г. Москва |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А41-80973/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Арт Медиа" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2018 по делу N А41-80973/17, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению ООО "Арт Медиа" к Администрации городского округа Балашиха Московской области об оспаривании отказа, третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
при участии в заседании:
от ООО "Арт Медиа" - Котюх М.В. по доверенности от 20.09.2017,
от Администрации городского округа Балашиха Московской области - Черкасов И.А. по доверенности от 04.04.2018,
от Главного управления по информационной политике Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Арт Медиа" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Главного управления по информационной политике Московской области (далее - Главное управление), со следующими требованиями: признать незаконным отказ Администрации городского округа Балашиха Московской области, изложенный в письме N Исх. 1122 от 26.09.2017 г. об отказе во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области мест установки рекламных конструкций по следующим адресам: Московская область, Балашихинский район, с. Щитниково, д. 116; Московская область, г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 128 А; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 4; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 142; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 158; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 210 А; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 117; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 97; Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 94 б; Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, д. 34; Московская область, г. Балашиха, Центральная коммунальная зона, ул. Текстильщиков, вл. 8; Московская область, г. Балашиха, пр-кт Ленина, д. 32 (поз. 1); Московская область, г. Балашиха, пр-кт Ленина, д. 32 (поз. 2); Московская область, г. Балашиха, пр-кт Ленина, владение 70; Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, напротив д. 7/1; Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 12 А; Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, около дома N 60; Московская область, г. Балашиха, ул. Некрасова, у поликлиники N 6; Московская область, г. Балашиха, ул. Некрасова, д. 1; Московская область, г. Балашиха, мкр-н Никольско-Архангельский; Разинское шоссе, уч. 6; Московская область, г. Балашиха, мкр-н Никольско-Архангельский; Московская область, г. Балашиха, мкр-н. Салтыковка, Носовихинское шоссе, д. 24, 26 (поз. 1); Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, Носовихинское шоссе, д. 24, 26 (поз. 2); Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, Носовихивское шоссе, д. 42; Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, ул. Поповка, уч. 10 (поз. 1); Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, ул. Поповка, уч. 10 (поз. 2); Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, Носовихинское шоссе, д. 115; Московская, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, Носовихинское шоссе, д. 188; Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, Носовихинское шоссе, д. 210; Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, Носовихинское ш., д. 220; Московская область, г. Железнодорожный, ул. Советская, д. 26 А; Московская область, Балашихинский район, д. Черное, Носовихинское шоссе, д. 4; Московская область, Балашихинский район, д. Черное, Носовихинское шоссе, д. 5; Московская область, Балашихинский район, д. Черное, д. 25; Московская область, Балашихинский район, д. Черное, владение 172 (поз. 1); Московская область, Балашихинский район, д. Черное, владение 172 (поз. 2); Московская область, Балашихинский район, д. Русавкино-Поповщино, д. 2; Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пригородная, д. 57; Московская область, Балашихинский район, дер. Павлино; Московская область, Балашихинский район, дер. Павлино, уч. 1; Московская область, г. Железнодорожный, уд. Пригородная, д. 64; Московская область, Балашихинский район, дер. Соболиха, ул. Новослободская д. 13 (поз. 1); Московская область, Балашихинский район, дер. Соболиха, ул. Новослободская д. 13 (поз. 2); Московская область, Балашихинский район, с. о. Чертовской, д. Черное, ул. Тополиная, уч. 15; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 160; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 167; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 105; Московская, область, г. Балашиха, квартал Щитниково, д. 96; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 58; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 76; Московская область, Балашихинский район, с. Пехра-Покровское, д. 7; Московская область, г. Балашиха, квартал Щитниково; Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, д. 54; Московская, область, г. Железнодорожный, ул. Граничная, строение 4 А; Московская область, город Балашиха, квартал Абрамцево (поз. 1); Московская область, город Балашиха, квартал Абрамцево (поз. 2).
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Администрацию внести изменения в схему размещения рекламных конструкций городского округа Балашиха путем внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха указанных мест установки рекламных конструкций.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.01.2018 по делу N А41-80973/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Арт Медиа" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Главное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, представительство своих интересов в судебном заседании апелляционного суда не обеспечило.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Арт Медиа" обратилось в Администрацию городского округа Балашиха Московской области с заявлением от 31.08.2017 Исх. N 256/17 о внесении изменений в Схему размещения рекламных объектов рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области по адресам, находящимся на частных территориях.
26.09.2017 Администрацией городского округа Балашиха Московской области в письме N 1122 Обществу было сообщено, что в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций", информация о возможности внесения рекламных конструкций, указанных в обращении, в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха была направлена в Главное управление по информационной политике Московской области на согласование (письмо N 101Исх-6101 от 19.09.2017). По поступившей информации (письмо N 35Исх-3954 от 25.09.2017), внесение изменений в Схему путем включения отдельностоящих рекламных конструкций сетевого формата в 2017 г. не планируется, в связи с чем, включение в схему рекламных конструкций, указанных в обращении, не представляется возможным.
Соответственно, интересующие Общество места размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций внесены не были.
Не согласившись с отказом Администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Балашиха Московской области мест установки рекламных конструкций, изложенного в письме от 29.09.2017 N исх. 1122, полагая, что отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Арт Медиа" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная пунктом 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, которая не предусматривает возможности участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность вносить рекламные конструкции в схему размещения рекламных конструкций по заявлениям заинтересованных лиц.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2017 N 305-КГ17-15806 по делу N А41-78618/2016, Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 03.04.2017 по делу N А41-57836/2016.
Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, утверждена постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Указанным постановлением утвержден Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций, согласно которому уполномоченным по согласованию органом является управление, установлен порядок взаимодействия органа местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; порядок взаимодействия с заинтересованными лицами указанный нормативный правовой акт не регламентирует.
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9 - 15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
На территории городского округа Балашиха Московской области действует схема размещения рекламных конструкций, в которой отсутствуют интересующие Общество адреса. Как установлено судом первой инстанции, ранее вышеуказанные адреса в схему размещения рекламных объектов также внесены не были, разрешения на установку данных рекламных объектов по вышеуказанным адресам Обществу не выдавались.
У Администрации, равно как и у Главного управления отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему рекламных конструкций, в том числе на земельных участках, находящихся в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является, в частности, несоответствие их закону или иному нормативному акту.
Поскольку у Администрации, равно как и у Главного управления, отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему размещения рекламных конструкций, в том числе на земельных участках, находящихся в частной собственности, обращение Общества о внесении изменений в схему Администрацией рассмотрено в установленном порядке, на него был дан ответ, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают указанных выводов суда.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2018 по делу N А41-80973/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.