г. Самара |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А55-11667/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2018 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вишневской В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2018 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2018 года, принятое по делу N А55-11667/2017, судья Шаруева Н.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" (ОГРН 1126316007641, ИНН 6316178168), город Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" (ОГРН 1156313044832, ИНН 6314040566), город Самара,
о взыскании задолженности,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
- государственной жилищной инспекции Самарской области, город Самара,
- Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, город Самара,
- государственного унитарного предприятия Самарской области "Единый информационно-расчетный региональный центр", город Самара,
с участием представителя истца Ситниковой А.А. (доверенность от 26.12.2017 г.), представителя ответчика Парваткиной Ю.Г. (доверенность от 22.12.2017 г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Волгатеплоснаб" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в размере 5 873 071 руб. 73 коп. (за февраль 2017 года), пени за просрочку платежей за период с 16.03.2017 г. по 02.05.2017 г. в сумме 93 969 руб. 15 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 52 835 руб.
В обоснование своего требования истец указал на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной тепловой энергии в соответствии с условиями договора на теплоснабжение N 252 от 01.01.2016 г.
Истец заявлением от 05.10.2017 г. в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность за поставленную тепловую энергию в феврале 2017 года в сумме 73 115 руб. 35 коп., пени за просроченную оплату в размере 222 690 руб. 95 коп. (за период с 16.04.2017 г. по 24.08.2017 г.).
Истец заявлением от 25.01.2018 г. в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность за поставленную тепловую энергию в феврале 2017 года в сумме 73 115 руб. 35 коп., пени за просроченную оплату в размере 188 248 руб. 18 коп. (за период с 16.03.2017 г. по 13.07.2017 г.).
Истец заявлением от 21.02.2018 г. в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил суд взыскать с ответчика задолженность за поставленную тепловую энергию в феврале 2017 года в сумме 73 115 руб. 35 коп., пени за просроченную оплату в размере 183 356 руб. 77 коп. (за период с 16.03.2017 г. по 13.07.2017 г.).
ООО "Куйбышевский ПЖРТ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на непризнание части требований: в части применения в расчете повышающего коэффициента 1,1, что привело к необоснованному увеличению суммы задолженности на 61 962 руб. 16 коп. (в последующем сумму уточнена до 73 115 руб. 35 коп.), а также в части требования о взыскании пеней. Сумма основного долга ответчиком ва неоспариваемой части погашена платежными поручениями в период с 18.05.2017 г. по 10.07.2017 г. на общую сумму 5 507 496 руб. 89 коп.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2017 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2017 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.01.2018 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Самарской области "Единый информационно-расчетный региональный центр".
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области представило отзыв на иск, в котором вопрос о рассмотрении спора между истцом и ответчиком оставило на усмотрение суда.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 марта 2018 года иск удовлетворен.
С ООО "Куйбышевский ПЖРТ" в пользу ООО "Волгатеплоснаб" взыскано 256 472 руб. 05 коп., в том числе основной долг 73 115 руб. 35 коп. и пени 183 356 руб. 77 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8 129 руб.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей просьбы заявитель апелляционной жалобы указал, что на территории городского округа Самара отсутствуют действующий обновленные нормативы потребления, утвержденные органом государственной власти субъекта РФ, а поэтому повышающий коэффициент при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению применяться не должен. Кроме того применение повышающего коэффициента обусловлено отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета, обязанность по установке которого в силу статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ лежит на ресурсоснабжающей организации, т.е. на самом истце. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 г. N 232 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в т.ч. отменен абзац 3 пункта 42 (1), а поэтому по состоянию на спорный период (март 2017 г.) правила N 354 не содержали возможность применения повышающего коэффициента. Кроме того в силу Правил N 124 размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг, при этом исполнитель коммунальной услуги не может нести ответственность за оплату коммунальных услуг в большем размере, чем предусмотрено законодательством для конечных потребителей этих услуг, поскольку действует без собственного экономического интереса. Ответчиком также заявлено об отсутствии оснований для начисления повышающего коэффициента в отношении домов, максимальный объем потребления которых составляет менее 0,2 Гкал/час.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Волгатеплоснаб" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 03.07.2018 г. приняли участие представитель истца Ситникова Антонина Александровна, действующая на основании доверенности от 26.12.2017 г., выданной за подписью директора ООО "Волгатеплоснаб" Денисова А.Н., представитель ответчика Парваткина Юлия Геннадьевна, действующая на основании доверенности от 22.12.2017 г., выданной за подписью генерального директора ООО "Куйбышевский производственный жилищно-ремонтный трест" Апаркина А.А.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
01.01.2016 г. ООО "Волгатеплоснаб" (теплоснабжающая организация) и ООО "Куйбышевский ПЖРТ" (абонент) заключили договор N 252 на теплоснабжение, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде (теплоноситель) на отопление, а абонент обался принять и оплатить тепловую энергию, невозвращенный теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении тепловых сетей, систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то органами.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия, в том числе устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Тариф на тепловую энергию для ООО "Волгатеплоснаб" установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 638 от 17.12.2015 г. "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ООО "Волгатеплоснаб" и с 01.07.2016 г. составляет 1 602, 00 рублей (без учета НДС) за 1 Гкал, с учетом НДС - 1 890, рублей.
Тариф на горячую воду установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 17.12.2015 г. N 704.
В соответствии с условиями указанного договора ответчику в феврале 2017 г. была поставлена тепловая энергия в объеме 3000,959 Гкал и теплоноситель - 10281,40 куб.м. на общую сумму 5 873 071 руб. 73 коп.
В соответствии с пунктом 42 постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 г. при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме и в случае наличия обязанности установки таких приборов учета в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 (2) и 2 (3) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента (пункт 42.1 постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 г.).
В целях стимулирования потребителей тепловой энергии к выполнению обязательств по установке приборов учета тепловой энергии (вводу их в эксплуатацию, передаче показаний) Правительство Российской Федерации приняло постановление N 603 от 29.06.2016 г., в соответствии с которым установило для собственников помещений в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, применение при расчетах за поставленную тепловую энергию и горячую воду повышающего коэффициента к тарифу в размере 1,4 с 01.07.2016.
Письмом Минстроя РФ от 02.09.2016 г. N 28483-АЧ/04 разъяснены основания применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуг, стоимости коммунальных услуг и учете средств от применения повышающих коэффициентов у исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций. При этом, указано, что не имеет значения то обстоятельство, что региональными властями не установлены актуальные нормативы потребления тепловой энергии, а принято решение о продолжении применения нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012 г. При расчете платы исходя из любых нормативов применяются повышающие коэффициенты при соблюдении иных необходимых условий.
В связи с оказанными в феврале 2017 года услугами по поставке тепловой энергии истцом ответчику выставлен акт и счет-фактура (с применением повышающего коэффициента 1,1) на сумму 5 873 071 руб. 73 коп. (в т.ч. стоимость повышения за счет применения коэффициента 1,1 - 73 115, 35 руб.).
В соответствии с пунктом 4.6 договора теплоснабжающая организация в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, направляет абоненту акт выполненных работ/оказанных услуг по поставке тепловой энергии, который абонент обязан в 3-х дневный срок рассмотреть, подписать и вернуть в теплоснабжающую организацию. Если абонент в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный акт и не представит мотивированных возражений на акт, то считается, что акт принят без возражений, подписан абонентом и претензии по нему в дальнейшем не принимаются.
Поскольку ответчиком указанный акт не возвращен в установленный договором срок и не были представлены мотивированные возражения, подписанный истцом акт считается принятым без возражений.
Расчеты между сторонами по договору производятся в соответствии с пунктом 4.7 договора ежемесячно в срок до 15-го числа каждого месяца, следующего за расчетным согласно счета-фактуры и акта оказанных услуг/выполненных работ, выставленных теплоснабжающей организацией.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме является определяемый в соответствии с Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета.
Согласно части 2 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В статье 13 закона "Об энергосбережении" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязаны оснастить помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии и газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных) а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями правительства РФ от 16.04.2013 г. N 344 и от 17.12.2014 г. N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" внесены изменения в нормативные правовые акты действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Пунктом 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Правила N 124) установлено, что при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:, где:
К - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
- определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 603 от 29.06.2016 г. пункт 22 Правил N 124 дополнен подпунктом "е": при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" пункт 21 Правил N 124 изложен в новой редакции, в соответствии с которой объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию, определяется по формуле:
,
В соответствии с подпунктом в1 пункта 21 Правил 124 объем тепловой энергии, поставляемый за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:, где: NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от 27.02.2017 г. "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 г., а именно: при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом первой инстанции дана надлежащая оценка довода ответчика об отсутствии оснований для начисления повышающего коэффициента в отношении домов максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее 0,2 Гкал в час, при этом указанные возражения отклонены, поскольку данный показатель не используется при расчете повышающего коэффициента, а иные доводы ответчика отклоняются судом ввиду их несоответствия нормам действующего законодательства. Кроме того в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не только не представлены доказательства наличия у него в управлении домов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее 0,2 Гкал в час, но и не представлен какой-либо расчет в соответствии с таким утверждением.
Доводы ответчика о невозможности применения повышающего коэффициента не соответствую нормам действующего законодательства по следующим мотивам.
Действующее законодательство предусмотрело применение повышающего коэффициента в соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ.
Повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящие из положений пунктов 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, подпункта "е" пункта 22 Правил N 124 применяются для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде, при этом повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в многоквартирные дома тепловой энергии.
Доводы ответчика об обязанности истца устанавливать прибор учета не соответствует положениям части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой при управлении многоквартирными домами управляющей организацией он несет ответственности перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, при этом содержание многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
Согласно пункту 5.1 договора за нарушение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" и Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 6 марта 2018 года, принятое по делу N А55-11667/2017, оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.