г. Москва |
|
02 июля 2018 г. |
Дело N А40-227495/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТТ Логистика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2018 по делу N А40-227495/17, принятое судьей Вагановой Е.А.
по заявлению ООО "СТТ Логистика"
к ЦАТ
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Боева А.М. по дов. от 03.10.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТТ Логистика" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании незаконными и отмене решения от 01.09.2017 по ДТ N 10009230/020517/0002788, требования от 19.10.2017 N 10009000/980Б, о возложении обязанности на Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ООО "СТТ Логистика", уплаченных таможенных платежей в размере 335 138,27 руб.
Решением суда от 20.04.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В судебное заседание представители Общества явку не обеспечили, извещены надлежащим образом.
Представитель Таможни возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на Смоленском акцизном таможенном посту ЦАТ (далее - САТП ЦАТ) ООО "СТТ Логистик" в качестве таможенного представителя по договору с ООО "Приват Мастер" подало ДТ N 10009230/020517/0002788, по которой задекларированы товары: вина игристые с защищенным географическим указанием, "Ламбруско Эмилия", изготовитель: "Fratelli Martini Secondo Luigi Spa", производство Италия, товарный знак: "Alteno".
При таможенным декларировании указанных выше товаров согласно статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России) акциз уплачен по ставкам: игристые вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения - в размере 14 рублей за 1 литр.
Центральной акцизной таможней в отношении ООО "Приват Мастер" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения таможенного законодательства в части правильности и полноты исчисления таможенных платежей и акцизов в отношении вышеуказанных товаров.
По результатам камеральной таможенной проверки было принято решение от 01.09.2017 N 10009000/210/010917/Т000118/001 об изменении ставки акциза, взимаемого при таможенном декларировании товаров, в адрес ООО "СТТ Логистик" выставлено требование от 19.10.2017 N 10009000/980Б об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с решением от 01.09.2017 по ДТ N 10009230/020517/0002788, требованием от 19.10.2017 N 10009000/980Б заявитель обратился с настоящим заявлением.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обосновано и мотивировано руководствовался следующим.
Перечень операций, относящихся к объектам налогообложения при взимании акциза, установлен ст. 182 Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с данной статьей к объектам налогообложения наряду с иными относится, в том числе, ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Налогообложение подакцизных товаров, вне зависимости от объектов налогообложения, осуществляется по ставкам, установленным ст. 193 НК РФ.
С 01.01.2016 статьей 193 НК РФ игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения установлены ставки акцизов отличные от ставок акцизов на иные вина и игристые вина.
В отношении вин игристых (шампанских) с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения ставки акцизов установлены в размере 13 рублей в 2016 г. и 14 рублей в 2017 г.
Согласно ч. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В связи с этим, при применении ст. 193 НК РФ необходимо учитывать определения понятий винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, установленное Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Данный федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона.
Из положений п. п. 24 и 25 ст. 2 Федерального закона следует, что к винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения относится винодельческая продукция, произведенная на территории Российской Федерации из винограда, выращенного на территории Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом.
Кроме этого, согласно статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Критерии и условия отнесения вин и игристых вин, импортируемых в Российскую Федерацию, к винам с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения Федеральным законом не установлены.
Таким образом, приведенные в Федеральном законе определения основных понятий исключают возможность отнесения импортных вин к винам с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения.
В связи с этим, в отношении вин игристых (шампанских), ввозимых в Российскую Федерацию, уплата акциза должна осуществляться по ставкам в размере 26 рублей за 1 литр (2016 г.), 36 рублей за 1 литр (в 2017 г.) соответственно.
В соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" при утверждении классификации доходов федерального бюджета, в том числе на 2016, 2017 годы доходы от взимания акцизов на вина и игристые вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (коды бюджетной классификации - 1 03 02340 01 0000, 1101 03 02350 01 0000 110) предусмотрены только в разделе налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.
Раздел налогов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, не предусматривает такого вида доходов федерального бюджета как акцизы на вина и игристые вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Таким образом, ставки акцизов для вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, установленные ст. 193 НК РФ в зависимости от вида подакцизного товара без разделения на виды объектов налогообложения, с учетом утвержденной классификации доходов бюджета, не применяются в отношении вин и игристых вин, ввозимых на территорию Российской Федерации.
Разъяснения относительно применения ставок акциза на вина и игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения направлялись письмами Минфина России от 13.04.2017 N 03-13-05/22068 и от 24.04.2017 N 03-10-12/24504.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 29.07.2017 N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что не подлежат уплате (взысканию) суммы акциза по ввезенным на территорию Российской Федерации с 1 января 2016 года по 30 апреля 2017 года включительно винам, игристым винам (шампанским), к которым применялись ставки акциза, установленные ст. 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в отношении вин, игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, в размерах, превышающих суммы акциза, рассчитанные по указанным налоговым ставкам.
Учитывая тот факт, что рассматриваемые товары ввезены на территорию Российской Федерации в период с 02.05.2017, положения статьи 2 Федерального закона от 29.07.2017 N 254-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не могут быть применены к данным товарам.
Довод заявителя о том, что общее значение понятия "географическое указание", установленное гражданским законодательством и международными договорами, применимо к товарам иностранного происхождения, ввозимым на территорию Российской Федерации, обосновано, не принят судом первой инстанции во внимание.
В соответствии с гражданским законодательством наименование места происхождения товаров рассматривается как охраняемый результат интеллектуальной деятельности, который подлежит защите в силу его государственной регистрации. Положения гражданского законодательства не предусматривают порядок, основания и условия взимания акцизов на товары, а регламентируют правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности.
Ссылки заявителя на ГОСТ Р 52335-2005, как на документ, устанавливающий определение понятий винодельческой продукции без указания на производство на территории Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку данным ГОСТом устанавливаются только термины и определения понятий в области производства винодельческой продукции, без регламентации места производства винодельческой продукции.
Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, на который ссылается заявитель, предусматривает только возможность указания наименования и места нахождения изготовителя пищевой продукции при ее маркировке, и не содержит положений, раскрывающих данные понятия.
Ссылки заявителя на Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 04.06.1999, утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 726, а также Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15.04.1994 судом не принимаются, в связи с тем, что для целей определения правильности и полноты исчисления акцизов в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, поскольку целью данных соглашений выступает необходимость в содействии эффективной и адекватной охраны прав интеллектуальной собственности.
Довод заявителя о том, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) оперирует терминами "защищенное наименование места происхождения" и "защищенное географическое указание" для целей исчисления акцизов, суд считает необоснованным в связи со следующим.
На основании ст. 50 Таможенного кодекса Таможенного союза Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Меры таможенно-тарифного регулирования включают в себя меры, применяемые в соответствии в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот. Меры таможенно-тарифного регулирования не включают в себя применение налоговых ставок, в связи с чем ссылки заявителя на ТН ВЭД ЕАЭС необоснованны.
Кроме этого, терминология, используемая в ТН ВЭД ЕАЭС отлична от терминологии, применяемой для целей исчисления акцизов.
Заявитель также ссылается на п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума), в соответствии с которым при разрешении споров, связанных с таможенной оценкой ввозимых товаров, судам следует руководствоваться положениями статьи VII ГАТТ 1994 и Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, которые входят в состав Соглашения ВТО в качестве его неотъемлемых частей.
Вместе с тем, положения п. 4 Постановления Пленума касаются вопросов определения таможенной стоимости товаров, что прямо предусмотрено данным пунктом. Таким образом, п. 4 Постановления Пленума не могут быть использованы для целей исчисления акциза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.
Доводы заявителя о применении базовых ставок к ввозимым товарам должно рассматриваться как устанавливающее дискриминационные условия взимания акцизов по сравнению с аналогичными отечественными товарами, не принимаются судом виду следующего.
На основании ч. 1 ст. 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В соответствии с ч. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Учитывая тот факт, что положения НК РФ и Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" направлены, в том числе на снижение объема фальсифицированной винодельческой продукции, за счет стимулирования производства в Российской Федерации вин и игристых вин (шампанских), а также на полное прослеживание происхождения сырья для производства за счет декларирования объема собранного и использованного винограда, выдачи отдельной лицензии на производство вин защищенного наименования места происхождения, защищенного географического указания, маркировки отдельными видами федеральных специальных марок, которые выдаются только в случае подтверждения использования винограда для производства вин защищенного наименования места происхождения, защищенного географического указания - различия в ставках акцизов экономически обоснованы.
Одновременно с этим, на основании ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
На основании ст. 1 НК России законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК России и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Учитывая тот факт, что ч. 1 ст. 11 НК России установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК России, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, при определении терминов, имеющих значение для исчисления акциза в отношении товаров с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", раскрывающим понятия винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также требования к ввозу и вывозу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судом первой инстанции рассмотрены доводы заявителя, относительно разночтения суммы подлежащей доплате указанной в Акте камеральной таможенной проверки и требовании об уплате таможенных платежей.
Форма акта камеральной таможенной проверки утверждена приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок".
Согласно статье 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) Акт таможенной проверки должен содержать:1) сведения о проверяемом лице; 2) сведения о должностных лицах таможенных органов, проводивших таможенную проверку (должность, фамилия, имя, отчество); 3) систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений; 4) выводы и предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий, а также о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию.
Суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию по результатам проведения камеральной таможенной проверки вносятся должностным лицом в Акт согласно Решению о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденному Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Акт камеральной таможенной проверки N 10009000/210/010917/А000118 составлен в отношении ООО "Приват Мастер" в связи с совершением таможенных операций в отношении товаров, предъявленных по ДТ NN 10009230/020517/0002788, 10009020/030517/0006954, а требование выставлено по ДТ N 10009230/020517/0002788, что является причиной расхождения суммы подлежащей доплате, указанной в Акте камеральной таможенной проверки и требовании об уплате таможенных платежей.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Таким образом, Требование об уплате таможенных платежей содержит конечную информацию о суммах, которые необходимо уплатить лицу в связи с нарушением таможенного законодательства, выявленными в ходе проведения камеральной таможенной проверки. К требованию составляется расчет таможенных пошлин, налогов, основой для начисления акциза являются сведения, указанные в графе 41 ДТ N 10009230/020517/0002788.
Довод заявителя об отсутствии оснований для перерасчета суммы акциза в отношении рассматриваемых товаров, в связи с тем, что приказ ФТС России от 05.05.2017 N 736 "О внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 1 июля 2016 г. N 1311" (далее - приказ ФТС России от 05.05.2017 N 736) был ' опубликован лишь 11.05.2017 не может быть принят во внимание. Приказ ФТС России от 05.05.2017 N 736 был издан в целях реализации положений статьи 193 НК России и самостоятельно не устанавливал ставки акцизов на ввозимые товары.
Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, приведенные в приложении к приказу ФТС России от 01.07.2016 N 1311 "О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета" (с учетом изменений, внесенных приказом ФТС России от 05.05.2017 N 736), установлены 1 января по 31 декабря 2017 включительно, а не с даты официального опубликования приказа ФТС России от 05.05.2017 N 736.
Относительно довода заявителя об отсутствии акта обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, необходимо отметить, что обязанность у таможенного органа относительно составления акта обнаружения факта неуплаты или полной уплаты при таможенном контроле в форме таможенной проверки отсутствует.
Согласно п. 7 ст. 152 Федерального закона, что при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.
В данном случае к акту таможенного органа относится акт камеральной таможенной проверки, в котором отражается сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканных Кроме того, заявителем обжалованы письма Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2017 N 03-13-05/22068 и от 24.04.217 N 03-10-12/24504 в Верховный суд РФ.
Верховный Суд Российской Федерации 26.02.2018 в удовлетворении заявления ООО "СТТ Логистика" по делу N АКПИ17-1109 о признании незаконными писем Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2017 N 03-13-05/22068 и от 24.04.217 N 03-10-12/24504 отказал, указывая на то, что оспаривая содержание писем, которые указаны в акте камеральной таможенной проверки Центральной акцизной таможни от 01.09.2017 г, общество фактически выражает несогласие с действующим нормативно правовым регулированием, осуществляемым на основании федерального закона.
Суд при рассмотрении настоящего спора пришел к обоснованному выводу, о том, что решение от 01.09.2017 по ДТ N 10009230/020517/0002788, требование от 19.10.2017 N 10009000/980Б Центральной акцизной таможни соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию Общества в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2018 по делу N А40-227495/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227495/2017
Истец: ООО СТТ Логистика
Ответчик: ЦАТ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ