г. Санкт-Петербург |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А56-35101/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Зайцевой Е.К., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Потаповой А.В.
при участии:
от истца: представители Воробьева А.В. по доверенности от 18.04.2018, Гражевич А.А. по доверенности от 02.07.2018
от ответчика: представитель Мазин В.В. по доверенности от 10.11.2017
от 3-го лица: представитель Багдевич Е.В. по доверенности от 29.10.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7972/2018) АО "Авиакомпания "Россия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 по делу N А56-35101/2016 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к АО "Авиакомпания "Россия"
третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
о взыскании 376 870 руб.
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (196158, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.20, лит. "А", пом. 8Н, ОГРН 1027739491669, ИНН 7703019417, далее - ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Авиакомпания "Россия" (196210, Санкт-Петербург, улица Пилотов, дом 18/4, ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522, далее - АО "Авиакомпания "Россия", Авиакомпания) о взыскании 376 870 руб. задолженности по оплате сбора за метеообеспечение.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, в удовлетворении иска ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета" отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (адрес: Россия 199048, 199048, г. Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., д. 53, лит. А (а/я 224); Россия 125167, 125167, Москва, Ленинградский пр., 37 к. 7, далее Предприятие).
Решением от 16.02.2018 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Решение обжаловано АО "Авиакомпания "Россия" в апелляционном порядке. Податель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, по смыслу п. 3 статьи 14 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" услугой, подлежащей оплате, является в данном случае именно предоставление метеорологической информации ответчику, а не ее производство, поскольку производством метеорологической информации ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" занимается в процессе своей деятельности, независимо от наличия или отсутствия обращений (заявок) авиакомпаний. В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Метеорологическая информация доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей). Специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров. Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счет федерального бюджета. Таким образом, как полагает податель жалобы, Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" не предусматривает обязательный авиаметеорологический сбор вне рамок договора, не подтверждённых никакими запросами со стороны потребителя. Заявитель полагает, что услуга по передаче метеорологической информации, оказываемая истцом, является гражданско-правовой сделкой, за исключением обязанности предусмотренной Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, которая предусматривает публичную обязанность Росгидромета, как уполномоченного органа, по безвозмездной передаче авиаметеорологической информации в общую базу всемирной метеорологической организации. Назначение Росгидромета полномочным метеорологическим органом для предоставления метеоинформации в интересах международной аэронавигации в соответствии с п. 2.1.4 Приложения 3 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, что отражается в разделе 1, GEN.1.1, по мнению подателя жалобы, не влечёт обязанности ответчика по приобретению метеоинформации исключительно и (или) непосредственно у истца. В рамках указанной конвенции Договаривающееся государство может принять решение взять на себя все расходы, связанные с соглашением. Если государство не принимает такого решения, Совет может по просьбе этого государства дать согласие покрыть все или часть этих расходов. Следовательно, как полагает податель жалобы, все расходы, связанные с производством метеорологической информации и передачей её в общий банк данных, компенсируются государством. Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 г. N АКПИ14-1451, вступившего в законную силу, признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда только пункт 5, абзац 10 пункта 66 изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", внесенных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2010 г. N 263. Таким образом, как полагает заявитель, настоящим Решением Верховный суд РФ не устанавливает обязанность приобретать специализированную метеорологическую информацию непосредственно у Авиаметтелеком Росгидромета. Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 254 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 1 ст. 69 были внесены изменения в части исключения слов - "предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов". Таким образом, по мнению подателя жалобы, метеообеспечение не только на этапах полета, но и при подготовке к полету относится к аэронавигационному обслуживанию и подлежит оплате в составе аэронавигационных сборов. Данные изменения вступили в законную силу с 24.07.2015. В связи с этим, как указывает заявитель, на основании изменений воздушного законодательства ответчик стал производить оплату метеорологического обеспечения государственному унитарному предприятию "Госкорпорация ОрВД" (третье лицо), что подтверждается соответствующими первичными документами. Заявитель полагает, что с 24.07.2015 подготовка к полету относится к аэронавигационному обслуживанию и подлежит оплате в составе аэронавигационных сборов. Податель жалобы указывает, что ответчик соглашается с обязанностью использовать авиационную метеорологическую информацию при подготовке к полёту, но не согласен с обязанностью АО "Авиакомпании Россия" приобретать метеоинформацию непосредственно (только) у ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета", без факта их оказания, без указания на то какой объём информации запрашивался, какой был получен. По мнению заявителя, истец вправе требовать оплаты от АО "Авиакомпании Россия" только при наличии заявок от него, либо от командира воздушного судна. Между тем, истец не предоставил доказательств того, что ответчик обращался в указанное им время за получением метеорологической информации или за проведением инструктажа по предполетной метеорологической подготовки экипажа в спорных аэропортах. Податель жалобы указывает, что приказом Минтранса РФ N 241 от 17.07.2012 (в редакции спорного периода) установлен перечень правил для расчёта тарифа на метеорологические услуги, однако, как полагает заявитель, этим нормативным актом не установлено обязательство приобретать эту услугу непосредственно у истца. По мнению заявителя, вышеназванный нормативный акт должен применяться во взаимосвязи с Федеральными авиационными правилами, а именно ФАП N 128, утверждённый Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 (в редакции спорного периода). Податель жалобы также ссылается на то, что решения от 16.02.2018 не содержит обоснованного ответа, почему суд посчитал, что услуга по метеообеспечению, оплаченная АО "Авиакомпанией Россия", не включена в состав аэронавигационного сбора. Ответчик в рамках судебного разбирательства не отрицал того факта, что метеоинформация поступившая от провайдера "SUA information Networking Computing UK Limited" могла быть метеорологической информацией, произведённой Росгидрометом и переданной во всемирную метеорологическую организацию. По мнению подателя жалобы, АО "Авиакомпания Россия" в этом случае является добросовестным приобретателем услуги на основании заключённого договора с провайдером метеоинформации. Заявитель оспаривает вывод о том, что провайдер "SUA information Networking Computing UK Limited" может не располагать достаточным объёмом качественной метеоинформации по аэродромам на территории РФ, поскольку указанная информация аналогична той метеорологической информации, которую мог бы предоставить непосредственно истец, в случае наличие заявки ответчика. Таким образом, по мнению подателя жалобы, ответчик законно и добросовестно получал авиаметеорологическую информацию, в том числе и от провайдера, а также оплачивал её в соответствии с условиями договора, и требованиями Воздушного законодательства РФ.
От ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета" поступил отзыв на жалобу с возражениями против удовлетворения апелляционной жалобы.
В настоящем судебном заседании представитель Авиакомпании заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Компанию SUA information Networking Computing UK Limited либо истребовании указанной Компании пояснений по существу спора.
Представители истца возражали против удовлетворения ходатайств.
Апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для привлечения Компании к участию в деле, поскольку настоящий спор не затрагивает права и обязанности последней. На стадии апелляционного разбирательства не допускается привлечение третьих лиц.
Апелляционный суд отклонил ходатайство об истребовании у Компании объяснений по существу спора, поскольку осуществление Компанией деятельности по оказанию соответствующих услуг не является предметом настоящего спора.
Представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на неё.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 01.03.2011 ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета" (исполнитель) и АО "Авиакомпания "Россия" (заказчик) заключен договор N 93/АМО-2011 на предоставление специализированной авиационной метеорологической информации (в редакции протокола согласования разногласий от 24.08.2011), в соответствии с которым исполнитель предоставляет специализированную метеорологическую информацию о состоянии окружающей среды для обеспечения полетов воздушных судов заказчика.
По условиям п. 1.2 договора заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя, факт предоставления которых подтверждается подписью командира воздушного судна на копиях бланков с прогнозами, независимо от того был осуществлен вылет или нет. В случае получения экипажем воздушного судна уточняющей метеоинформации, связанной с задержками вылета, услуга оплачивается один раз как за один вылет.
В соответствии с п. 6.1 договора любая из сторон может досрочно прекратить действие настоящего договора, письменно уведомив об этом другую сторону за 30 дней до момента расторжения.
Письмом от 14.03.2013 Авиакомпания уведомила Учреждение о прекращении договорных отношений с 16.04.2013.
Письмом от 15.04.2016 N 1-1-03-12/1 Учреждение направило в адрес ответчика счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, реестры самолетовылетов.
Письмом от 27.04.2016 Авиакомпания возвратила указанные документы без оплаты, указав на отсутствие оснований для оплаты в связи с расторжением договора с 16.04.2013.
10.05.2016 Учреждение направило Авиакомпании претензию по оплате задолженности по неоплаченному сбору за метеообеспечение за период с 29.03.2016 по 31.03.2016, которая составила 376 870 руб.
Отсутствие со стороны Авиакомпании удовлетворения претензии, послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца по праву и по размеру.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - Правила N 128).
Согласно пункту 2.7.1 Правил N 128 при подготовке к полету командир воздушного судна или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
Приказом Минтранса России от 03.03.2014 N 60 утверждены Федеральные авиационные правила "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" (далее - Правила N 60), которые обязательны для исполнения физическими, юридическими лицами, осуществляющими наблюдения за метеорологическими параметрами, их обработку, предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов, физическими, юридическими лицами, предоставляющими метеорологическую информацию для обеспечения полетов воздушных судов (пункт 3 Правил N 60).
Согласно пункту 61 Правил N 60 предоставление метеорологической информации экипажам воздушных судов производится сотрудником по обеспечению полетов (полетным диспетчером), аэродромным метеорологическим органом.
Пунктами 62, 68 Правил N 60 предусмотрено, что аэродромный метеорологический орган предоставляет метеорологическую информацию по заявке эксплуатанта или командира воздушного судна. Метеорологическая информация, полученная от других источников, включается в полетную документацию без изменений.
АО "Авиакомпания Россия" во исполнение условий воздушного законодательства, запрещающего вылеты воздушных судов без прогноза погоды, получает метеорологическую информацию непосредственно в кабину экипажа от иностранной компании SITA Information Networking Computing UK Limited (далее - Провайдер метеоинформации) в рамках заключенного Договора от 07.06.2012 N 454/12. Провайдер метеоинформации ежемесячно выставляет в адрес АО "Авиакомпания "Россия" инвойс (счет) за пользование услугами метеоинформации по всему миру. 12.04.2016 в адрес ответчика выставлен инвойс за март 2016 года N 2092 на общую сумму 16 960 USD, который был своевременно оплачен АО "Авиакомпания Россия".
Между тем, указанное обстоятельство не является основанием для освобождения Авиакомпании от перечисления ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета" соответствующего сбора за метеообеспечение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.1997 N 494-р (с изменениями от 01.02.2005) в целях обеспечения устойчивого функционирования системы метеорологического обеспечения гражданской авиации и в соответствии с пунктом 2.1.4 приложения 3 к Конвенции ИКАО полномочным метеорологическим органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации назначена Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.2 приложения 3 к Чикагской Конвенции под полномочным метеорологическим органом следует понимать административный орган.
Приказом Росгидромета от 27.07.2010 N 234 "О совершенствовании метеорологического обслуживания авиации" (приложение N 1) полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации с 01.01.2011 возложены на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета").
Таким образом, для обеспечения гражданской авиации (или международной аэронавигации) в целях содействия, в первую очередь, безопасности полетов, метеорологические органы назначаются либо ИКАО в консультации с ВМО, либо государствами - членами ИКАО и ВМО, либо полномочным метеорологическим органом, в Российской Федерации - Росгидрометом.
Приказом Росгидромета от 21.06.2013 N 335 "О метеорологическом обеспечении международной аэронавигации" (Приложение N 2) назначены аэродромные метеорологические органы по метеорологическому обеспечению международной аэронавигации.
В качестве аэродромных метеорологических органов по метеорологическому обеспечению международной аэронавигации в аэропортах Санкт-Петербург (Пулково), Калининград (Храброво), Мурманск (Мурмаши), назначены следующие подразделения Учреждения:
- аэропорт Санкт-Петербург (Пулково) - Авиационный метеорологический центр (АМЦ) "Пулково" Северо-Западного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета";
- аэропорт Калининград (Храброво) - Авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) "Калининград" Северо-Западного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета";
- Мурманск (Мурмаши) - соответствующее подразделение Северо-Западного филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета".
Подразделения ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета" являются единственными структурами, производящими специализированную авиационную метеорологическую информацию по указанным аэропортам (Учреждение за свой счет содержит необходимое оборудование и персонал для производства специализированной авиационной метеорологической информации).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), а также радио и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийноспасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок взимания сбора за метеообеспечение установлен Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации") (далее - Перечень тарифов и сборов).
Сбор за метеообеспечение Перечнем тарифов и сборов отнесет к аэропортовым сборам (пункт 3.5. раздела III. Аэропортовые сборы).
В соответствии с пунктом 3.5. Перечня тарифов и сборов, сбор за метеообеспечение устанавливается на один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:
- воздушные суда (ВС) до пяти тонн включительно - 0,25;
- воздушные суда (ВС) свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5;
- самолеты свыше 12 тонн - 1,0;
- вертолеты свыше 12 тонн - 0,5.
Основные требования к регистрации и опубликованию ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание воздушных судов и цен на материально-технические ресурсы (далее ставок сборов и тарифов), устанавливаемых и взимаемых за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов эксплуатантов РФ, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях РФ, международных воздушных линиях и работ в отраслях экономики определены Порядком регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов РФ в аэропортах и воздушном транспорте РФ и цен на материально- технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам РФ в аэропортах РФ (утв. Министерством транспорта РФ 13.04.2001, далее - Порядок - Приложение N 3)
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка, его требования являются обязательными для государственных предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС, аэропортов, авиапредприятий, авиакомпаний, других предприятий и организаций, выполняющих обслуживание воздушных судов на основании сертификатов и лицензий (временных разрешений) ГСГА Минтранса РФ (далее - ГСГА) и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса РФ (далее - ТО ВТ), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 3.1. Порядка регистрации и опубликованию подлежат следующие ставки сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов (далее - ВС): сбор за метеообеспечение, устанавливаемый на один самолето-вылет ВС.
В соответствии с пунктом 2.5. Порядка применение незарегистрированных и/или неопубликованных ставок сборов и тарифов не допускается.
Действующие в исследуемом периоде в 2016 году (с 29.03.2016 по 31.03.2016), зарегистрированные Центром расписания и тарифов в соответствии с пунктом 2.4. Порядка, ставки сбора за метеообеспечение 1 (одного) самолето-вылета составляют:
- в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково) (АМЦ "Пулково"): с 01.01.2016 по 30.07.2016 г. (ВС > 12 т.) - 2 050 руб. 00 коп.;
- в аэропорту Калининград (Храброво) (АМСГ "Калининград") - 3 030 руб. 00 коп.;
- в аэропорту Мурманск - 4 130 руб.
По данным истца воздушные суда ответчика в период с 29.03.2016 по 31.03.2016 осуществили 152 самолёто-вылетов из аэропорта Санкт-Петербург (Пулково), из аэропорта Калининград (Храброво), из аэропорта Мурманск (самолеты свыше 12 тонн) (том 1, лист дела 24-25).
Учреждение определило стоимость услуг за период с 29.03.2016 по 31.03.2016 на основании реестра самолето-вылетов, руководствуясь приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", договором на оказание услуг от 01.03.2011 N 93/АМО-2011 (в редакции протокола разногласий) при определении коэффициента к ставке метеосбора по аэропорту.
Общая задолженность ответчика перед истцом из-за неоплаченного сбора за метеообеспечение (в соответствии с пунктом 3.5 Перечня тарифов и сборов и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации - приложения N 1 к приказу Минтранса России от 17.07.2012 N 241) за период с 29.03.2016 по 31.03.2016 составила 376 870 руб.
Обязанность Авиакомпании по использованию авиационной метеорологической информации вытекает из требований пунктов 2.7., пункта 2.7.1. Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (утв. приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128), в соответствии с которыми:
- перед полетом командир воздушного судна (КВС) обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий;
- информация, имеющаяся у КВС, должна включать в себя, как минимум, следующее: а) для полета по правилам полетов по приборам (далее - ППП), а также полета по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) вне района аэродрома вылета: сводки и прогнозы погоды;
- при подготовке к полету КВС или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант (авиакомпания) обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
Вопреки доводам ответчика, Авиакомпания при подготовке полета использовала метеорологическую информацию, произведенную истцом, независимо от того, подавала ли Авиакомпания обращения (заявки) Учреждению, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях подлежит обязательному лицензированию (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216).
Приказом Росгидромета от 13.12.2010 N 422 деятельность по подготовке и предоставлению авиационных метеорологических прогнозов включена в Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - Ведомственный перечень).
Согласно Приказу Росгидромета от 27.07.2010 N 234 и пункту 1.11.6 Ведомственного перечня полномочия по предоставлению государственной услуги по обеспечению специализированной метеорологической информацией (метеорологическому обслуживанию гражданской авиации) возложены на истца.
Услуги по предоставлению метеорологической информации экипажам воздушных судов предоставляются различными способами - через провайдеров; через обмен; через сеть "Интернет" и т.д.
Конвенция о международной гражданской авиации, являющаяся составной частью правовой системы Российской Федерации, в статье 37 закрепляет, что Международная организация гражданской авиации принимает и по мере необходимости время от времени изменяет международные стандарты, рекомендуемую практику и процедуры, касающиеся: систем связи и аэронавигационных средств, характеристик аэропортов и посадочных площадок, правил полетов и практики управления воздушным движением, присвоения квалификации летному и техническому персоналу, годности воздушных судов к полетам, регистрации и идентификации воздушных судов, сбора метеорологической информации и обмена ею, а также других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации.
Согласно пункту 1 статьи 64 ВК РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт 2 статьи 64 ВК РФ).
Подразделения ФБГУ "Авиаметтелеком Росгидромета" являются единственными структурами, производящими специализированную авиационную метеорологическую информацию по указанным аэропортам и имеют соответствующие лицензии на производство и предоставление метеорологической информации.
Компания SITA Information Networking Computing UK Limited является провайдером, которая предоставляет доступ к информации через программный продукт, частью которого является метеорологическая информация, при этом названная иностранная компания не имеет лицензии на осуществление деятельности по подготовке и предоставлению авиационных метеорологических прогнозов на территории Российской Федерации и не располагает достаточным объемом качественной метеоинформации по аэродромам на территории РФ. Указанное лицо не зарегистрировало ставки метеосбора в аэропортах по аэропортам Санкт-Петербург (Пулково), Калининград (Храброво), Мурманск в установленном порядке.
Доводы жалобы о том, что отношения сторон по оплате услуг метеообслуживания не были урегулированы договором, несостоятельны, поскольку услуги по метеорологическому обслуживанию полетов воздушных судов являются государственными услугами, а организации гражданской авиации не вправе отказываться от передаваемой им специализированной информации о погоде. Следовательно, в случае отсутствия между сторонами действующего договора, данное обстоятельство не освобождает Авиакомпанию от оплаты услуг, которые были фактически оказаны Учреждением.
Авиакомпания обязана использовать официальную специализированную авиационную метеорологическую информацию предоставляемую уполномоченным лицензированным аэродромным метеорологическим органом, являющимся производителем информации и уполномоченным на оказание этой государственной услуги в аэропорту вылета воздушного судна по ставке метеосбора, зарегистрированной в установленном порядке; с учетом обязательности применения специализированной авиационной метеорологической информации при подготовке к вылету воздушного судна, истец вправе требовать оплату за услугу, как лицо, уполномоченное на оказание этой государственной услуги.
Ссылки ответчика на отсутствие оснований для применения правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 (дело N АКПИ14-1451); определении Верховного Суда от 28.04.2015 (дело N АПЛ15-142), отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанных правовых актах также указано на необходимость эксплуатантов и командиров воздушных судов при производстве полетов учитывать информацию полномочного метеорологического органа.
Так в указанных судебных актах изложена следующая правовая позиция: "В силу статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации предоставление метеорологической информации, входящее в аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Конвенция о международной гражданской авиации (далее - Конвенция), являющаяся составной частью правовой системы Российской Федерации, в статье 37 закрепляет, что Международная организация гражданской авиации принимает и по мере необходимости время от времени изменяет международные стандарты, рекомендуемую практику и процедуры, касающиеся: систем связи и аэронавигационных средств, характеристик аэропортов и посадочных площадок, правил полетов и практики управления воздушным движением, присвоения квалификации летному и техническому персоналу, годности воздушных судов к полетам, регистрации и идентификации воздушных судов, сбора метеорологической информации и обмена ею, а также других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации.
Согласно пункту 2.1.4 Приложения 3 "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции каждое Договаривающееся государство назначает полномочный орган, в дальнейшем именуемый "метеорологический полномочный орган", для предоставления или организации предоставления от его имени метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.
В целях обеспечения устойчивого функционирования системы метеорологического обеспечения гражданской авиации и в соответствии с пунктом 2.1.4 Приложения 3 к Конвенции распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 494-р Росгидромет назначен полномочным метеорологическим органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.
Снабжение эксплуатантов и членов летного экипажа метеорологической информацией осуществляется полномочным метеорологическим органом государства. Следовательно, международными правилами определен обязательный источник информации.
Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов" к Конвенции (в решении суда ошибочно названо Приложением 3) предусматривает, что эксплуатант принимает меры к тому, чтобы полет не начинался, пока он на основании обоснованных данных не удостоверится в том, что имеющиеся наземные и/или водные средства, которые непосредственно требуются для такого полета, для безопасной эксплуатации самолета и защиты пассажиров, соответствуют условиям эксплуатации, в которых должен выполняться полет, и что они правильно используются для этой цели (пункт 4.1.1 части I); командир воздушного судна следит за тем, чтобы полет не начинался, если всеми имеющимися доступными способами не установлено, что располагаемые и непосредственно необходимые при таком полете для безопасной эксплуатации воздушного судна наземные и/или водные средства, включая связное оборудование и навигационные средства, отвечают требованиям к выполнению типа транспортной операции, в связи с которой должен выполняться полет (раздел 2.2.1 части II).
Из содержания названных стандартов не усматривается, что эксплуатанты и командиры воздушных судов при производстве полетов не должны учитывать информацию полномочного метеорологического органа".
Довод жалобы о том, что расходы, связанные с производством метеорологической информации и передачей её в общий банк данных, компенсируются государством, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
На сайте Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в сети Интернет (http://www.icao.int/publications/Documents/9082_cons_ru.pdf) опубликована Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание (Doc 9082, далее Политика ИКАО - Приложение N 11 к дополнению). Данный документ содержит рекомендации и выводы Совета ИКАО и призван служить руководством для Договаривающихся государств.
На основании Политики ИКАО большинство государств - членов ИКАО, в том числе Российская Федерация, разработали самостоятельные документы. Данные документы были изложены в Дополнении 6 к Политике ИКАО (Приложение N 12 к дополнению) и размещены на официальном сайте ИКАО в сети Интернет (http://www.icao.int/publications/Documents/9082_sup_cons.pdf).
На страницах 62-63 Дополнения 6 к Политике ИКАО (стр. 64-65 файла формата ".pdf") изложены "Тарифная политика Российской Федерации в области аэронавигационного обслуживания" (датирована 19.08.2008 г.) и "Политика Российской Федерации в области взимания сборов в государственных аэропортах и аэронавигационных тарифов" (датирована 10.09.2003 г.). Все документы изложены на русском языке (русский язык один из официальных языков ИКАО).
В "Тарифной политике Российской Федерации в области аэронавигационного обслуживания" указано, что тарифная политика в области аэронавигационного обслуживания в Российской Федерации строится на основе следующих основных принципов:
* формирование ставок сборов за аэронавигационное обслуживание в соответствии с нормативными документами Российской Федерации и документами ИКАО;
* возмещение экономически обоснованных расходов, связанных с предоставлением аэронавигационного обслуживания полётов воздушных судов, с учётом реализации планов совершенствования и развития системы;
* пересмотр перечня сборов при вводе новых видов аэронавигационного обслуживания или выделении отдельных технологических этапов обслуживания в самостоятельные виды;
* соответствие стоимости предоставляемого обслуживания уровню и качеству предоставляемых услуг, а также эксплуатационной потребности пользователей воздушного пространства;
* отсутствие дискриминации по отношению к каким-либо категориям пользователей воздушного пространства и недопустимость компенсации затрат на аэронавигационное обслуживание для льготных категорий пользователей за счёт остальных пользователей;
* распределение расходов системы по видам аэронавигационного обслуживания при формировании ставок сборов.
В "Политике Российской Федерации в области взимания сборов в государственных аэропортах и аэронавигационных тарифов" указано следующее:
"Политика Российской Федерации в области взимания сборов в государственных аэропортах и аэронавигационных тарифов основана на положениях статьи 15 Конвенции о международной гражданской авиации и принципах, рекомендованных Советом ИКАО.
Осуществление тарифной системы в Российской Федерации вызывается экономической необходимостью возместить расходы, связанные с эксплуатацией аэропортов и аэронавигационных средств, с учетом планов их совершенствования.
Уровни тарифов за пользование государственными аэропортами и аэронавигационными средствами в Российской Федерации периодически пересматриваются в связи с модернизацией аэропортов и маршрутных средств на международных маршрутах в Российской Федерации и в соответствии с финансовой политикой соответствующих правительственных учреждений".
Согласно Добавлению 3 "Глоссарий терминов" к Политике ИКАО (стр. 39 файла формата ".pdf") термин "аэронавигационное обслуживание" включает организацию воздушного движения (ОрВД), системы связи, навигации и наблюдения (CNS), метеорологическое обеспечение аэронавигации (МЕТ), поиск и спасание (SAR) и службы аэронавигационной информации (САИ).
Порядок взимания аэронавигационных сборов, также, как и сбора за метеообеспечение, установлен Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Перечень сборов, утв. Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации").
В рассматриваемый период Приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 действовал в редакции N 3 (начало действия редакции - 24.12.2013, окончание действия редакции - 23.03.2017).
Пунктом 2.1. (раздел 2 "аэронавигационные сборы") Перечня сборов установлен сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса А и класса С на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях, включая:
- передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке.
Пунктом 2.3. (раздел 2 "аэронавигационные сборы") Перечня сборов установлен сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на контролируемый аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона; при вылете с контролируемого аэродрома (аэроузла) на этапах руления от перрона, взлета и набора высоты до выхода на маршрут обслуживания воздушного движения, а также руление на перроне (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией), включая:
- передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке, включая передачу условий выхода с аэродрома.
Таким образом, в рамках аэронавигационных сборов пользователи воздушного пространства (эксплуатанты, авиакомпании и т.д.) оплачивали получение метеорологической информации от органов ОВД (организации воздушного движения) экипажами воздушных судов, находящихся в различных стадиях полета воздушного судна.
Пунктом 3.5. (раздел 3 "аэропортовые сборы") Перечня сборов установлен самостоятельный сбор за метеообеспечение. Сбор устанавливается на один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов. Сбор за метеообеспечение взимается организациями, в составе которых находятся аэродромные метеорологические органы, за предоставление метеоинформации для подготовки к полету (до вылета воздушного судна).
С учетом изложенного, ссылки подателя жалобы на получение необходимой для полётов метеорологической информации от ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", признаются судом необоснованными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на ответчике.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 по делу N А56-35101/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35101/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2017 г. N Ф07-10630/17 настоящее постановление отменено
Истец: Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетное управления "Авиаметтелеком Росгидромета", Федеральное государственное бюджетное управление "Авиаметтелеком Росгидромета"
Ответчик: АО "Авиакомпания"Россия"
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13295/18
10.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7972/18
16.02.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-35101/16
27.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10630/17
22.06.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9896/17
10.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-35101/16
17.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26585/16