта.
В рассматриваемом случае министерством в ходе проверки установлено, что в период с 25.12.2015 по октябрь 2016 года ООО "Сельхоз-Инвест" осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых, в том числе за границами уточненного горного отвода. Площадь земельных работ за границами горного отвода составила 23,5 га, объем выемки за границами горного отвода составил 706 772 куб. м.
Наличие указанных нарушений со стороны общества установлено также и Арбитражным судом Тверской области в рамках дела N А66-2182/2017, имеющим в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Вместе с этим, согласно части четвертой статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Уведомление от 17.02.2017 N 2117-06 о допущенных нарушениях направлено обществу, и получено последним 28.02.2017.
Однако, доказательства того, что в течение трехмесячного срока после поступления уведомления вышеописанное нарушение обществом не устранено, в материалах дела отсутствуют.
На соответствующий вопрос суда апелляционной инстанции представитель министерства в судебном заседании пояснил, что повторная проверка по указанному основанию не проводилась. При этом, как отмечалось ранее в постановлении, в силу положений статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания правомерности принятого решения возлагается в рассматриваемом случае на министерство.
Следовательно, указанные нарушения, выявленные министерством в ходе внеплановой выездной проверки в силу их противоречия положениям пункта 9.2 раздела 9 Условий пользования недрами и в связи с отсутствием допустимых и достаточных доказательств, не могут служить основаниями для досрочного прекращения пользования недрами и соответственно прекращения действия лицензии.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр, определяет Административный регламент.
В соответствии с пунктом 94 Административного регламента государственная функция по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр является представление (предложение) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 2 пункта 95 Административного регламента).
Согласно пункту 99 Административного регламента осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя:
регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции;
рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона N 2395-1, должностное лицо структурного подразделения Роснедра или его территориального органа, направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами.
Согласно пункту 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами.
Порядок работы Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами устанавливается приказом Роснедр.
В силу пунктов 107, 108 и 109 Административного регламента на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии.
В случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Указанное уведомление направляется пользователю недр, также Росприроднадзору для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 110 Административного регламента письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать:
указание на нарушения условий пользования недрами;
требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения;
предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
После получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии (пункт 111 Административного регламента).
При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Не устранение пользователем недр в указанный в письменном уведомлении срок нарушений условий пользования недрами, является основанием для подготовки проекта приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
В приказе о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, указываются:
1) основание досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона N 2395-1;
2) условия досрочного прекращения права пользования участком недр;
3) указание на необходимость проведения недропользователем мероприятий в связи с досрочным прекращением права пользования участком недр, в том числе по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, а также по рекультивации нарушенных земель;
4) дата вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования недрами;
5) соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
Приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа пользователю недр направляется копия приказа (пункты 115 - 118 Административного регламента).
Таким образом, действующим законодательством детально регламентирован порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования участками недр Роснедрами или его территориальными органами. До принятия указанного решения уполномоченный орган обязан соблюсти последовательность, установленную регламентом, то есть совершить ряд действий, составляющих процедуру досрочного прекращения права.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдении министерством порядка рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТВЕ 80169 ТЭ, поскольку запрошенные определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2017 года протокол Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами, вынесение которого предшествовало направлению уведомления от 17.02.2017 N 2117-06 о допущенных пользователем недр нарушениях, а также акт, составленный по итогам проведения проверки устранения обществом выявленных нарушений по истечении 3-месячного срока, министерством в материалы дела не представлены, что свидетельствует о несоблюдении последним положений пунктов 107, 108, 111 Административного регламента.
Следует также отметить, что представитель министерства в судебном заседании пояснил, что проверка устранения обществом выявленных нарушений ответчиком не проводилась.
Кроме этого, в представленном в материалы дела протоколе заседания Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами от 29.05.2017 содержится ссылка на распоряжение Правительства Тверской области N 187-ра об отказе обществу в переводе земельного участка в другую категорию, датированное 09.06.2017, что также свидетельствует о нарушении составления протокола заседания Комиссии от 29.05.2017.
В связи с изложенным, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, оспариваемое решение суда - отмене.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3000 рублей.
В качестве доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции обществом в материалы ела представлено платежное поручение от 14.08.2017 N 196 на сумму 6000 рублей, заверенной электронной подписью.
Согласно части 1 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Как видно из материалов дела, ООО "Сельхоз-Инвест" представило электронную версию платежного поручения от 14.08.2017 N 196 с отметкой о том, что денежные средства списаны со счета плательщика 14.08.2017. Платежное поручение заверено электронно-цифровой подписью. Таким образом, представленное суду платежное поручение соответствует требованиям абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 НК РФ.
Таким образом, излишне уплаченная обществом по платежному поручению от 14.08.2017 N 196 государственная пошлина в размере 1500 рублей за рассмотрение дела судом первой инстанции подлежала возврату судом первой инстанции из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
В связи с отменой решения суда и удовлетворением заявленных требований в полном объеме расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2017 года N А66-12744/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 13.06.2017 N 543-пи о прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ТВЕ 80169 ТЭ.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; место нахождения: 170042, город Тверь, улица Горького, дом 97) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" (ОГРН 1076915001833, ИНН 6943006434; место нахождения: 172065, Тверская область, Торжокский район, деревня Большое Петрово) 4500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Инвест" (ОГРН 1076915001833, ИНН 6943006434; место нахождения: 172065, Тверская область, Торжокский район, деревня Большое Петрово) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.08.2017 N 196 за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.