г. Москва |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А40-10449/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФБУ "ФУ БХУХО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-10449/18, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению ФБУ "ФУ БХУХО"
к УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Юськаев Д.Ю. по дов. от 13.01.2017; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 22.05.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ФБУ "ФУ БХУХО" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 878 от 23.10.2017 об устранении нарушения земельного законодательства по делу N 1301-05-11/П/П.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2018 г. в удовлетворении заявления ФБУ "ФУ БХУХО" отказано.
ФБУ "ФУ БХУХО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ФБУ "ФУ БХУХО" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Управления Росреестра с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, ФБУ "ФУ БХУХО" 30 октября 2017 г. поступило письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве от 23 октября 2017 г. исх. N 16-4493/2017 с приложенным к нему Предписанием об устранении нарушения земельного законодательства N 878 от 23 октября 2017 г.
Указанным Предписанием ФБУ "ФУ БХУХО" предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно оформить в установленном законом порядке правоудостоверяющие (правоустанавливающие) документы на земельный участок с кадастровым N 77:05:0004004:42, площадью 449035 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, вл. 16А, либо устранить нарушение любым иным законным способом в срок до 23 апреля 2018 г.
Не согласившись с указанным предписанием N 878 от 23.10.2017, посчитав его необоснованным и не соответствующим действующему земельному законодательству, а также нарушающим права и законные интересы ФБУ "ФУ БХУХО", последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ надзор за использованием земельных участков осуществляется Федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции.
Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения государственный земельный надзор осуществляется в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.
Задачей государственного земельного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 71 Земельного кодекса РФ Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
Таким образом оспариваемое предписание вынесено в соответствии с полномочиями, установленными ст. 71 Земельного кодекса РФ, Положением и Административным регламентом.
На основании ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о регистрации.
В результате проведения проверки соблюдения земельного законодательства установлено, что ФБУ "ФУ БУБХО" использует на праве оперативного управления здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 16А и здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 16А, стр. 211 находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0004004:42, площадью 449035 кв. м.
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004004:42, площадью 449035 кв. м, не представлены, земельно-правовые отношения не оформлены.
В результате проведения проверки ранее выданного предписания от 12.02.2014 N 151 выявлен факт нарушения земельного законодательства, выразившийся в использовании ФБУ "ФУ БУБХО" земельного участка с кадастровым номером 77:05:0004004:42 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В целях устранения нарушения земельного законодательства в отношении ФБУ "ФУ БУБХО" вынесено очередное предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 23.10.2017 N 878, в силу которого виновное юридическое лицо обязано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно оформить в установленном порядке правоудостоверяющие (правоустанавливающие) документы на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004004:42, в срок до 23.04.2018.
Таким образом, государственный инспектор, установив, что действия заявителя не соответствуют требованиям земельного законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.
Следует отметить, что заявителю ранее неоднократно выдавались аналогичные предписания с требованием оформить в установленном порядке правоудостоверяющие (правоустанавливающие) документы на земельный участок с кадастровым номером 77:05:0004004:42, однако ФБУ "ФУ БУБХО" имея возможность для соблюдения норм и правил действующего земельного законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, не приняло необходимых и достаточных мер.
Более того, как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, ФБУ "ФУ БУБХО" осуществляются действия к оформлению в установленном порядке правоудостоверяющие (правоустанавливающие) документы на спорной земельный участок.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, апелляционный суд оснований для признания оспариваемого предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 878 от 23.10.2017 об устранении нарушения земельного законодательства по делу N 1301-05-11/П/П неисполнимым, не установил.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежали.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФБУ "ФУ БХУХО" в признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 878 от 23.10.2017 об устранении нарушения земельного законодательства по делу N 1301-05-11/П/П.
Судом апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2018 по делу N А40-10449/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.