г. Москва |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А41-28674/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ханашевича С.К., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Калажоковым Р.Т.,
при участии в заседании:
от ООО "Аэропорт "Емельяново" - представитель не явился, извещен,
от Войсковой части 3553 - представитель Анурьев М.В. по доверенности от 23.01.2018 N 934/25-1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Аэропорт "Емельяново" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.05.2018 по делу N А41-28674/18, принятое судьей Бобковой С.Ю., по иску ООО "АЭРОПОРТ ЕМЕЛЬЯНОВО" к Войсковая часть 3553 ВВ МВД России о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее ООО "Аэропорт Емельяново", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Войсковой части 3553 (далее Войсковая часть, ответчик) о взыскании 855 434 руб.
28 коп. задолженности по оплате фактически оказанных услуг по наземному обслуживанию воздушных судов Войсковой части.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.05.2018 по делу N А41-28674/18 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 118-121).
Не согласившись с принятым решением ООО "Аэропорт Емельяново" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, надлежащим образом извещенных о дате, времени, и месте судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель войсковой части 3553 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого акта.
Как следует из материалов дела, в период с 2015 по 2017 годы, ООО "Аэропорт Емельяново" оказывались услуги по обслуживанию воздушных судов войсковой части 3553 на общую сумму 300 556 руб. 54 коп.
В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены подписанные акты за выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию (л.д.16-59).
Поскольку претензия от 19.12.2017 N АЕ-17-2695 с требованием погасить задолженность за оказанные услуги оставлена войсковой частью без удовлетворения, ООО "Аэропорт Емельяново" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных требований.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 ГК РФ).
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации.
Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 10.2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" обеспечение полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов внутренних войск (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" организациям возмещается недополученный ими доход от предоставления услуг.
В Правилах под услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства понимаются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.
Факт оказания истцом услуг в период с 2015 по 2017 годы, по обслуживанию воздушных судов войсковой части 3553 на общую сумму 300 556 руб. 54 коп. подтвержден документально и ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", действовавшего до 03.07.2016 аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов внутренних войск (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радио и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.
Войсковая часть 3553 в период 2015-2016 годов входила в состав авиации внутренних войск МВД России и представляет собой отдельную смешанную авиационную эскадрилью особого назначения, осуществляющую согласно статьи 21 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ, следующие задачи: перевозку личного состава (в том числе и руководящего состава ГКВВ МВД России и МВД России), вооружение, боевую и специальную технику, другие материальные средства, обеспечивает действия внутренних войск и органов внутренних дел при выполнении ими задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, борьбе с организованной преступностью в условиях вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.
С 2016 года Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 внутренние войска МВД России были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Статья 17 действующего Федерального закона N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" дублирует положения N 27-ФЗ о безвозмездном обслуживании и обеспечении полетов войск национальной гвардии (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года. N 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" действовавшее до 01 января 2018 года организациям возмещается недополученный ими доход от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов от пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.
В соответствии с пунктом 1.5. приказа Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. N 98"Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" (далее - ФСВТ России) аэропортовая деятельность включает в себя:
- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;
- осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов
- комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок; - аэродромное обеспечение;
- электросветотехническое обеспечение;
- штурманское обеспечение;
- радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;
- обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;
- инженерно-авиационное обеспечение;
- обеспечение авиационной безопасности;
- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;
- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;
- метрологическое обеспечение;
- метеорологическое обеспечение.
Под "другим" обеспечением полетов воздушных судов в вышеупомянутой статье 13.1 Федерального закона N 27-ФЗ подразумевается не перечисленное в данном законе обеспечение полетов более подробно описанное в приказе ФСВТ России от 24 апреля 2000 г. N 98, а именно:
а) указанные в актах выполненных работ (предоставление услуг) ООО "Аэропорт Емельяново" по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов войсковой части 3553 такие как: временная стоянка на аэродроме, взлет посадка воздушного судна, доставка пассажиров (экипаж) к судну и от судна, сопровождение воздушного судна по перрону, очистка от снега и льда с использованием антиобледенительной жидкости (двухступенчатая обработка) относится к другому обеспечению полетов - в данном случае - к обеспечению авиационной безопасности (приказ Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения");
б) указанные в актах выполненных работ (предоставление услуг) ООО "Аэропорт Емельяново" по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов войсковой части 3553 такие как: обеспечение приема и выпуска, обслуживание санузлов (туалетов), внутренняя уборка - относится к "другому обеспечению полетов" - в данном случае - к инженерно-авиационному обеспечению - комплексу мероприятий по своевременному и качественному техническому обслуживанию воздушных судов;
в) указанные в актах выполненных работ (предоставление услуг) ООО "Аэропорт Емельяново" по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов войсковой части 3553 такие как: услуга "посадка высадка пассажиров (трап)" относится к "другому обеспечению полетов" - в данном случае - к обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов.
Воздушные судна, в отношении которых истцом были оказаны услуги по обслуживанию, выполняли одну из вышеуказанных задач и их рейсы не были связаны с коммерческими воздушными перевозками.
Из материалов дела следует, что оказанные обществом услуги связаны с обеспечением полета в целях выполнения служебных задач, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", должны быть предоставлены на безвозмездной основе, в связи с чем апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований общества.
Надлежащих доказательств, опровергающих данный вывод, ответчиком в дело не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.05.2018 по делу N А41-28674/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.