г. Челябинск |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А47-2236/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08 мая 2018 г. по делу N А47-2236/2018 (судья Мирошник А.С.).
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук - Некрылова М.Г. (доверенность от 01.02.2018 б/н).
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (далее - заявитель, ФГБУН Институт степи, Институт, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, УПФР, Пенсионный фонд, Управление) о признании недействительным решения от 25.12.2017 N 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский фонд фундаментальных исследований" (далее - третье лицо, ФГБУ "РФФИ").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2018 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что выплаты грантополучателям денежных средств отвечают всем признакам, установленных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) для объекта обложения страховыми взносами.
Вывод суда относительного того, что спорные выплаты не относятся к объекту обложения страховыми взносами, поскольку они производились вне рамок трудовых отношений, и источником данных выплат являлось ФГБУ "РФФИ", а не Институт является необоснованным. Объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральных формах, производимые в рамках трудовых отношений, в том числе, как на основании трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые работникам при наличии трудовых отношений между работником и работодателем.
Судом не дана оценка тому обстоятельству, что по условиям трёхсторонних договоров между ФГБУ "РФФИ", грантополучателями и ИС УРО РАН грантополучателю предоставлялись гранты на осуществление научных проектов, грантополучатель принимал грант и выполнял работы по научному проекту, а Институт создавал грантополучателю условия, необходимые для выполнения проекта. Расчеты с грантополучателями производились согласно перечню допускаемых ФГБУ "РФФИ" расходов гранта, выделяемого победителям конкурса проектов фундаментальных научных исследований, в частности, грантополучателю выплачивались денежные средства на компенсацию его трудозатрат.
Ссылка суда на источник финансирования гранта является несостоятельной, так как согласно разъяснениям, данным уполномоченными органами в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2016 N 17-3/В-170 и в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.2017 N 03-15/05/21022, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, то суммы выплат (за исключением поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ) независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств полученного гранта, подлежат обложению страховыми взносами.
От Учреждения и ФГБУ "РФФИ" в материалы дела поступили отзывы на апелляционную жалобу. От ФГБУ "РФФИ" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя Учреждения в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решения суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении выездной проверки от 22.08.2017 N 066V02170000369 в отношении заявителя УПФР проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечислениям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, за 2014-2016 годы.
Начальником УПФР в г. Оренбурге 25.12.2017 на основании акта выездной проверки от 22.11.2017 N 066V10170000438 вынесено решение N 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 11 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ - неуплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на выплату страховой части трудовой (страховой) пенсии и иного неправильного исчисления страховых взносов.
Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку в размере 194 640 руб. 82 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и в размере 53 654 руб. 23 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС и пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 6 011 руб. 28 коп, также Учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии на страховую пенсию в размере 38 928 руб. 16 коп и на обязательное медицинское страхование в размере 10 730 руб. 85 коп.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что выплаты средств гранта членам научного коллектива - грантополучателям не подлежат обложению страховыми взносами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договорам.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) гранты - это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.
Гранты учреждаются Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями и гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.04.1992 N 426 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский Фонд фундаментальных исследований". Целью деятельности учреждения является финансовая, в том числе в форме грантов, поддержка фундаментальных научных исследований на основании Государственного задания.
В рамках государственного задания учреждение проводит публичные конкурсы проектов фундаментальных научных исследований. Проекты, представляемые на конкурсы, носят инициативный характер, при этом фонд не является их заказчиком. В зависимости от вида конкурса его участниками могут быть физические лица и/или юридические лица. ФГБУ "РФФИ" предоставляет гранты лицам (физическим или юридическим), проекты которых будут отобраны по итогам конкурса.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 127-ФЗ фонд предоставляет гранты на осуществление проектов на условиях безвозмездности и безвозвратности.
Материалами дела подтверждается, что спорные выплаты производились на основании договоров, заключенных между ФГБУ "РФФИ" и гражданами, объединившимися в научный коллектив (грантополучатель), и Институтом (организация) положениями которых определено, что грантополучатель принимает грант от ФГБУ "РФФИ" и выполняет работы по проекту, а Институт создает условия для выполнения указанных работ.
Грантополучатель имеет право давать организации поручения на выдачу наличных денежных средств и перечисление денежных средств из гранта на цели, предусмотренные проектом, в соответствии с перечнем допускаемых расходов; получать сведения о расходовании гранта (пункты 2.2.1, 2.2.2 договора)
В силу пункта 2.3.1 договора ФГБУ "РФФИ" принимает на себя обязательства по поручению грантополучателя перечислить грант на счет организации в установленном договором размере.
Пунктом 2.5.2 договора определено, что организация принимает на себя обязательство принять на свой счет грант, выделенный ФГБУ "РФФИ" грантополучателю, и по поручению (заявлению) грантополучателя осуществлять платежи и выдачу наличных денежных средств в соответствии с перечнем допускаемых расходов.
Договором предусмотрено, что ФГБУ "РФФИ" имеет право требовать от грантополучателя и Института возврата гранта при наличии условий, определенных пунктом 2.4.1 договора.
Согласно пункту 5.2 договоров трудовые отношения между Институтом и грантополучателем в связи с выполнением проекта и получением гранта не возникают.
Таким образом, источником выплаты гранта по условиям договоров является ФГБУ "РФФИ", а не Институт.
При этом наличие трудовых отношений между физическими лицами (участниками научного коллектива (грантополучателем)) и Институтом автоматически не свидетельствует о том, что спорные выплаты являются вознаграждением за выполненные услуги и работу для Института и представляют собой оплату их труда. Напротив, из материалов дела усматривается, что в рамках договоров грантополучатели не оказывали услуги и не выполняли работу в интересах Института, а Институт не начислял выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (грантополучателей).
Аналогичная правовая позиция отражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 18.08.2016 N 306-КГ16-10328 (дело N А06-11484/2015).
Эта позиция подтверждена также письмами Минфина РФ от 24.07.2015 N 02-07-10/42728 и от 21.01.2016 N 02-07-10/2899 согласно которым, средства грантов, полученные физическими лицами, и поступившие от ФГБУ "РФФИ" на счет организации, средствами Института не являются и отражаются как средства во временном распоряжении, а с учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица), по своей экономической сущности выплаты не являются расходами учреждения. Владельцем этих средств Минфин РФ признает получателей гранта.
Кроме того, как верно отмечено судом, выплаты получателям гранта должны учитываться по статье 290 КОСГУ, на которую относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений), в частности, выплата физическим лицам (за исключением физических лиц - производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что выплаты средств гранта членам научного коллектива грантополучателя не являются объектом обложения страховыми взносами, является правильным.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для признания недействительным решения Фонда от 25.12.2017 N 066V12170000300 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
С учетом изложенного, решение суда по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08 мая 2018 г. по делу N А47-2236/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.