город Воронеж |
|
03 июля 2018 г. |
Дело N A08-15871/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Бумагина А.Н.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Белгородской таможни: Савченкова М.П. - представитель по доверенности N 03-26/74 от 28.05.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "МИККО Групп": Полонский Д.М. - директор, приказ N 03 от 03.03.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Белгородской таможни на решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.04.2018 по делу N А08-15871/2017 (судья Бутылин Е. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИККО Групп" (ИНН 3123294099, ОГРН 1113123021747) о признании недействительным решения Белгородской таможни (ИНН 3125016361, ОГРН 1023101682966) об отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МИККО Групп" (далее -ООО "МИККО Групп", заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Белгородской таможни (далее - Таможенный орган, Заинтересованное лицо) об отказе возвратить излишне уплаченные ООО "МИККО Групп" таможенные платежи, изложенное в письме 26.09.2017 N 25-15/23919, обязать Белгородскую таможню устранить нарушения прав и законных интересов Общества, возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи по следующим декларациям на товары: 10101030/010914/0015689, 10101030/080914/0016177, 10101030/090914/0016254, 10101030/090914/0016281, 10101030/220914/0017089, 10101030/240914/0017205, 10101030/250914/0017311, 10101030/260914/0017365, 10101030/290914/0017513, 10101030/031014/0017859, 10101030/081014/0018083, 10101030/051114/0019740, 10101030/061114/0019799, 10101030/071114/0019888, 10101030/121114/0020190, 10101030/131114/0020230, 10101030/191114/0020526, 10101030/251114/0020878, 10101030/261114/0020960, 10101030/081214/0021649, 10101030/151214/0022142, 10101030/191214/0022568, 10101030/261214/0023052, 10101030/300115/0000962, 10101030/040215/0001178, 10101030/200215/0002044, 10101030/030315/0002560, 10101030/050315/0002694, 10101030/130315/0003147, 10101030/170315/0003307, 10101030/190315/0003466, 10101030/260315/0003826, 10101030/010415/0004148, 10101030/010415/0004172, 10101030/100415/0004625, 10101030/160415/0004931, 10101030/210415/0005154, 10101030/270415/0005500, 10101030/280415/0005565, 10101030/050515/0005840, 10101030/070515/0006026, 10101030/120515/0006151, 10101030/190515/0006612, 10101030/210515/0006713, 10101030/210515/0006745, 10101030/270515/0007128, 10101030/040615/0007675, 10101030/110615/0008233, 10101030/150615/0008394, 10101030/180615/0008678, 10101030/240615/0009073, 10101030/250615/0009177, 10101030/010715/0009574, 10101030/030715/0009730, 10101030/060715/0009907, 10101030/160715/0010632, 10101030/220715/0011027, 10101030/230715/0011141, 10101030/310715/0011792, 10101030/310715/0011829, 10101030/120815/0012597, 10101030/140815/0012792, 10101030/250815/0013403, 10101030/090915/0014494, 10101030/140915/0014814, 10101030/210915/0015340, 10101030/290915/0015892, 10101030/011015/0016102, 10101030/221015/0017520, 10101030/271015/0017843, 10101030/051115/0018530, 10101030/051115/0018498, 10101030/191115/0019416, 10101030/231115/0019614, 10101030/021215/0020324, 10101030/031215/0020389, 10101030/031215/0020391, 10101030/101215/0020834, 10101030/151215/0021194, 10101030/241215/0021938, 10101030/281215/0022239, 10101030/291215/0022343, 10101030/210116/0000327, 10101030/020216/0000865, 10101030/020216/0000881, 10101030/120216/0001407, 10101030/150216/0001453, 10101030/180216/0001605, 10101030/200216/0001713, 10101030/250216/0001812, 10101030/010316/0002070, в сумме 7031102 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.04.2018 по делу N А08-15871/2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Белгородской таможни об отказе возвратить излишне уплаченные ООО "МИККО Групп" таможенные платежи, изложенное в письме 26.09.2017 N 25-15/23919 признано незаконным.
Белгородская таможня обязана возвратить ООО "МИККО Групп" излишне уплаченные таможенные платежи по вышеуказанным декларациям на товары.
С Белгородской таможни в пользу ООО "МИККО Групп" взыскано 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Белгородская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные согласно Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Таможенные платежи, уплаченные Обществом исходя из ставки таможенной пошлины в размере 10% в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по вышеуказанным декларациям, были исчислены верно.
Считает, что Общество документально не подтвердило наличие излишней уплаты таможенных платежей.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу ООО "МИККО Групп".
Представитель Белгородской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "МИККО Групп" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "09" часов "25" минут "26" июня 2018 года.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В период с 01.09.2014-01.03.2016 ООО "МИККО Групп" по 91 ДТ был задекларирован товар-бумага в рулонах, используемая для печати на ней этикеток, классифицируемый в подсубпозиции 4810 13 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В графе 47 ДТ по коду "2010"-ввозная таможенная пошлина, общество самостоятельно исчислило таможенные платежи с учетом ставки ввозной таможенной пошлины в размере 10 % от таможенной стоимости товара согласно единому таможенному тарифу Таможенного союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.07.2012 N 54.
30.08.2017 Общество обратилось в Белгородскую Таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 7031102 руб. 14 коп. в связи с неправомерным применением таможенным органом ставки ввозной пошлины в размере 10% по указанным декларациям на товары и указанием на применение правомерной ставки ввозной пошлины в размере 5% в соответствии с Протоколом "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации" от 15.04.1995.
К заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, составленному по установленной форме (приложение N 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 приложило следующие документы:
- копии платежных поручений;
- копии декларации на товары;
- заявления о корректировке деклараций с приложениями;
- формы корректировок деклараций на товары;
-копию протокола "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО" от 15.04.1995;
- копию приложения к Протоколу "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО" от 15.04.1995;
- письменные пояснения Общества, о необходимости применении ставки таможенной пошлины в размере 5%, а также о неправомерности применения ставки таможенной пошлины в размере 10%.
- копию заявления ООО "МИККО Групп" (Исх. N 443 от 29.08.2017 г., вх. N 11380 от 30.08.2017), а также указание на то, что нотариально заверенная копия свидетельства ИНН Общества;
-нотариально заверенную копию свидетельства ОГРН Общества;
-нотариально заверенную копию Устава Общества и изменения в Устав Общества,
-нотариально заверенные копии решения и приказа о назначении директора Общества.
Решением Белгородской таможни, изложенном в письме от 26.09.2017 N 25-15/23919, Обществу было отказано в возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин.
Таможенный орган посчитал верным в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применение ставки таможенной пошлины в размере 10%.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1. статьи 76 ТК РС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 77 ТК РС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Закон N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ГК РФ и п. 2 ст. 5 указанного Закона, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.
Ст. 6 Закон N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (ст. 90 ТК ТС).
Согласно ч. 1 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В ч. 2 данной статьи указано, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в ч.ч. 4-7 ст. 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В соответствии с ч. 4 ст. 122 Федерального закона N 311 -ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов предоставляют: копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
15.04.1995 в Женеве был подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации".
В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Согласно приложениям к данному протоколу ввозная таможенная ставка на мелованную бумагу в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.
Как определено в пунктах 1 и 2 статьи 1 договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза.
С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 указанного договора Стороны должны принять меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО.
До принятия этих мер, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Суд первой инстанции верно указал, что с учетом положений Таможенного кодекса Таможенного союза, Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии "Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Единого таможенного тарифа таможенного союза" от 16.07.2012 N 54, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ, Законом N 311-ФЗ, Договором о функционировании таможенного союза в рамках многосторонней торговойсистемы, ратифицированным на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ, который вступил в силу 22.08.2012 (Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ), Соглашением "О едином таможенно-тарифном регулировании" от 25.01.2008 (действовало в спорный период), таможенная пошлина подлежала уплате Обществом по ставке 5%.
Таким образом, таможенным органом к ввезенной Обществом мелованной бумаге неверно применена ставка ввозной таможенной пошлины 10 %, руководствуясь решением совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".
Выводы суда первой инстанции согласуются с выводами Арбитражного суда Центрального округа, изложенных в постановлении от 19.12.2017 по делу N А08-9514/2016, из которого следует, что при установленных обстоятельствах подлежит применению ввозная таможенная пошлина по ставке 5%, а доводы таможни несостоятельны, свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Действующим законодательством не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих факт излишней уплаты налогов.
Так, пункт 3 части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, должны быть приложены к заявлению.
По смыслу указанной правовой нормы к таким документам следует относить платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые, по мнению заявителя, позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
При этом документом, подтверждающим факт излишней уплаты, может быть признан как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая о возможности идентифицирования таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров, как того требует статья 89 ТК ТС.
В оспариваемом решении таможенный орган не указал и в суде не пояснил, какие необходимые документы, помимо представленных, не были представлены Обществом.
Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, оформлено по установленной форме, к нему приложены все необходимые документы.
Таким образом, излишне уплаченные суммы таможенных пошлин подлежат возврату Обществу.
Оспариваемое решение Белгородской таможни противоречит нормам таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с чем, заявленные требования Общества обоснованно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 10.04.2018 по делу N А08-15871/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.