г. Ессентуки |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А63-12878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микейловой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 по делу N А63- 12878/2017 (судья М.А.Керимова),
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг "Обелиск" города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601965319 к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601943143, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1152651000512, третье лицо: министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601983337 о взыскании затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, за 2015 год в размере 13 114 рублей, за 2016 год в размере 103 856 рублей,
при участии в судебном заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края: Колягиной Д.И. - по доверенности от 10.05.2018;
от Министерства финансов Ставропольского края: Искендеровой Е.А. - по доверенности N 07-23-10/280 от 19.01.2018;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг "Обелиск" города Ставрополя, г. Ставрополь (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, г. Ставропол ь, третье лицо: министерство финансов Ставропольского края, г. Ставрополь о взыскании с ответчиков солидарно за счет казны Ставропольского края затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, за 2015 год в размере 13 114 рублей, за 2016 год в размере 103 856 рублей (уточненные требования). Исковые требования мотивированы тем, что предприятие в 2015, 2016 годах за свой счет выполняло работы по захоронению умерших граждан, личность которых органами внутренних дел не установлена, в результате чего понесло расходы, которые в силу требований закона подлежат взысканию со Ставропольского края в лице министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Определением суда от 11.08.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 09.10.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Определением суда от 13.11.2017 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь привлечено в качестве соответчика по делу.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 по делу N А63-12878/2017 исковые требования муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг "Обелиск" удовлетворены к министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Со Ставропольского края в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1152651000512 за счет казны Ставропольского края взыскано в пользу муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг "Обелиск" города Ставрополя, г. Ставрополь, ОГРН 1022601965319 затраты (убытки), связанные с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, за 2015 год в размере 13 114 рублей, за 2016 год в размере 103 856 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 509,10 рубля.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг "Обелиск" к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 по делу N А63-12878/2017, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции года отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
В судебном заседании от 04.07.2018 представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить в части.
Представитель министерства финансов Ставропольского края поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить в части.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 по делу N А63-12878/2017 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 по делу N А63- 12878/2017 в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в 2015, 2016 годах предприятие в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" за свой счет выполняло работы по захоронению умерших граждан, личность которых органами внутренних дел не установлена. Расходы за 2015 год (3 захоронения) составили 13 114 рублей, за 2016 год (20 захоронений) составили 103 856 рублей и не компенсированы.
Обстоятельства захоронения граждан, личность которых органами внутренних дел не установлена, и указанный размер расходов подтверждается актами оказания услуг, квитанциями, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2015, 2016 годы, справками о смерти, медицинскими свидетельствами о смерти и разрешениями на захоронение, и не оспорены ответчиками.
Наличие у предприятия невозмещенных расходов в связи с погребением умерших, личность которых не установлена, явилось основанием обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что органа исполнительной власти, выступающего от имени субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) в спорных отношениях, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, которое в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 N 545-п, является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в сфере погребения и похоронного дела и возмещает в установленном порядке стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета Ставропольского края (пункты 10.2., 10.6. положения).
В соответствии с пунктом 10.2. указанного положения министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.
Учитывая изложенное, а также, что предприятие в 2015 (3 захоронения), 2016 (20 захоронений) годах осуществило захоронение граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел, а также не было известно, являлись ли эти граждане на день смерти работающими или пенсионерами, что подтверждается (актами оказания услуг, квитанциями, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2015, 2016 годы, справками о смерти, медицинскими свидетельствами о смерти и разрешениями на захоронение) суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и прекратить производство по делу.
Поскольку в порядке апелляционного производства оспорена часть решения, учитывая, отсутствие возражений сторон, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта от 27.04.2018 только в обжалуемой части.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Согласно статье 7 Закона о погребении на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение и предоставление бесплатно участка земли для погребения тела в соответствии с настоящим федеральным законом. В статье 9 Закона содержится гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая не вправе отказать в их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии); Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении не указаны источники финансирования расходов по погребению умерших, личность которых не установлена.
Из содержания статей 2 и 9 Закона о погребении следует, что мера социальной защиты граждан в виде услуг по погребению находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в частности, следует, что и в тех случаях, когда федеральным законом, установившим определенные льготы (меры социальной защиты), обязанность по возмещению расходов лицу, реализовывавшему эти льготы, возлагается на субъект Российской Федерации, взыскание при недостаточности выделенных на эти цели из федерального бюджета средств должно осуществляться с Российской Федерации.
Тот же принцип следует применять, если меры социальной защиты гарантируются федеральным законом, но при этом не указаны конкретные источники финансирования.
Довод в апелляционной жалобе о том, что он не является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на возмещение расходов по погребению умерших граждан, и, следовательно, обязательств по их возмещению не имеет, подлежит отклонению поскольку судом первой инстанции установлено, что органа исполнительной власти, выступающего от имени субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) в спорных отношениях, является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, которое в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 N 545-п, является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в сфере погребения и похоронного дела и возмещает в установленном порядке стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета Ставропольского края (пункты 10.2., 10.6. положения).
В соответствии с пунктом 10.2. указанного положения министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что расходы предприятия, понесенные в 2015,2016 году в связи с реализацией федерального закона "О погребении и похоронном деле", подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края за счет казны Ставропольского края.
Указанный размер расходов подтверждается актами оказания услуг, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2015,2016 год, справками о смерти и разрешениями на захоронение, и не оспорен ответчиком.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 06.10.10 N ВАС-1370/10, а также в постановлении ФАС СКО от 21.12.09 по делу N А63-1653/2009, от 10.08.10 по делу N А63-1922/2010, от 16.08.11 по делу N А63-616/2011, от 30.08.12 по делу N А63-1956/2012, постановлении 16 ААС от 19.06.13 по делу N А63-1380/2013, от 08.07.14 по делу N А63-2098/2014 по спорам между теми же лицами о взыскании затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Также довод в апелляционной жалобе о том, что суд не уточнил сведения об опознании 4 умерших в Фонде социального страхования РФ и возложил на ответчика расходы, связанные с возмещением затрат необоснованно отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку из ответа Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю N 05-06/4731 от 09.04.2018 следует, что лица, чьи личности установлены, пенсионерами и лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, не являлись, получателями пенсий и других социальных выплат не значатся.
Доказательств того, что указанные лица работали или являлись пенсионерами суду не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства затрат подтверждается актами оказания услуг, квитанциями, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2015, 2016 годы, справками о смерти, медицинскими свидетельствами о смерти и разрешениями на захоронение.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении суда норм материального и процессуального права, фактически направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 по делу N А63-12878/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.