г. Самара |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А49-9595/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны - представитель не явился, извещена,
от Администрации города Пензы - представитель не явился, извещена,
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.04.2018 по делу N А49-9595/2017 (судья Табаченков М.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Апкаевой Рашиды Якуповны (ОГРН 304583705000012, ИНН 583700420723), г. Пенза,
к Администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360), г. Пенза,
третье лицо:
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области (ОГРН 1135836003632, ИНН 5836658137), г. Пенза,
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Апкаева Рашида Якуповна (далее - заявитель, Предприниматель, Апкаева Р.Я.) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Пензы (далее - Администрация г. Пензы, ответчик), изложенного в письме от 24.04.2017 N 4-А-2261, об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) без проведения аукциона, о возложении на администрацию г. Пензы обязанности по принятию соответствующего решения.
В обоснование заявленных требований Обществом приведены доводы о том, что в силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон N 381-ФЗ) и прямого указания п. 2 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель в целях размещения нестационарных торговых и иных объектов осуществляется без соответствующего разрешения уполномоченного органа, принадлежащий Предпринимателю объект внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем заявитель имеет преимущественное право (без проведения аукциона) на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апкаева Р.Я. обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, просит отменить решение суда.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 03.04.2017 Предприниматель обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением (л.д. 19), в котором сообщил, что 10.10.2007 между заявителем и Администрацией г. Пензы был заключен договор аренды земельного участка под размещение НТО, отношения по данному договору находятся в стадии прекращения, принадлежащий заявителю НТО включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации г.Пензы от 09.04.2015 N 470. В связи с этим Предприниматель просил заключить с ним договор размещения нестационарного торгового объекта.
В письме за подписью заместителя главы Администрации г. Пензы от 24.04.2017 N 4-А-2261 (л.д. 20) Администрация отказала в заключении договора, ссылаясь на то, что такой договор может быть заключен исключительно по результатам аукциона.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подп. 1 -5 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В пределах полномочий, определенных п.15 ч.1 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Администрация своим постановлением от 09.04.2015 N 470 утвердила Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Пензы.
Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Пензенской области (далее - Порядок размещения нестационарных торговых объектов).
В соответствии с указанным Порядком уполномоченный орган местного самоуправления предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее - хозяйствующие субъекты) право на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой, в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов.
Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой, осуществляется на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемого по результатам аукциона, либо в случаях, установленных настоящим Порядком, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта либо определенный уполномоченным органом местного самоуправления, но не более чем на пять лет.
Решение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных Схемой, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов или по инициативе уполномоченного органа местного самоуправления.
Решение о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в случаях, установленных Порядком размещения нестационарных торговых объектов, принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявок хозяйствующих субъектов о заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 Порядка размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок организации аукциона, а также порядок принятия решений о заключении договора на размещение нестационарных объектов торговли в местах, определенных Схемой без проведения аукциона, определен в приложении N 2 к приказу Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 02.03.2016 N 32.
Без проведения аукциона договор на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных Схемой, заключается в случае размещения передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной, рыбной, кондитерской продукции, социально значимых продовольственных товаров первой необходимости) (п. 10 Порядка размещения нестационарных объектов торговли).
В соответствии с п. 12 Порядка размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в местах, определенных Схемой, с хозяйствующим субъектом при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
размещение нестационарного торгового объекта, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, не соответствует положениям п. 1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов;
размещение нестационарного торгового объекта, предусмотренное в заявке, не соответствует случаю, указанному в п. 10 Порядка;
наличие решения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в указанном в заявке месте, определенном Схемой принятого ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки;
наличие договора на размещение нестационарного торгового объекта в указанном в заявке месте, определенном Схемой, с иным хозяйствующим субъектом, заключенного ранее дня подачи хозяйствующим субъектом заявки;
несоответствие заявки хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона и прилагаемых документов требованиям, предусмотренным подп. 2.1 п. 2 Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и принятии решений о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, утверждённого настоящим Приказом;
поступление в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона заявки иного хозяйствующего субъекта о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Приказом от 04.10.2017 N 465 Министерство сельского хозяйства Пензенской области внесло изменения в Порядок N 32, предусмотрев, в частности, в качестве основания для заключения договора на размещение НТО размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 01.03.2015, предоставленного для размещения НТО (п. 10.2 Порядка N 32 в измененной редакции).
Таким образом, существовавшее до 01.03.2015 правовое регулирование вопроса размещения НТО предполагало порядок, при котором право на размещение НТО возникало у заинтересованного лица на основании оформления прав землепользования без обязательного проведения аукциона на реализацию такого права, с 01.03.2015 реализация права на размещение НТО производится без оформления прав землепользования - на основании схемы размещения НТО.
Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения НТО устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким нормативным правовым актом (Порядок N 32) в качестве общего условия размещения НТО является проведение аукциона на право заключения договора на размещение НТО, за установленными исключениями.
По состоянию на апрель 2017 года (дату обращения Апкаевой Р.Я. с заявлением о заключении договора на размещение НТО) наличие договора аренды земельного участка с целью размещения НТО не являлось основанием для заключения соответствующего договора без проведения аукциона. Данное обстоятельство имеет место в настоящем случае в отношении предпринимателя Апкаевой Р.Я.
Из измененной редакции Порядка N 32 следует, что основанием для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона является наличие действующего договора аренды земельного участка с целью размещения НТО. Судом первой инстанции установлено, что на дату обращения предпринимателя Апкаевой Р.Я. (03.04.2017) с заявлением о заключении договора на размещение НТО действие договора аренды земельного участка, на котором располагался объект нестационарной торговли, было прекращено в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 76-78). При этом прекращение арендных отношений по указанному основанию исключительно волей арендодателя и не связано с наличием объективных либо субъективных оснований для прекращения арендных отношений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае отсутствуют основания для заключения договора на размещение НТО в определенном Схемой месте без проведения аукциона, предусмотренные п. 10 Порядка размещения нестационарных торговых объектов.
Следовательно, оспариваемое заявителем решение ответчика основано на нормах Порядка размещения нестационарных торговых объектов и, в силу этого, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанный выше Порядок размещения нестационарных торговых объектов не признан недействующим в установленном порядке.
Действия арендодателя по прекращению арендных отношений с заявителем по настоящему делу основаны на нормах ст. 610 ГК РФ и не признаны незаконными в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, были рассмотрены судом первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, и, соответственно, они не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.04.2018 по делу N А49-9595/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9595/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2018 г. N Ф06-30621/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Апкаева Рашида Якуповна
Ответчик: Администрация города Пензы
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7964/18
16.04.2018 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-9595/17
15.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-30621/18
11.01.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18935/17