г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А21-684/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И., судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца: Быков А.И. по доверенности от 01.03.2018 N 01;
от ответчика: Курочкин В.Н., по доверенности от 11.12.2017;
от 3-го лица: Хуцишвили Г.Б., по доверенности от 01.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15788/2018) Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 по делу N А21-684/2018 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по иску акционерного общества "Макро-Макс Плюс"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
3-е лицо: акционерное общество "Янтарьэнерго"
о признании незаконным отказа в установлении тарифа,
установил:
акционерное общество "Макро-Макс Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании незаконным решения Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) об отказе в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества на 2018 год, принятом на заседании правления Службы, выраженного в Протоколе N 83/17 от 31.10.2017 и уведомлении об отказе N 1462 от 01.11.2017, а также обязании Службы установить тариф на услуги по передаче электрической энергии для АО "Макро-Макс Плюс" на 2018 год.
Определением от 27.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Служба просит решение суда от 28.04.2018 отменить, в иске отказать, поскольку принимая в мае 2017 года решение об открытии тарифного дела, Служба сопоставляла поступившую в ее адрес и размещенную на сайте заявку, содержащую сведения о протяженности линий электропередачи в 17,246 км. Рассмотрение заявки Общества, сформированной исходя из иной протяженности линий электропередачи, идет в разрез с требованиями, изложенным в пункте 9(1) Правил регулирования. В случае появления у Общества новых объектов электросетевого хозяйства, право владения, которыми у него возникло уже после представления тарифной заявки (после 01.05.2017) при ежегодном государственном регулировании, информация о них подлежала анализу в числе сведений, представляемых на последующий период регулирования (на 2019 год). Общество не представило объективные данные, свидетельствующие о невозможности предоставления прошедшего в установленном порядке регистрацию договора от 14.06.2017 в Службу в срок до 31.10.2017. Договор от 14.06.2017 содержит акт приема передачи арендуемых объектов без даты, а значит, не зафиксирован переход объектов недвижимости к арендатору. Обществом не представлены правоустанавливающие документы на линии электропередачи уровнем ВН и НН, не представлена информация, свидетельствующая об отсутствии у них признаков недвижимости и невозможности государственной регистрации данной собственности. Факт представления на регулирование заведомо недостоверных сведений в части протяженности линий электропередачи подтверждается вступившим в силу постановлением от 20.02.2018 N 42э-04-01 о привлечении к административной ответственности директора Общества.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 проверены в апелляционном порядке
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Службу с заявлением N 36 от 27.04.2017 в котором просило установить тариф на услуги по передаче электрический энергии на 2018 год с приложением комплекта документов в соответствии с положениями пунктов 12, 17 Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила).
По итогам рассмотрения указанного заявления Общества, правлением Службы на заседании 31.10.2017 года было принято решение о не включении заявителя в перечень территориальных сетевых организация для установления тарифа на передачу электрической энергии на 2018 год, о чем Служба направила Уведомление N 1462 от 01.11.2017.
Как следует из Уведомления N 1462 от 01.11.2017, Службой установлено, что Общество не соответствует пункту 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии), в результате чего, в отношении Общества отсутствуют основания для установления тарифов, в соответствии с пунктом 24 Правил.
Не согласившись с Уведомлением N 1465 от 01.11.2017 и посчитав, что АО "Макро-Макс Плюс" является территориальной сетевой организацией, и в соответствии с пунктами 12, 17 Правил имеет право на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил. Решение суда обжаловано.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно статье 3 ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относится оборудование, задействованное в процессе передачи электрической энергии - электрические сети, линии электропередач, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.
В соответствии с подпунктом 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 N 1056, вступившим в силу с 01.01.2017, в Критерии были внесены изменения, согласно которым, в целях установления тарифов для Общества на 2018 год Служба должна была руководствоваться новыми, более высокими требованиями, в том числе, необходимостью владения электросетевыми объектами в течение долгосрочного периода регулирования и наличием линий электропередачи, присоединенных к подстанциям Общества, протяженностью не менее 15 км., и не менее, чем двумя уровнями питающего напряжения.
Согласно пункту 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования), Общество обязано было до 01.05.2017 представить в Службу предложение (заявление об установлении тарифов) с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании.
С учетом требований пункта 17 Правил государственного регулирования к заявлению должны были прилагаться, в том числе:
- документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты);
- утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Основными документами, необходимыми органу регулирования для производства анализа соответствия субъекта регулирования Критериям, являются именно вышеуказанные сведения.
Обществом к 01.05.2017 не представлены схема соединений электрической сети, документы, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.
Исходя из анализа представленной Обществом в Службу информации об объемах воздушных линий электропередачи и кабельных линий электропередачи в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор, соответствующей информации, размещенной на официальном сайте, следует, что общая протяженность заявленных Обществом в тарифной заявке линий электропередачи составляла 17,246 км, а не 34,736 км., что Обществом не оспаривается.
С учетом требований пункта 9(1) Правил регулирования в рамках открытого тарифного дела может быть рассмотрена только тарифная заявка, размещенная Обществом на сайте в соответствии с требованиями стандартов раскрытия информации до 01.05.2017
Заявитель в апелляционной жалобе пояснил, что принимая в мае 2017 года решение об открытии тарифного дела, Служба сопоставляла поступившую в ее адрес и размещенную на сайте заявку, содержащую сведения о протяженности линий электропередачи в 17,246 км. Рассмотрение заявки Общества, сформированной исходя из иной протяженности линий электропередачи, идет вразрез с требованиями, изложенным в пункте 9(1) Правил регулирования.
С учетом требования пункта 5 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э, пропуск срока представления документов приравнивается к непредставлению материалов. В том и другом случае орган регулирования вправе ограничится анализом имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, т.е. не рассматривать сведения, представленные с нарушением сроков представления.
Согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Таким образом, в случае появления у Общества новых объектов электросетевого хозяйства, право владения, которыми у него возникло уже после представления тарифной заявки (после 01.05.2017), при ежегодном государственном регулировании информация о них подлежала анализу в числе сведений, представляемых на последующий период регулирования (на 2019 год).
Наличие требований по представлению субъектами регулирования документов до 01 мая очередного периода регулирования, наличие сроков, регламентирующих продолжительность проведения экспертизы предложений об установлении тарифов (пункт 22 Правил регулирования) и срока опубликования информации о территориальных сетевых организациях, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования (пункт 30(1) Правил регулирования), свидетельствует об отсутствии у субъекта регулирования права произвольного определения срока представления документов на регулирование, в противном случае у последних существовала бы возможность существенного ограничения сроков их анализа, то есть возможность извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения.
Как следует из представленного сопроводительного письма N 101 от 07.11.2017 договор аренды от 14.06.2017 прошел государственную регистрацию 18.10.2017 и был представлен в Службу в рамках проводимой проверки только 07.11.2017.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 21.05.2018 N 05-08/09226 следует, что договор аренды электросетевого имущества от 14.06.2017 N КЛ-17-030, прошедший государственную регистрацию, был получен представителем АО "МакроМакс Плюс" 27.10.2017.
Общество не представило доказательства, свидетельствующие о невозможности предоставления прошедшего в установленном порядке регистрацию договора от 14.06.2017 в Службу в срок до 31.10.2017.
Общество является коммерческой организацией, профессиональным участником рынка электроэнергетики и должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на организацию возложена обязанность представления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифов. Неисполнение организацией данной обязанности имеет последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех возможно и объективно существующих обстоятельств.
Данное обстоятельство нашло подтверждение в решении Верховного суда Республики Карелия от 13.11.2014 N 3-21/2014 и Определении Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 307-КГ14-5116).
По состоянию на 18.10.2017 Общество уведомило Службу только о факте передачи договора аренды недвижимого имущества на регистрацию, а не о факте самой регистрации (том 3 л. д. 14.). В этом же обращении Общество сообщает, о том, что сдача договора на государственную регистрацию осуществлена повторно, поскольку при первичной сдаче в государственной регистрации Обществу было отказано.
Информация о возможных конечных сроках регистрации договора от 14.06.2017 Обществом в адрес Службы не направлялась.
Согласно позиции ФАС России, выраженной в письме от 09.03.2016 N ВК/15872/16, внесение изменений в оспариваемое, опубликованное на официальном сайте решение, действующим законодательством не предусмотрено, а значит, у Службы отсутствовали основания для корректировки решения после получения ею информации о регистрации договора от 14.06.2017.
При указанных обстоятельствах Служба объективно была лишена возможности проверить и дать оценку данному договору в установленном порядке.
Запрос дополнительных сведений является не обязанностью регулирующего органа, а относится к его дискреционным полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости. Одно лишь информирование тарифного органа о проведении мероприятий по государственной регистрации прав собственности на объекты электросетевого хозяйства, без предоставления надлежащим образом оформленных документов, является недостаточным.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (часть 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В частности, договор дарения недвижимого имущества считается заключенным с момента государственной регистрации (в силу положений части 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору аренды от 14.06.2017 Общество арендует в г. Светлом трансформаторные подстанции и линии электропередачи общей протяженностью 20, 092 м., в том числе линию электропередачи 15 кВ, протяженностью 12, 832 км., а также электросети, без указания уровня напряжения, протяженностью 7, 26 км.
Из договора аренды следует, что ранее все объекты, включая электросети и линии электропередачи, прошли государственную регистрацию как объекты недвижимости. В соответствии с пунктом 3.2.8 договора аренды он подлежал передаче в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области и обязанность возложена на Общество. Договор аренды подлежал регистрации не только в силу статьи 609 и статьи 651 ГК РФ, определяющих порядок аренды недвижимого имущества, но в силу условий самого договора аренды.
Кроме того, акт приема передачи имущества не содержит даты передачи имущества, что не позволяет определить начало действия договора аренды.
В соответствии с пунктом 8.2 договора, дата подписания акта приемки-передачи считается датой начала фактического пользования имуществом
В силу пункта 1 статьи 655 Гражданского кодекса Российской Федерации передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами.
Таким образом, Служба правомерно на основании пункта 2 и 3 статьи 433 ГК РФ пришла к выводу, что договор аренды является незаключенным, сети не поступили во владение заявителя и Служба не вправе учитывать эти объекты при проверке на соответствие установленным критериям.
Выводы суда первой инстанции, что арендованное электросетевое оборудование подлежало учету Службой при определении критериев соответствия сетевым организациям, поскольку Общества уведомил Службу о передаче договора аренды на государственную регистрацию, а в дальнейшем письмом от 07.11.2017 N 101 представил договор аренды после его государственной регистрации, не соответствуют нормам действующего законодательства в сфере электроэнергетики.
В соответствие с пунктом 5 Приказа ФСТ РФ N 313-э в случае пропуска сроков направления заявления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций в порядке, предусмотренном пунктом З настоящего Регламента.
Согласно пункту 3 Регламента, в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами регулирования, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Служба, при установлении тарифов на передаче электроэнергии, на предшествующие периоды, включая 2017 год, не имела данных о договоре аренды от 14.06.2017 N КЛ 17-030.
Решение об установлении тарифов на передачу электрической энергии с перечнем электросетевых организаций принято Службой 31.10.2017 в сроки, установленные Правилами регулирования (протокол Правления Службы N 83/17 от 31.10.2017).
Действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в решение Службы по основаниям, связанным с несвоевременным представлением материалов.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что арендованные линии электроснабжения, общей протяженностью более 20 км, подлежат учету при определении критериев соответствия сетевым организациям.
Судом установлено, что общая протяженность линий электропередачи, находящихся во владении Общества, составляет 34 км.
Исключение из них арендованных линий означает, что Общество на дату принятия Службой решения, владел линиями электропередачи менее 15 км, что не соответствует критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184.
В связи с тем, что паспорта на кабельные линии не были представлены, у Службы отсутствовали основания учитывать их при определении критериев соответствия сетевым организациям.
Понятия кабельных и воздушных линий электропередачи определены ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (далее - ГОСТ).
Как следует из пункта 51 ГОСТ воздушная линия электропередачи - это линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор и изоляторов.
Из пункта 52 ГОСТа следует, что кабельная линия электропередачи - это линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю.
В Своде правил СП 76.13330 "СНИП 3.05.06-85 Электротехнические устройства" дано определение понятия "кабельная линия": линия для передачи электроэнергии токами промышленной частоты, состоящая из одного или нескольких, соединенных между собой без коммутационных аппаратов, параллельных силовых кабелей с соединительными концевыми муфтами".
Таким образом, линия электропередачи не определяется количеством кабелей или проводов. В данном случае существенное значение имеет лишь трасса, по которой проходит кабельная или воздушная линия.
Данные обстоятельства также подтверждены Письмом ФАС РФ от 12.05.2017 N СП/31808/17, в котором даны разъяснения по вопросам, связанным с применением критериев отнесения к электросетевым организациям. Согласно разъяснениям ФАС РФ протяженность линии необходимо считать по трассе прохождения кабельных или воздушных линии одного класса напряжения.
Доводы Службы по определению длины кабельных и воздушных линий по длине трассы, являются правомерными и основанными на действующем законодательстве. Отказ в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества на 2018 год является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 по делу N А21-684/2018 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "Макро - Макс Плюс" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.