г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А21-12643/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-12249/2018, 13АП-12251/2018) ООО "МКД Сервис", МП "Калининградтеплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 по делу N А21-12643/2017 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "МКД Сервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-е лицо: МП "Калининградтеплосеть"
о признании незаконным и отмене предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" (далее - ООО "МКД Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - министерство, административный орган, заинтересованное лицо) с заявлением:
- признать незаконным и отменить в полном объеме, выданное Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области, в адрес общества с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" предписание от 11 сентября 2017 года N ЖК-2/612/17-8376/9 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства;
- взыскать с Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено МП "Калининградтеплосеть".
Решением от 26.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение обжаловано ООО "МКД Сервис" и МП "Калининградтеплосеть" в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что система ГВС в спорном МКД является централизованной, Общество правомерно начисляет плату потребителям исходя из объема тепловой энергии, использованной в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по ГВС, и тарифа на использованный при этом коммунальный ресурс, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене спорного предписания.
МП "Калининградтеплосеть" в своей жалобе просит решение суда отменить, поскольку спорный МДК не относится к категории домов с централизованной системой горячего водоснабжения, приготовление воды в отношении данного дома в централизованном тепловом пункте не осуществляется, перерасчет за подогрев холодной воды для горячей воды исходя из утвержденного тарифа на горячую воду, в составе которого включена и сама вода, приведет к тому, что потребители вынуждены будут оплатить холодную воду для горячей воды дважды.
От Министерства в апелляционный суд поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых ответчик выражает несогласие с доводами Общества и Предприятия, полагает решение законным и не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в министерство вх.N 17-8376/9 поступило обращение гражданина кв.13 дома N 12 ул.9 Апреля в г.Калининграде, по вопросу применяемого порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение.
На основании приказа от 21.08.2017 г. N 1733 с 22.08.2017 по 11.09.2017 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "МКД Сервис".
По результатам проведенной министерством проверки, оформленной актом N ЖК-1/1733/КАС от 11.09.2017 г., 11.09.2017 ООО "МКД Сервис" выдано предписание по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
ООО "МКД Сервис" предписывалось: произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июнь 2017 года всем жильцам (собственникам/нанимателям) многоквартирного дома N 8-12 по ул.9 Апреля в г.Калининграде согласно п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 исходя из действующего норматива на горячую воду для населения.
Предоставить Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области заверенные копии платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчетов в срок до 10 ноября 2017 года.
Министерство посчитало, что общество нарушило требования п..42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила), подп. "ж" п.4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416, подп. "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N1110.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, требованиям, установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Ввиду положений жилищного законодательства, а также, учитывая условия договора управления спорным МКД, управляющая организация несет обязательства перед собственниками по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества (в т.ч. услуг по горячему водоснабжению), а собственники несут обязательства по оплате указанных услуг в размере, не превышающем установленный тариф на горячую воду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 140-01т/16 установлены тарифы на горячую воду в 2017 году. Так, в июне 2017 года действовал тариф на горячую воду в размере 162, 84 руб. за 1 куб. м. с учетом стоимости холодной воды для горячей.
Между тем в ходе проведения Министерством внеплановой проверки в отношении заявителя установлено, что плата за горячую воду по спорному МКД за июнь 2017 года выставлена в размере 278,103 руб. за 1 куб. м., т.е. с превышением установленного тарифа на горячую воду.
В соответствии с п. 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В абзаце 3 пункта 54 установлено, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой N 20 приложения 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Таким образом, для применения правильной формулы расчета размера платы за горячее водоснабжение, необходимо установить какая система горячего водоснабжения в многоквартирном доме.
Вопреки позиции апеллянта, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что система горячего водоснабжения в спорном МКД не может быть признана нецентрализованной.
Как определено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416) нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, Законом N 416-ФЗ при централизованной системе горячего водоснабжения предусмотрено два способа горячего водоснабжения:
- путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сети ГВС;
- путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Исходя из понятия нецентрализованной системы горячего водоснабжения абонент самостоятельно приготавливает горячую воду.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 416 приготовление горячей воды -это нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой.
Согласно пункту 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 "О введении в действие санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
В данном случае вода, используемая в МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде в дальнейшем для подогрева, поступает из централизованной системы водоснабжения, а не из подземного источника.
Согласно Техническому паспорту МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде, система горячего водоснабжения - центральная.
На основании проектной документации следует, что система горячего водоснабжения в МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде смешенная, что означает, горячая вода приготавливается путем нагрева в теплообменнике теплоносителем, поступившем из центральной системы теплоснабжения, что исключает самостоятельный нагрев воды.
Поскольку горячая вода в многоквартирном доме приготавливается теплоносителем, поступившим из центральной системы теплоснабжения и холодной воды, поступавшей из сетей центрального водоснабжения, в тепловом пункте отсутствует энергоустановка с собственным источником тепла, вода для нужд горячего водоснабжения подается не из подземных источников - система горячего водоснабжения многоквартирного дома МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде не может считаться нецентрализованной.
Кроме того, согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.06.2017 N 28593-ОГ/04, факт наличия индивидуального теплового пункта, не являющегося источником тепловой энергии, не предполагает отсутствие центрального теплоснабжения, при этом такая система является закрытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения). Согласно указанным разъяснениям Минстроя РФ, под отсутствием централизованной системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается система теплоснабжения отдельного здания (МКД), при которой снабжение МКД осуществляется тепловой энергией, выработанной собственным источником тепловой энергии, являющимся общим имуществом МКД, например, с использованием крышной или пристроенной котельной установкой.
В соответствии с Правилами N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при центральном горячем водоснабжении закрытого и отрытого типа, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период и тарифа за коммунальный ресурс (п.42 Правил N354) (при отсутствии утвержденного норматива тепловой энергии используемой для приготовления 1 куб.м. горячей воды).
Так в формуле N 23 для расчета размера платы при централизованной системе ГВС, и в формуле N 20 (1) для расчета размера платы при отсутствии централизованной системы ГВС в жилом или нежилом помещении при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению необходимо в качестве одного из элементов формулы расчета использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлена обязанность органов государственной власти субъектов РФ утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в срок не позднее 1 января 2018 года.
На момент проведения проверки указанный выше норматив потребления, используемый в формулах 20, 20(1), 23 Правительством Калининградской области утвержден не был. Поскольку в рассматриваемом периоде норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в Калининградской области не был утвержден, применять формулу 23, где в расчетах применяется указанный норматив невозможно.
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при центральном горячем водоснабжении закрытого и отрытого типа, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период и тарифа за коммунальный ресурс (п.42 Правил N354) (при отсутствии утвержденного норматива тепловой энергии используемой для приготовления 1 куб.м. горячей воды).
С учетом установленных обстоятельств по делу, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что поскольку п.54 и формула 20 (исходя из показаний ОДПУ), формула 23 (исходя из норматива на подогрев холодной воды) приложения N 2 Правил N 354 не применимы для расчета размера платы за горячую воду по спорному многоквартирному дому, в данной ситуации необходимо применять формулу 1 (исходя из утвержденного тарифа на горячую воду) приложения N 2 Правил N 354.
Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что применяемая обществом формула расчета платы за горячее водоснабжение по спорному дому за июнь 2017, отличается от формулы 20 приложения N 2 к Правилам N354.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции согласен с выводом обжалуемого предписания Министерства о том, что расчет стоимости услуги по ГВС, произведенный Обществом, является неверным.
Таким образом, судом правомерно сделан вывод, что требование Министерства об осуществлении Обществом перерасчета платы за горячее водоснабжение спорного МДК за указанный в предписании период является законным, обоснованным и прав Общества не нарушает.
Правомерность предписания проверяется на момент его вынесения, оспариваемое предписание не содержит неустранимых неясностей и противоречий, а также не возлагает на Общество обязанности, не предусмотренной законодательством, которая являлась бы для заявителя неисполнимой.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 по делу N А21-12643/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО "МКД Сервис" и МП "Калининградтеплосеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.