г. Челябинск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А34-1549/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.05.2018 по делу N А34-1549/2018 (судья Задорина А.Ф.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, ГУ УПФР в г.Кургане, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мишкинские пряники" (далее - ООО "Мишкинские пряники", общество, ответчик) о взыскании штрафных санкций в размере 2000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды октябрь 2016 года, февраль, март 2017 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 10.05.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ УПФР в г.Кургане не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Как указывает податель жалобы, обществом были представлены исходные сведения по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года - 10.11.2016, февраль 2017 года - 04.03.2017, март 2017 года - 17.04.2017, а затем 27.02.2017 была представлена дополняющая форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года, а 18.05.2017 года за февраль, март 2017 года. Таким образом, полагает, что обществом были представлены неполные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, февраль, март 2017 года. Считает, что самостоятельное исправление ошибки само по себе не является основанием для освобождения от применения финансовых санкций.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Управления в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Мишкинские пряники" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2015 за основным государственным регистрационным номером 1154501008573 и состоит на учете в качестве страхователя - в ГУ УПФР в г.Кургане (регистрационный номер 055004044100).
10.11.2016 обществом представлены в управление сведения о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2016 года по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц. Данный документ принят частично, поскольку при проверке отчётности страхователя заявителем обнаружена ошибка в строке в отчестве одного застрахованного лица, а именно "Авксеньтева", вместо верного "Авксентьева". Обществу был направлен протокол проверки отчетности (л.д. 25).
Впоследствии, 27.02.2016 обществом представлена форма СЗВ-М по типу "дополняющая" за октябрь 2016 года с правильным указанием ФИО застрахованного лица.
Также, 04.03.2017 обществом представлены в управление сведения о застрахованных лицах за отчетный период - февраль 2017 года, а 17.04.2017 - за март 2017 года по форме СЗВ-М "исходная" в отношении застрахованных лиц. Данные документы приняты, какие-либо ошибки и неполнота сведений не выявлено.
Впоследствии, 18.05.2017 обществом представлены формы СЗВ-М по типу "дополняющая" за февраль 2017 года на еще одно застрахованное лицо и за март 2017 года на двух застрахованных лиц.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2016 года, февраль, март 2017 года по результатам которой установлены факты представления недостоверных сведений по форме СЗВ-М.
По фактам выявленного нарушения Управлением составлены акты от 03.08.2017 N N 055S18170002907, 055S18170002909, 055S18170002911.
По результатам рассмотрения актов Управлением вынесены решения от 08.09.2017 N N 055S19170002937, 055S19170002938, 055S19170002939 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 2000 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.09.2017 N N 055S01170139048, 055S01170139049, 055S01170139050 со сроком исполнения до 17.10.2017.
Неисполнение требований страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, в силу раздела 3 которой "Тип формы", страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм". Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей до 01.01.2017), страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в соответствующем поле формы приводится код "доп" (дополняющая форма).
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что общество первоначально представило отчетность формы СЗВ-М за октябрь 2016 года 10.11.2016, то есть в установленный законом срок. Документы приняты Пенсионным фондом, частично, в связи с выявленной ошибкой в написании фамилии застрахованного лица.
27.02.2017 обществом подана форма СЗВ-М "дополняющая" с правильным указанием фамилии застрахованного лица.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, сведения за октябрь 2016 года, впоследствии исправленные страхователем путем представления СЗВ-М "доп" не могут расцениваться как недостоверные, и при составлении как акта от 03.08.2017, так и вынесении решения от 08.09.2017 у заявителя уже имелись эти скорректированные сведения.
В данном случае, ошибка в указании фамилии застрахованного лица (указание вместо "Авксентьева" - "Авксеньтева") не свидетельствует о представлении неполных либо недостоверных сведениях, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учёт, поскольку отражённые страхователем в исходной форме СЗВ-М сведения, в частности фамилия, страховой номер, ИНН застрахованного лица отражены полностью и верно.
Применительно к положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ, неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотражённые, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющие осуществить индивидуальный (персонифицированный) учёт.
Допущенная в исходной форме неточность является техническим недочетом, не влияющим на правильность исчисления страховых взносов, поскольку остальные данные, указанные в форме, позволяли идентифицировать застрахованное лицо.
Отчетность формы СЗВ-М за февраль, март 2017 года представлена обществом 04.03.2017 и 17.04.2017 соответственно. Документы приняты Пенсионным фондом.
18.05.2017, в связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в исходной отчетности, обществом поданы формы СЗВ-М "дополняющая" в отношении 1 застрахованного лица за февраль 2017 года и в отношении 2 застрахованных лиц за март 2017 года, в отношении которых сведения первоначально не представлялись. Данные документы также приняты Пенсионным фондом.
Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций. Между тем, управлением неполнота представленных обществом сведений не выявлялась, не было направлено ни одного уведомления об устранении имеющихся расхождений, то есть несоответствие или недостоверность представленной в отчетности информации до предоставления обществом дополняющей формы самостоятельно Пенсионным фондом не обнаружены.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Таким образом, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с общества финансовых санкций не имеется.
С учетом этих обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, а потому оснований для удовлетворения заявленных управлением требований о взыскании с общества финансовых санкций не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить либо изменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.05.2018 по делу N А34-1549/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.