г. Самара |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А72-5027/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 июня 2018 года по делу N А72-5027/2018 (судья Коннова О.В.), рассмотренное в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "ПромТехЭнерго" (ОГРН 1097325006448, ИНН 7325092790), г. Ульяновск,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ОГРН 1177325006231, ИНН 7325153348), г. Ульяновск,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "ПромТехЭнерго" (далее - заявитель, общество, ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) о признании незаконным решение от 27.02.2018 N 083819180001115 (л.д.2-4).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.06.2018 по делу N А72-5027/2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение N 083S19180001115 от 27.02.2018 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НТЦ "ПромТехЭнерго" (л.д.37-39).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что в исходной форме СЗВ-М за отчетный период Июнь 2017 года, представленной страхователем 13.07.2017, сведения на указанных застрахованных лиц отсутствовали, т.е. страхователем были представлены неполные сведения. Соответственно, представление сведений не на всех застрахованных лиц не подпадает под понятие ошибок, которые можно исправить без привлечения к ответственности. Обязанность представлять достоверные сведения и в полном объеме, и ответственность за неисполнение этой обязанности возложена на страхователей.
Таким образом, представление неполных сведений является самостоятельным составом правонарушения (л.д.42-46).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки представленных заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М (дополняющая)) за июнь 2017 года Пенсионным фондом выявлено нарушение обществом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), что выразилось в следующем: 05.12.2017 страхователем представлены сведения за отчетный период июнь 2017 года (дополняющая форма СЗВ-М на двух застрахованных лиц). В исходной форме СЗВ-М за этот период, представленной страхователем 13.07.2017, сведения об указанных застрахованных лицах отсутствовали.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 15.01.2018 N 083S18180000069 (л.д.18), на основании которого принято решение от 27.02.2018 N 083S19180001115 о привлечении страхователя (заявителя) к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб.(л.д.21).
Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции действия спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанная обязанность о представлении ежемесячной отчетности введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ и вступила в силу с 01.04.2016. Данная отчетность имеет максимально упрощенную форму, ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, поскольку на указанных лиц распространяется режим обязательного пенсионного страхования и при уплате страховых взносов у них образуются пенсионные права.
Согласно статье 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах". В поле "Тип формы (код)" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Закона N 27-ФЗ, одновременно предоставляющей страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлено, что органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Указание о возможности неприменения финансовых санкций установлено пунктами 37, 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. При этом пенсионный фонд считает возможным не применять санкции в виде штрафа, когда формальные признаки нарушения присутствуют, но страхователь исправил указанные фондом недочеты в установленный срок.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
В настоящем деле усматривается, что заявитель самостоятельно выявил ошибки в представленных в управление формах документов индивидуального (персонифицированного) учета и представил соответствующие исправленные сведения, Пенсионным фондом ошибки не выявляло, уведомления об исправлении ошибок обществу не направляло. Указанные обстоятельства Пенсионным фондом не оспорены.
Страхователь воспользовался правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 15 Закона N 27-ФЗ, пункты 37, 39 вышеуказанной Инструкции).
Пенсионным фондом не установлено, что представленные дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения.
Доказательств того, что к страхователю не могут быть применены вышеуказанные положения установленного порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионным фондом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что к страхователю финансовые санкции в рассматриваемом случае применяться не должны, в связи с чем оспариваемое решение Пенсионного фонда следует признать недействительным.
Аналогичный правовой подход изложен в Определениях Верховного Суда РФ от 11.01.2017 N 301-КГ16-18468 по делу NА29-12777/2015, от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 по делу N А72-11128/2017, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2018 по делу NА65-19478/2017, от 15.06.2018 по делу NА55-19891/2017, в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 N А72-2461/2017, от 12.09.2017 N А72-2447/2017, от 19.04.2018 по делу N А72-17645/2017.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 июня 2018 года по делу N А72-5027/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.