Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф08-9682/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2018 г. |
дело N А32-39974/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Невретдиновым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Кишко Зои Яковлевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу N А32-39974/2015 (судья Назыков А.Л.)
по иску администрации муниципального образования город Краснодар к обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Нива-ЛТД", индивидуальному предпринимателю Аветисян Офеле Михайловне, индивидуальному предпринимателю Кишко Зое Яковлевне
об освобождении земельных участков посредством демонтажа сборноразборных торговых объектов, сносе объектов самовольного строительства,
третьи лица: департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, управление торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Нива-ЛТД" (далее - общество) об обязании освободить в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу самовольно занятый земельный участок площадью 23 кв. м путем демонтажа временного сооружения из сборно-разборных конструкций с приведением земельного участка в пригодное для использование состояние на пересечении улиц Московская и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара.
Исковые требования мотивированы самовольным занятием земельного участка площадью 23 кв. м, от исполнения временного соглашения о внесении платы за фактическое использование земельного участка администрация отказалась в информационном сообщении в газете "Краснодарские известия".
Определением от 07.08.2015 производство по делу N А32-47431/2014 было прекращено, в связи с наличием ранее утвержденного арбитражным судом по другому делу мирового соглашения.
Администрация обратилась с заявлением от 30.09.2015 о пересмотре и отмене данного определения о прекращении производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
Заявление о пересмотре определения по вновь открывшимся обстоятельствам было мотивировано тем, что после заключения сторонами мирового соглашения, которое так и осталось неисполненным ответчиком, между администрацией и обществом было заключено соглашение о внесении арендной платы за фактическое использование земельного участка для временного размещения объекта из сборно-разборных конструкций (киоск), расположенного по тому же адресу.
Решением от 05.02.2016 заявление администрации о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения от 07.08.2015 о прекращении производства по настоящему делу удовлетворено. Определение от 07.08.2015 о прекращении производства по настоящему делу было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Указанное решение сторонами обжаловано не было, вступило в законную силу.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края (дело N А32-39974/2015) с иском к обществу с ограниченной ответственностью Фирма "Нива-ЛТД", индивидуальному предпринимателю Кишко Зое Яковлевне (далее - ИП Кишко З.Я.), индивидуальному предпринимателю Аветисян Офеле Михайловне (далее - ИП Аветисян О.М.) со следующими требованиями: - обязать ООО Фирма "Нива-ЛТД" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок площадью 8,46 кв. м путем демонтажа временного сооружения из сборноразборных конструкций и привести земельный участок в пригодное для использование состояние на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара; - обязать ООО Фирма "Нива-ЛТД" снести самовольно возведенный объект капитального строительства площадью 21,78 кв. м, расположенный на пересечении 3 улиц Московского и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; - обязать ИП Аветисян О.М. снести два самовольно возведенных объекта капитального строительства площадью 24,6 и 10,69 кв. м, расположенные на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; - обязать ИП Кишко З.Я. снести самовольно возведенный объект капитального строительства площадью 23,11 кв. м, расположенный на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы следующим. Обществом самовольно возведен объект капитального строительства площадью застройки 21,78 кв. м без получения необходимых разрешений, на земельном участке, не предоставленном для этих целей. Также обществом самовольно занят земельный участок путем возведения объекта из сборно-разборных конструкций площадью 8,46 кв. м, на пересечении улиц Московской и Островского. ИП Кишко З.Я. самовольно возведен объект капитального строительства площадью застройки 23,11 кв. м на пересечении улиц Московской и Островского без разрешений, на не предназначенном для этих целей земельном участке. ИП Аветисян О.М. самовольно возвела два объекта капитального строительства площадью застройки 24,6 и 10,69 кв. м на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара без разрешений и на земельном участке, не предоставленном для этих целей. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра земельного участка управления муниципального контроля администрации от 18.05.2015. Администрацией и обществом заключен договор о внесении арендной платы за фактическое использование земельного участка от 07.07.2005 для временного размещения объекта из сборно-разборных конструкций. Администрацией и Кишко З.Я. был заключен договор аренды от 17.11.2005 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301042:0080 площадью 23 кв. м для временного размещения магазина из облегченных конструкций. Администрацией в адрес Кияшко З.Я. направлено уведомление от 16.09.2014 об отказе от договора аренды. Администрацией и Аветисян О.М. был заключен договор от 04.08.1999 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:030142:055 для строительства и эксплуатации магазина из сборноразборных конструкций. Администрация направила в адрес Аветисян О.М. уведомление от 16.09.2014 об отказе от договора аренды земельного участка, которое было ею получено.
Определением от 10.03.2016 дела А32-47431/2014 и А32-39974/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А32-39974/2015. Также данным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар.
Определением от 06.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено управление торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу N А32-39974/2015 иск удовлетворен. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью Фирма "Нива-ЛТД" в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок площадью 23 кв. м путем демонтажа временного сооружения из сборно-разборных конструкций с приведением земельного участка в пригодное для использования состояние на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара. Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Нива-ЛТД" также обязано в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок площадью 8,46 кв. м путем демонтажа временного сооружения из сборно-разборных конструкций с приведением земельного участка в пригодное для использования состояние на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара. Обязать общество с ограниченной ответственностью Фирма "Нива-ЛТД" обязано снести самовольно возведенный объект капитального строительства площадью 21,78 кв. м, расположенный на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если общество с ограниченной ответственностью Фирма "НиваЛТД" не исполнит решение суда в установленный срок, администрации муниципального образования город Краснодар предоставлено право самостоятельно осуществить соответствующие действия по исполнению решения суда с отнесением на ответчика необходимых расходов. Индивидуальный предприниматель Аветисян Офелия Михайловна обязана снести два самовольно возведенных объекта капитального строительства площадью 24,6 кв. м и 10,69 кв. м, расположенных на пересечении улиц Московской и Островского в Центральном внутригородском округе города Краснодара в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если индивидуальный предприниматель Аветисян Офеля Михайловна не исполнит решение суда в установленный срок, администрации муниципального образования город Краснодар предоставлено право самостоятельно осуществить соответствующие действия по исполнению решения суда с отнесением на ответчика необходимых расходов. Индивидуальный предприниматель Кишко Зоя Яковлевна обязана снести самовольно возведенный объект капитального строительства - нежилое здание - магазин, с кадастровым номером 23:43:0144060:148, площадью 19,1 кв. м, литер (а) А, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Московская, дом N3, на пересечении улиц Московской и Островского, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае, если индивидуальный предприниматель Кишко Зоя Яковлевна не исполнит решение суда в установленный срок, администрации муниципального образования город Краснодар предоставлено право самостоятельно осуществить соответствующие действия по исполнению решения суда с отнесением на ответчика необходимых расходов. Также судом распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску.
Индивидуальный предприниматель Кишко Зоя Яковлевна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части удовлетворения иска об обязании ее снести самовольную постройку и просила решение в данной части отменить, в удовлетворении требований о сносе объекта Кишко Зои Яковлевны отказать.
Жалоба мотивирована доводами о том, что объект капитального строительства - нежилое здание - магазин, с кадастровым номером 23:43:0144060:148, площадью 19,1 кв. м, литер (а) А, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Московская, дом N 3, на пересечении улиц Московской и Островского возведен на законных основаниях, введен в эксплуатацию комиссией истца, объект поставлен на кадастровый учет и право собственности ответчика на данный объект зарегистрировано в ЕГРН, по мнению апеллянта на дату строительства спорного объекта разрешение на строительство не требовалось. Как указывает апеллянт администрация вводя объект в эксплуатацию знала о законности его возведения и своими действиями по подписанию акта ввода в эксплуатацию признала данное обстоятельство. Истцом пропущен срок исковой давности, суд первой инстанции дал ненадлежащую оценку данному обстоятельству. Указание администрации на прекращение договора аренды не имеет правового значения, поскольку уведомления о прекращении договора аренды предприниматель не получала, продолжает вносить арендную плату, а истец принимает такую арендную плату. Также апеллянт указывает на необоснованное взыскание с нее 6 000 руб. государственной пошлины по иску, поскольку полагает, что учитывая наличие в деле трех ответчиков и удовлетворение требований к каждому из ответчиков, с каждого из них подлежала взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу от истца в материалы дела не поступило.
В судебное заседание лица, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в обжалованной части, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии у принадлежащего апеллянту объекта признаков самовольной постройки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2001 серия 23-АА N 426182 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано 07.12.2001 право собственности Кишко Зои Яковлевны на нежилое здание - магазин, литер А, общей площадью 19,1 кв. м, кадастровый (или условный) номер 23:43:03:2001-166, расположенное по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Московская, 3, на основании акта приемки в эксплуатацию от 25.09.2001, утвержденного распоряжением администрации Центрального округа г. Краснодара от 05.11.2001 N 522.5р (т. 1, л.д. 157).
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 04.04.2016 N 23/153/002/2016-824 право собственности Кишко З.Я. зарегистрировано 07.12.2001 на нежилое здание - магазин с кадастровым номером 23:43:0144060:148 площадью 19,1 кв. м, литер (а) А, расположенное по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, ул. Московская, дом N 3 (т. 1, л.д. 158).
Из представленной в материалы дела копии дела правоустанавливающих документов в отношении нежилого здания - магазина, с кадастровым номером 23:43:0144060:148, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 3, следует, что регистрация права собственности Кишко З.Я. на здание магазина была осуществлена на основании распоряжения администрации Центрального административного округа города Краснодара от 05.11.2001 N 522.5р об утверждении государственного акта приемки в эксплуатацию от 25.09.2001 магазина литер "А", расположенного по ул. Московская, 3 в Центральном административном округе (т. 2, л.д. 7), а также акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 25.09.2001, состоящей из первого заместителя главы Центрального округа города Краснодара, главного санитарного врача, начальника 12 ОГПС, главного архитектора округа (т. 2, л.д. 8 - 11), постановления мэра города Краснодара от 20.06.2000 N 1196 о предоставлении предпринимателю Кишко З.Я. в аренду на 5 лет из земель городской застройки земельного участка площадью 21,0 кв. м для строительства и эксплуатации магазина в составе торгового комплекса на углу ул. Московская - Островского в Центральном административном округе (т. 2, л.д. 14- 15), договора аренды от 19.09.2000 N 1378 земельного участка площадью 21,00 кв. м с кадастровым номером 23:43:03:01:42:080 для строительства и эксплуатации магазина в составе торгового комплекса (т. 2, л.д. 16 - 26), технического паспорта от 21.11.2001 (т. 2, л.д. 27-35).
Таким образом, как верно установил и указал суд первой инстанции разрешение на строительство здания магазина в материалах регистрационного дела отсутствует, такое разрешение не было представлено ответчиком ИП Кишко З.Я., которая утверждает, что в 2000 - 2001 годах строительство капитальных объектов в городе Краснодаре могло осуществляться без разрешения на строительство, на основании постановления о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды, поскольку форма разрешения на строительство в то время утверждена не была и порядок выдачи разрешений на строительство не был регламентирован.
Данный довод апелляционной жалобы был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обосновано им отклонен в виду следующего.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции на дату государственной регистрации права собственности Кишко З.Я. на здание магазина) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции на дату приемки спорного здания магазина) разрешение на строительство являлось документом, удостоверяющим право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации. Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на строительство.
Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство также устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Разрешение на строительство не требуется только в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
Согласно статье 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации - графических и текстовых материалов, определяющих объемно - планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков.
Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.02.1993 N 28 "Об обеспечении организационно - правового порядка строительства в Краснодарском крае" было утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно - монтажных работ, в соответствии с которым все предприятия и организации - заказчики, независимо от подчиненности и форм собственности, до начала строительства обязаны были получить в городских и районных органах Госархстройнадзора Российской Федерации разрешение на строительство.
В соответствии с данным Положением разрешение на выполнение строительно - монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширению объекта).
Разрешение выдается органами Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации городов и районов края. Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ подразделяется на два вида: разрешение на выполнение всех строительно - монтажных работ по объекту (за исключением монтажа оборудования подконтрольного Госгортехнадзору России); разрешение на выполнение отдельных видов строительно - монтажных работ - подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов.
Для получения разрешения на выполнение всех строительно - монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора РФ следующие документы и материалы: заявление на получение разрешения по форме (приложение N 1); лицензии на право выполнения строительно - монтажных и проектных работ по данному типу объектов, ведение технадзора; проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства; заключение экологической и Государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации; стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями; копию государственного акта на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей; приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ; прошнурованный журнал работ.
Выданное разрешение на выполнение строительно - монтажных работ является основанием для выноса осей здания в натуру геодезическими службами органов архитектуры и градостроительства. Для получения разрешения на выполнение отдельных видов строительно - монтажных работ заказчик представляет перечисленные документы и материалы, за исключением полного комплекта проектной рабочей документации.
Согласованная и утвержденная в установленном порядке проектная рабочая документация представляется в объеме, достаточном для выполнения видов работ, оговоренных в заявлении на получение разрешения. Инспекция Госархстройнадзора РФ в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно - монтажных работ.
В случае положительного решения инспекция Госархстройнадзора РФ выдает разрешение заказчику за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора РФ, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.
Выполнение строительно - монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Этим же постановлением были утверждены формы заявления на выдачу разрешения на строительство и разрешения на выполнение строительномонтажных работ.
Решением городской Думы Краснодара от 01.07.1999 N 33 п.28 "О мерах по предотвращению самовольного строительства в г. Краснодаре" было утверждено Положение "О мерах по предотвращению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков на территории г. Краснодара" (первоначальный текст документа опубликован в издании "Краснодар", N 32, 06.08.1999 - 12.08.1999; признано утратившим силу Решением городской Думы Краснодара от 25.05.2006 N 10 п.24).
В данном Положении разрешение на строительство определялось как документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, предоставленного в установленном порядке, а также строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей, благоустройство территории.
В соответствии с данным Положением разрешение на строительство или на размещение временного объекта выдается на основании заявлений юридических лиц и граждан (застройщики) и документов, удостоверяющих их права на земельные участки, а также при условии согласования строительства с участниками общей собственности (совладельцами) на объект недвижимости и при наличии утвержденной проектной документации. Разрешение на строительство или размещение временного объекта выдают: - администрации округов г. Краснодара путем издания распоряжений (физическим лицам по месту строительства) для строительства индивидуальных жилых домов, хозяйственных построек и сооружений, предназначенных для их обслуживания; жилых строений, хозяйственных построек и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в существующей застройке или на земельных участках, подлежащих застройке и представляемых физическим лицам администрациями округов г. Краснодара из состава земель, определенных генеральным планом города и переданных административным округам соответствующими постановлениями мэрии города, а также на земельных участках, предоставленных для размещения временных объектов, используемых для бытовых целей; - мэрия г. Краснодара путем издания постановлений (застройщикам) - для строительства жилых домов, в том числе индивидуальных, других строений и сооружений или иного недвижимого имущества на земельных участках, предоставленных из городских земель в существующей городской застройке, а также для размещения временных объектов, используемых для предпринимательской деятельности.
Подготовка документов для выдачи разрешений на строительство или для размещения временных объектов осуществляется: - архитекторами административных округов г. Краснодара в случаях, если выдача указанных разрешений осуществляется администрациями округов в пределах их компетенции; - управлением архитектуры и градостроительства города в случаях, если выдача указанных разрешений осуществляется мэрией города в пределах ее компетенции.
Разрешение на строительство объектов недвижимости или на размещение временных объектов на земельных участках, находящихся в пользовании, аренде, собственности оформляется в течение месяца со дня представления застройщиками заявок и документов, подтверждающих их права на строительство.
Не выдается разрешение на строительство объектов недвижимости и не предоставляются под самовольные постройки земельные участки (или их части), расположенные в пределах красных линий или в охранных зонах инженерных сетей.
Застройщики имеют право приступить к строительству объектов недвижимости только после получения распоряжения администрации округа или постановления мэрии г. Краснодара о разрешении строительства, а также при наличии документов, удостоверяющих их права на земельный участок и проектной документации (в том числе проект на строительство инженерных коммуникаций), согласованной в установленном порядке, в объеме, определенном управлением архитектуры и градостроительства г. Краснодара и выполненной архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность.
Для всех застройщиков, обязательно получение разрешения на начало ведения строительных работ по объекту недвижимости или на начало монтажа временного объекта. Форму разрешения на начало ведения строительных работ утверждает Минстрой РФ и администрация Краснодарского края, а выдает Государственная инспекция архитектурно - строительного надзора г. Краснодара.
Застройщики, приступившие к строительству или размещению временных объектов без получения постановления мэрии города или распоряжения администрации округа о разрешении строительства или о разрешении размещения временного объекта, без документов, удостоверяющих их права на земельный участок, без оформленной проектной документации и без разрешений на начало строительных работ или начало монтажа временного объекта привлекаются к административной ответственности, предусмотренной статьей 66 Градостроительного кодекса РФ, статьей 143 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Законом РФ "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
Как верно указал суд первой инстанции, данным Положением, утвержденным городской Думы Краснодара от 01.07.1999 N 33 п.28, прямо запрещалась выдача разрешений на строительство объектов недвижимости и предоставление земельных участков, расположенных в пределах красных линий или в охранных зонах инженерных сетей.
В соответствии с пунктом 2 постановления мэра города Краснодара от 20.06.2000 N 1196 предоставленный Кишко З.Я. земельный участок расположен в пределах красных линий, в охранной зоне подземных коммуникаций (т. 2, л.д. 14, л.д. 23).
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.06.2000 N 571-П "О Положении о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае" (опубликовано: "Кубанские новости", N 144, 03.08.2000, "Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края", N 18, 2001, утратило силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 29.06.2005 N 1580-П в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ) было утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае.
В соответствии с данным Положением разрешение на строительство выдается на основании заявлений заказчиков и документов, удостоверяющих их право на земельные участки, при наличии утвержденной проектной документации. Разрешение на строительство выдается при строительстве всех видов недвижимости краевого и местного значения независимо от источников финансирования и формы собственности этих объектов.
Для получения разрешения на строительство заказчик представляет в органы архитектуры и градостроительства, осуществляющие подготовку документов для выдачи разрешений на строительство, документы и материалы согласно перечню, утверждаемому исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Проверка представленных заказчиком документов, в том числе касающихся соблюдения градостроительных требований по использованию земель, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, санитарных правил, иных требований органов государственного контроля и надзора, а также оформление документов для получения разрешения на строительство проводятся территориальным и местными органами архитектуры и градостроительства.
Разрешение на строительство является основанием для получения заказчиком разрешения на выполнение строительно - монтажных работ, выдаваемого территориальным и местными органами государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.
В соответствии с Положением об административных округах города Краснодара, утвержденным постановлением мэрии города Краснодара от 31.12.1998 N 2642 "Об утверждении положения об административных округах города Краснодара", администрации округов (статья 20 "Полномочия администраций округов в области архитектуры, градостроительства и землепользования") согласовывают разрешительную документацию на проектирование и строительство (капитальный ремонт, реконструкцию), осуществляют контроль за строительством объектов жилищно - гражданского назначения, находящихся в собственности граждан и расположенных на земельных участках, предоставленных в установленном порядке для индивидуального 12 жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты жилищно - гражданского назначения, расположенные на земельных участках, предоставленных в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и фермерского хозяйства, дач.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что из Положения об административных округах города Краснодара, утвержденного постановлением мэрии города Краснодара от 31.12.1998 N 2642 "Об утверждении положения об административных округах города Краснодара", не следует право администрации округа города Краснодара осуществлять приемку в эксплуатацию объектов, не относящихся к объектам жилищно-гражданского назначения, расположенным на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и фермерского хозяйства, дач.
В соответствии с Постановление мэрии города Краснодара от 11.04.2000 N 722 "О порядке согласования проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей на территории г. Краснодара" (опубликовано: "Краснодар", N 15, 14.04.2000 - 20.04.2000; признано утратившим силу постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 07.10.2005 N 1503 "О наделении администраций внутригородских округов города Краснодара полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов на земельных участках, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, а также на приусадебных земельных участках") заказчики (застройщики) - граждане или юридические лица, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (далее - строительство) зданий, строений и сооружений, их частей (далее - архитектурный объект), для строительства которого требуется разрешение на строительство, обязаны иметь проектную документацию, выполненную в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчиков (застройщиков) Управлением архитектуры и градостроительства г. Краснодара на основании постановлений (распоряжений) мэрии г. Краснодара о разрешении строительства архитектурных объектов и документов, удостоверяющих их права на земельные участки, прошедших в установленных законом случаях государственную регистрацию. Заказчики (застройщики) обязаны совместно с проектировщиками согласовать разработанную проектную документацию в Управлении архитектуры и градостроительства города, с органами государственного пожарного и санитарно - эпидемиологического надзора, ГИБДД и с главами административных округов, на территории которых будут возводиться архитектурные объекты. Заказчики (застройщики) не вправе приступить к строительству архитектурного объекта без получения постановления (распоряжения) мэрии г. Краснодара о разрешении строительства, без документов, удостоверяющих право на земельный участок, без согласованной проектной документации, без выноса в натуру утвержденного проекта и без разрешения на начало строительных работ.
Возведенные заказчиками (застройщиками) в соответствии с согласованной проектной документацией архитектурные объекты подлежат приему в эксплуатацию: по объектам производственного и жилищно - гражданского назначения - комиссиями, назначаемыми постановлениями главы местного самоуправления - мэра города; по объектам индивидуального строительства (индивидуальные жилые дома, садовые дома, капитальные гаражи и другие объекты индивидуального пользования), в том числе пристройки к первым этажам многоэтажных жилых домов, а также по временным объектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания облегченного типа - комиссиями, назначаемыми распоряжениями глав административных округов, на территории которых возведены архитектурные объекты.
Кишко З.Я. не было получено разрешение на строительство, разрешение на строительно-монтажные работы, архитектурно-планировочное задание, разрешение на начало строительных работ, проектная документация, выполненная в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.
Обстоятельство того, что объект апеллянта введен в эксплуатацию актом администрации, верно оценено судом первой инстанции.
Приемка в эксплуатацию завершенного строительством здания магазина осуществлялась администрацией Центрального административного округа города Краснодара, что не соответствовало объему полномочий администраций внутригородских округов города Краснодара, определенных вышеприведенными нормативными правовыми актами.
Строительство осуществлялось на участке, полностью расположенном в пределах красных линий и в охранной зоне подземных коммуникаций.
Довод апеллянта о том, что в 2000 - 2001 годах строительство в городе Краснодаре осуществлялось на основании постановления администрации о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен как несоответствующий вышеприведенным нормам законодательства.
Относимость здания магазина Кишко З.Я. к капитальным объектам (объектам недвижимости) подтверждена заключением судебной экспертизы, проведенной по ходатайству администрации, результаты которой не оспаривались сторонами, в том числе и администрацией.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принадлежащий апеллянту объект отвечает признакам самовольного строительства, определенным в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку основания для занятия спорного земельного участка у ИП Кишко З.Я. отсутствуют в связи с односторонним отказом администрации 16.09.2014 от продления договора аренды от 17.11.2005 N 4300013414 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0301042:80 (т. 1, л.д. 47 - 62), земельный участок подлежит освобождению и возврату администрации посредством сноса капитального объекта самовольного строительства - здания магазина с кадастровым номером 23:43:0144060:148.
Довод апелляционной жалобы о применении к иску срока исковой давности был предметом рассмотрения судом первой инстанции и обоснованно им отклонен с ссылками на положения стаей 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку требованиям администрации носят негаторный характер, на которые исковая давность не распространяется.
Как верно указал суд первой инстанции, спорный земельный не выбывал из владения администрации.
Довод апелляционной жалобы о том, что апеллянт не получал уведомления о прекращении договора аренды отклоняется судом апелляционной инстанции, как опровергнутый имеющимися в деле доказательствами.
Как следует из материалов дела, с заявлением об одностороннем отказе от продолжения арендных отношений администрация обратилась к Кишко З.Я.16.09.2014, заявление получено Кишко З.Я. 22.09.2014 (т. 1, л.д. 47 - 49).
С иском администрация обратилась в арбитражный суд 02.11.2015, то есть через год после отказа от договора аренды.
Довод жалобы о том, что при исчислении срока давности по настоящему иску следует исходить как минимум от даты акта ввода в эксплуатацию спорного объекта ответчика, не влияет на правовую квалификацию негаторного требования и не применения к такому требованию срока исковой давности, в связи с чем, такой довод коллегий отклоняется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заключив договор аренды от 17.11.2005 N 4300013414 с указанием вида разрешенного использования - для временного размещения магазина из облегченных конструкций, ИП Кишко З.Я. тем самым согласилась с обязанностью возвратить земельный участок по истечении срока договора аренды в освобожденном виде, и администрация на основании указанного договора аренды вправе была рассчитывать на возврат ей земельного участка без объектов капитального строительства.
Договор аренды от 17.11.2005 N 4300013414 заключен ИП Кишко З.Я. не на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (для размещения и эксплуатации объектов недвижимости), а для временного размещения магазина из облегченных конструкций (стационарная торговая сеть) без права возведения объектов недвижимости (пункт 4.2.2 постановления администрации от 18.10.2005 N 2741-р о предоставлении земельного участка - т. 1, л.д. 56; пункт 9.1 договора аренды от 17.11.2005 N 4300013414 - т. 1, л.д. 61).
Заключение указанного договора аренды земельного участка порождало право на застройку его объектами капитального строительства, в связи с чем, истец исходил из того, что объекты недвижимости на участке отсутствуют, и земельный участок будет возвращен администрации в освобожденном виде после прекращения договора аренды.
Доводы апеллянта о неверном определении судом первой инстанции суммы государственной пошлины по иску, подлежащей взысканию с каждого из ответчиков основаны на неверном понимании положений статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым каждое из заявленных неимущественных требований (к каждому из ответчиков) оплачивается государственной пошлиной в размере 6 000 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к индивидуальному предпринимателю Кишко З.Я.. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2018 по делу N А32-39974/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев, с даты изготовления его полного текста, через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.