г. Владимир |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А43-989/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Назаровой Н.А., Новикова Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Вачского муниципального района на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 по делу N А43-989/2018, принятое судьей Княжевой М.В., по иску муниципального унитарного предприятие "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" (ИНН 5252022315) к администрации Вачского муниципального района (ИНН 5208002260), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, о взыскании 1 158 200 руб.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - муниципального унитарного предпринимателя "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" - Нефедов А.О. по доверенности от 04.09.2017 сроком действия до 08.06.2020.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Муниципальное унитарное предприятие "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации Вачского муниципального района о взыскании 1 158 200 руб. убытков.
Решением от 10.05.2018 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с администрации Вачского муниципального района в пользу МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" 1 158 200 руб. убытков, 24 582 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Вачского муниципального района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Оспаривая решение, заявитель указывает, что в правоотношения сторон регулируются Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку перевозчик осуществлял регулярные перевозки по регулируемым тарифам, установленным постановлением администрации района от 29.08.2016 N 530 на территории района на 2016-2020 годы, он настоятельно просил о предоставлении возможности осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам в связи с чем администрация района была вынуждена постановлением от 21.09.2016 N 584 внести изменения в постановление N 530, установив тем самым с 21.09.2016 на территории района регулярные перевозки по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.
С 21.09.2016 на территории района перевозчик стал осуществлять регулярные перевозки по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.
Администрация района в соответствии с соглашением от 20.01.2017 возместила часть затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района за 4 квартал 2016 года.
Соглашение от 01.01.2016, заключенное между сторонами действовало до 31.12.2016. Соглашение о предоставлении субсидии от 20.01.2017 было заключено между сторонами в целях перечисления части субсидии именно за 4 квартал 2016 года и заключалось только для бухгалтерии, поскольку срок действия соглашения на 2016 год закончился.
Считает, что судом не исследованы доказательства и факты, представленные ответчиком.
Истец возразил против доводов жалобы, указал на необходимость выполнения администрацией взятых на себя обязательств по выполнению соглашения.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области сочло требования истца обоснованными.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.01.2014 между администрацией Вачского муниципального района и муниципального унитарного предприятие "Павловское пассажирское автотранспортное предприятие" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Вачского муниципального района.
Предметом договора является осуществление социально значимой деятельности в интересах населения Вачского района Нижегородской области, - перевозок пассажиров автомобильным транспортом по тарифам, устанавливаемым Правительством Нижегородской области, органами местного самоуправления, в том числе перевозок льготных категорий граждан, порядок организации осуществления перевозок пассажиров автобусами на маршрутах общего пользования в целях удовлетворения потребностей населения, в том числе перевозок всех льготных категорий граждан в перевозках, повышения качества обслуживания и защиты прав потребителей.
В пункте 2.1.6 договора согласовано, что заказчик обязуется компенсировать убытки перевозчика, возникшие от перевозки пассажиров по маршрутам, признанными убыточными, в случае если убыточные рейсы на таких маршрутах не были закрыты, сокращены, либо иным способом не доведены до безубыточной работы по инициативе заказчика, а так же компенсировать убытки от проведения пробных рейсов по вновь открываемым маршрутам.
Предусматривать в бюджете района соответствующие статьи расходов на компенсацию убытков с целью сохранения маршрутной сети (пункт 2.1.7 договора).
Перевозчик обязался предоставлять заказчику необходимые расчеты, на основе бухгалтерского учета (пункт 2.3.6 договора).
Осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам и в объемах согласно приложению 1 к договору (пункт 2.3.8 договора). Срок действия договора стороны установили до 25.01.2019.
20.01.2017 между истцом и ответчиком было заключено соглашение на предоставление субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района автотранспортным предприятием, сложившихся от перевозки пассажиров на территории Вачского муниципального района в 2017 году за счет средств районного бюджета.
Данное соглашение было заключено на основании Постановления N 718 администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 30.12.2015 "Об утверждении Положения о Порядке оставления и использования субсидий, выделяемых из районного бюджета на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района".
Названному соглашению предшествовало аналогичное соглашение от 11.01.2016.
Согласно пункту 2.2.2 Соглашения от 20.01.2017 ответчик обязался осуществлять перечисление денежных средств автопредприятию в порядке, определенном разделом 3 настоящего соглашения.
В частности, сумма субсидии определена в 1 500 000 руб. (пункт 3.1 соглашения).
Согласно пункту 3.3 для получения субсидии истец обязан предоставить ответчику счет, расчет субсидии за отчётный период.
Во исполнение данного пункта истец предоставил ответчику - расчет субсидии за 1 квартал 2017 года на сумму 928 100 рублей, что подтверждается отметкой о получении на сопроводительном письме.
За первое полугодие 2017 года документы (счет и отчет) были переданы ответчику 25.08.2017. Согласно отчетам истца, размер субсидии к возмещению за первого полугодие 2017 года составил 1 158 200 рублей.
Согласно пункту 3.4 соглашения администрация района проверяет и согласовывает представленные документы, указанные в пункте 3.3 настоящего соглашения, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента их предоставления (в случае обнаружения недостатков, ошибок возвращает их транспортному предприятию с указанием сроков устранения замечаний).
Пунктом 3.5 соглашения установлен срок оплаты выставленного счета - в течение 5 рабочих дней после согласования документов, указанных в пункте 3.3.
Администрация обязательств по оплате не выполнила, возражений по расчету доставила.
Ответчику была направлена претензия 22.11.2017. Однако до настоящего времени ответчик обязательств не исполнил, ответа на претензию не предоставил, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 16, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии в действиях ответчика всех элементов состава правонарушения, необходимого для применения ответственности в виде взыскания убытков, право на возмещение ущерба в виде субсидий счел подтвержденным документально.
Апелляционный суд исходит из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ)
В статье 3 Закона N 220-ФЗ закреплены основные понятия, используемые данным Законом, так:
- муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района (пункт 7);
- регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17);
- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18);
- свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (пункт 19);
- карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20).
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута предусмотрен статьей 19 Закона N 220-ФЗ.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
В соответствии со статьей 20 Закона N 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответствуюших бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Истец в обоснование своих исковых требований ссылается на постановление администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 30.12.2015 N 718 "Об утверждении положения о порядке предоставления и использования субсидий, выделяемых из районного бюджета на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района" (далее - Положение N 718) и на заключенное в рамках данного постановления соглашение от 20.01.2017 на предоставление субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района автотранспортным предприятием, сложившихся от перевозки пассажиров на территории Вачского муниципального района в 2017 году за счет средств районного бюджета (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.2 Положения N 718 субсидия предоставляется на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района автотранспортными предприятиями и выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажиров на территории района в соответствии с договорами, заключенными по итогам проведенного конкурса на осуществление транспортного обслуживания населения.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения его предметом является предоставление администрацией Вачского муниципального района субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания населения Вачского муниципального района в 2017 году автотранспортным предприятием (МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятия"), сложившихся от перевозки пассажиров на территории Вачского муниципального района в соответствии с Положением N 718.
Договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Вачского муниципального района заключен между администрацией Вачского муниципального района Нижегородской области и МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятия" 25.01.2014 со сроком действия на 5 лет до 25.01.2019.
Соглашением от 14.07.2017 указанный договор сторонами расторгнут с 01.01.2017.
С 21.09.2016 на территории Вачского муниципального района установлен порядок осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.
В целях продолжении осуществления деятельности МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятия" в соответствии с Законом N 220-ФЗ получено свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карты маршрута регулярных перевозок.
С 21.09.2016 МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятия" осуществляет перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.
Представленные истцом отчеты за спорный период свидетельствуют о произведенных перевозчиком затратах, соответствуют ранее представленных отчетам, не оспорены ответчиком.
Судом установлено, что компенсация истцу убытков в рассматриваемом случае, регламентирована соглашением от 20.01.2017.
Таким образом, в силу норм действующего законодательства МУП "Павловское пассажирское автотранспортное предприятия", осуществляющее в спорный период перевозку пассажиров по нерегулируемым тарифам, вправе получить за счет средств местного бюджета субсидию на возмещение предъявленных к взысканию затрат, возникающих от перевозки пассажиров по маршрутам, признанными убыточными.
С учетом изложенного, является верным вывод суда о доказанности размера убытков в сумме 1 158 200 руб. и удовлетворении исковых требований.
Решение суда первой инстанции законно и обоснованно, соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод заявителя о том, что соглашение от 01.01.2017 было заключено лишь для бухгалтерии и в целях погашения задолженности за невыплаченную субсидию в 4 квартале 2016 года, противоречит условиям названного соглашения.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушения норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос об отнесении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.05.2018 по делу N А43-989/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вачского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.