г. Чита |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А58-9549/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Ломако, В.Л. Каминского, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 апреля 2018 года по делу N А58- 9549/2017 по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Варант" (ИНН 1435177125, ОГРН 1061435053240) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905) о признании недействительным решения от 10.10.2017 N 11592-ДИЗО/17,
суд первой инстанции, судья Клишина Ю.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Варант", обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 10.10.2017 N 11592-ДИЗО/17 об отказе в согласовании раздела земельного участка с кадастровым номером 14:36:107026:71, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Матросова, д.2 и обязании согласовать (утвердить) схему указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2018 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Варант" в согласовании раздела земельного участка, изложенное в письме от 10.10.2017 N 11592-ДИЗО/17, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "Варант" в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Постановлением Окружной администрации города Якутска от 29.06.2012 N 95п.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд считает, что решение Департамента, изложенное в письме от 10.10.2017 N 11592-ДИЗО/17, не основано ни на нормах ЗК РФ, ни на нормах Административного регламента, которым конкретно определен стандарт предоставления указанной муниципальной услуги и установлен срок, последовательность административных процедур, действий при осуществлении муниципальной услуги "Образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена"
Департамент, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда являются ошибочными.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 01.06.2018.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как установил суд первой инстанции, не оспаривается в апелляционной жалобе и следует из материалов дела, ООО "Варант", являясь собственником нежилого помещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107026:71, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Матросова, д.2, обратилось в МФЦ с заявлением о согласовании раздела указанного земельного участка.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 10.10.2017 за N 11592-ДИЗО/17 ООО "Варант" сообщено, что в соответствии с письмом Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от 26.09.2017 N17391-ДГ раздел земельного участка невозможен по следующим причинам:
- по Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 14:36:107026:71 расположен в территориальной зоне Ж-6.2 "зона застройки многоэтажными многоквартирными домами на территории г.Якутска", в которой использование земельного участка под "склады" отсутствует в видах разрешенного использования;
- по утвержденному проекту межевания территории квартала "122" г.Якутска границы земельного участка с кадастровым номером 14:36:107026:71 расположены на территории земельного участка с условным номером "5.1" под многоэтажную жилую застройку.
Общество посчитав, что указанный отказ содержащийся в письме от 10.10.2017 за N 11592-ДИЗО/17 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Статьей 39.20 Земельного кодекса РФ закреплено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов собственниками зданий, сооружений, помещений.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ такое предоставление начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено испрашиваемой схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В апелляционной жалобе не оспаривается и подтверждается материалами дела принадлежность обществу на праве собственности объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107026:71, находящемся в собственности Республики Саха (Якутия), а отсутствие схемы утверждения схемы расположения земельного участка, нарушает его право на пользование, как объектом невидимости, так и право установленное ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Между тем, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:107026:71 не относится к земельным участкам являющимися собственностью муниципального образования или к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объект от 24.11.2017 года N 99/2017/37930787 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 14:36:107026:71 является Республика Саха (Якутия) (т.1, л. 13).
Статьей 10 Земельного кодекса установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ч.2).
Статьей 11 Земельного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Из положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.204 N ПЯГД-8-6 следует, что Департамент осуществляет от имени Окружной администрации города Якутска в установленном порядке управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, и землями, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Якутск" (п. 2.2.47).
Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 N 95п также регламентирует порядок предоставления земельных участков, из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Учитывая, что спорный земельный участок не относится к землям находящимся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, то Департамент не имел законных оснований принимать решение об отказе обществу в предоставлении указанного земельного участка по указанным им основаниям.
Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ч.3).
Аналогичные нормы содержатся в ч. 3 ст. 39.17, ч. 7 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, в рассматриваемом случае, Департамент должен был принять соответствующее решение, а не отказывать обществу по существу.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется, в том числе, разъяснениями, данными в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который указывает, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Департаментом соблюдены требования Административного регламента при принятии оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку данный орган местного самоуправления должен руководствоваться в первую очередь требованиями Земельного кодекса РФ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "03" апреля 2018 года по делу N А58-9549/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9549/2017
Истец: ООО "Варант"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2536/18
13.07.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2536/18
08.05.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2536/18
03.04.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9549/17