г. Красноярск |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А33-27137/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"- Дутого К.Н., представителя по доверенности от 01.05.2017 N 12-2017,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "УК Калининская" -Булатниковой О.В., представителя по доверенности от 02.04.2018 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 26 марта 2018 года по делу N А33-27137/2017, принятое судьёй Шевцовой Т.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее- ПАО "Красноярскэнергосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Калининская" (ИНН 2465142890, ОГРН 1162468067222, далее- ООО "УК Калининская" ) о взыскании 8 762 рублей 20 копеек задолженности за потреблённую в период с 19.12.2016 по 01.07.2017 электроэнергию.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 марта 2018 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 5 783 рубля 18 копеек задолженности за потреблённую электроэнергию в период с 19.12.2016 по 30.06.2017 и 1320 рублей судебных расходов по оплате госпошлины, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. По мнению истца, судом необоснованно отказано во взыскании задолженности с 31.03.2017 до 24.04.2017 в отношении МКД по пр. Свободный. Д. 57. Кроме того, вывод суда о том, что управление домом ответчик стал осуществлять с 10.04.2017, противоречит взысканию задолженности судом только с 24.04.2017 (дата включения в реестр лицензий).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 12.07.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
От ответчика отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ПАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующим поставщиком) и ООО "УК Калининская" (покупателем) заключен договор энергоснабжения от 28.02.2017 N 1000007764, в силу пункта 1.1 которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путём заключения договоров с третьими лицами оказывать услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а покупатель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.3 договора покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) до окончания срока действия договора, а также соблюдать предусмотренный договором и документами о технологическом присоединении режим потребления электрической энергии (мощности); снимать и представлять гарантирующему поставщику показания приборов учёта электрической энергии в порядке, установленном договором.
В пунктах 4.1, 4.3 указано, что определение объёма потребления электрической энергии (мощности) осуществляется на основании показаний приборов учёта и (или) с применением расчётных методов, а также исходя из соответствующего норматива, в случаях предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Объём потребления электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний прибора учёта за расчётный период (расчётный месяц) за вычетом объёмов потребления электрической энергии собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам энергоснабжения, заключенным ими непосредственно с гарантирующим поставщиком (в случае, если объём поставок таким собственникам фиксируется общедомовым прибором учёта).
Порядок расчётов по договору согласован в разделе 5, в котором указано, что расчётным периодом по договору является месяц, окончательный расчёт производится до 15 числа месяца, следующего за расчётным, за фактическое потребление предыдущего (расчётного) месяца, определённое на основании показаний расчётного прибора учёта, коллективного (общедомового) прибора учёта, снятых сетевой организацией и (или) гарантирующим поставщиком, а при их отсутствии - предоставленные покупателем или с применением соответствующих расчётных методов, производится покупателем самостоятельно платёжным поручением на расчётный счёт гарантирующего поставщика или наличными средствами в кассу.
Договор заключается на срок по 31.03.2017, вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента заключения и считается ежегодно продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункт 8.1 договора).
В приложении N 1 к договору согласовано, что объектом, снабжаемым электроэнергией, является многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Курчатова, д. 7 "А".
Истцом в материалы дела представлена распечатка интернет-страницы сайта Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в соответствии с которой многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 7 "А" включен в реестр лицензий ответчика 19.12.2016, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, д. 57 включен в реестр лицензий ответчика 24.04.2017.
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: пр. Свободный, д. 57 от 31.03.2017 N 2 (л.д.48-74) принято решение о расторжении договора управления с ООО "ГУК "Жилфонд"", выборе в качестве управляющей организации ООО "УК Калининская" и заключении договора управления с указанной управляющей организацией с 10.04.2017.
Между ООО "УК Калининская" (управляющей компанией) и собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, пр.Свободный, д. 57 заключен договор управления многоквартирным домом от 10.04.2017, в пункте 7.1 которого указано, что он заключается сроком на 1 год с момента заключения, условия договора вступают в силу с 10.04.2017 (л.д.75-92).
Из представленных ответчиком платёжных документов за март 2017 года следует, что платёжные документы по оплате жилищно-коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии на содержание общего имущества, выставлялись собственникам квартир многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, д. 57 управляющей организацией ООО "ГУК "Жилфонд"".
При этом платёжные документы за апрель 2017 года по указанному многоквартирному жилому дому выставлены ответчиком, что подтверждается представленными платёжными документами.
Из расчёта истца следует, что в период с 19.12.2016 по июнь 2017 года и в период с марта по июнь 2017 года в многоквартирные дома по адресам: г. Красноярск, ул. Курчатова, д.7"А" и пр. Свободный, д. 57 соответственно поставлялась электроэнергия.
Подробные расчёты потребления ресурса представлены в материалы дела и подтверждаются ведомостями энергопотребления за каждый месяц.
На оплату потреблённой электроэнергии истцом ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.
Из расчёта истца следует, что с учётом произведённых ответчиком оплат задолженность ответчика перед истцом составляет 8 762 рубля 20 копеек.
Письмом от 24.07.2017 N 92402 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность за потреблённую в период с января по июнь 2017 года электроэнергию, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и почтовой квитанцией.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения от 28.02.2017 N 1000007764, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьёй 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путём перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 в рамках дела N А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно иску, ПАО "Красноярскэнергосбыт" просит взыскать с ответчика 8 762 рубля 20 копеек задолженности за потреблённую в период с 19.12.2016 по 01.07.2017 электроэнергию на общедомовые нужды, в том числе за период с 19.12.2016 по июнь 2017 года в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 7 "А", с марта по июнь 2017 года в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: пр. Свободный, д. 57.
Частью 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 в рамках ответа на 9 вопрос изложена правовая позиция, в соответствии с которой в случае, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. При наличии спора о том, какая из управляющих организаций осуществляет функции управления многоквартирным домом, вопрос о наличии договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией и моменте их возникновения определяется судами исходя из конкретных обстоятельств дела.
Ответчик ссылается на то, что до 01.01.2017 истец являлся исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем предъявление задолженности до 01.01.2017 к ответчику не обосновано.
В материалы дела представлены документы, согласно которым ответчик приступил к управлению многоквартирным жилым домом по адресу: пр. Свободный, д. 57 с 10.04.2017 (договор управления от 10.04.2017, протокол внеочередного общего собрания от 31.03.2017), в марте 2017 года счета на оплату собственникам выставлял и платежи собирала иная управляющая компания. В реестр лицензий дом включен 24.04.2017.
Судом обоснованно установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, д. 7 "А" включен в реестр лицензий ответчика с 19.12.2016, следовательно, фактическое управление многоквартирным данным жилым домом осуществляется с указанной даты, поэтому правовые основания освобождения ответчика как управляющей компании в отношении многоквартирного жилого дома от оплаты поставленной в многоквартирный жилой дом электроэнергии в период с 19.12.2016 по июнь 2017 года отсутствуют.
В суде первой инстанции ответчик также заявлял о необоснованности применения при расчёте повышающего коэффициента 1,5, о том, что многоквартирные жилые дома, в которые поставлялась электроэнергия, не оборудования общедомовыми приборами учёта. Данный довод отклонен судом со ссылкой на части 2, 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергоснабжении), пункт 11 статьи 2 Закона об энергоснабжении, подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124 согласно которым при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
В пунктах 3, 4 постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 указано, что изменения, предусмотренные в подпункте "ж" пункта 22 Правил N 124, вступают в силу с 01.01.2017. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчёте размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Таким образом, предусмотрен переходный период до утверждения указанных нормативов, но не позднее 01.06.2017, в который при расчёте размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 271-п.
С учётом изложенного применение повышающего коэффициента, в том числе к нормативам потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по состоянию на 01.11.2016, обоснованно.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что норматив потребления электроэнергии установлен с учётом сотых, в то время как при расчёте объёмов потребления электроэнергии истцом произведено округление до целых чисел. Между тем, данное округление приводит к завышению показателей потребления электроэнергии, что неправомерно.
В материалы дела по предложению суда первой инстанции истцом представлен расчёт задолженности с учётом начала управления ответчиком многоквартирным жилым домом по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, д. 57 и без округления объёмов потребления электроэнергии до целых чисел, согласно представленному расчёту задолженность ответчика перед истцом составляет 5 783 рубля 18 копеек.
Доводы истца о том, что ответчик в отношении МКД по пр. Свободный, 57, приступил к управлению с 01.04.2017, выставив собственникам помещения квитанции за весь период, ответчик не лишен возможности произвести начисления в целом за апрель 2017 года, правовые основания взыскания задолженности с даты включения МКД в лицензию ответчика не состоятельны, вывод суда о том, что управление домом ответчик стал осуществлять с 10.04.2017, противоречит взысканию задолженности судом только с 24.04.2017, подлежат отклонению как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в том числе копиям платежных документов ООО "ГУК "Жилфонд" за март - апрель 2017 года, копии скрина с сайта службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрен статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.04.2016 N 309-ЭС15-17035, часть 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации следует рассматривать как норму, направленную на соблюдение прав граждан (потребителей), обеспечение безопасности эксплуатации многоквартирных жилых домов, закрепляющую непрерывность осуществления деятельности по управлению, обслуживанию многоквартирными жилыми домами и оказанию (предоставлению) коммунальных услуг (ресурсов).
Согласно материалам дела ответчик многоквартирным домом, расположенным по адресу: пр. Свободный, д. 57 начал управлять и выставлять квитанции на оплату только с 24.04.2017, т.е. с момента включения в реестр лицензий (л.д. 45 т.1), что истцом не оспаривается.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что до 24.04.2017 ответчик обладал статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, в связи с чем исковые требования обоснованно удовлетворены частично в сумме 5 783 рубля 18 копеек.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 марта 2018 года по делу N А33-27137/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.